г. Москва |
|
13 марта 2014 г. |
Дело N А40-67613/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Красновой С.В., судей Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимониным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройПрогресс" на решение Арбитражного суда города Москвы от "21" декабря 2013 года по делу N А40-67613/13, принятое судьей Лиловой О.Г., по иску Комитета по управлению имуществом г. Кимры (ИНН 6910000420, ОГРН 1026901673270) к обществу с ограниченной ответственностью "СтройПрогресс" (ИНН 7717141400, ОГРН 1037717008944) о взыскании денежных средств и по встречному иску о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
в судебное заседание не явились представители истца, извещены,
от ответчика: Елагин М.Ю. по доверенности от 29.03.2013 г.
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом г.Кимры обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СтройПрогресс" (далее - ООО "СтройПрогресс") о взыскании задолженности по арендной плате в размере 4 328 375 руб. за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 по договору аренды земельного участка от 27.11.2007N 3969 и пени в сумме 1 993 279 руб. 89 коп. период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
Исковые требования предъявлены со ссылкой на статьи 330, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору в части внесения арендной платы в установленный им срок.
Определением от 26.04.2013 дело передано по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Определением от 31.10.2013 к совместному рассмотрению с первоначальным принято встречное исковое заявление ООО "СтройПрогресс" к Комитету по управлению имуществом г.Кимры о взыскании 1 608 576 руб. неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы и 373 792 руб. 87 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Встречные исковые требования предъявлены со ссылкой на статьи 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы удержанием ответчиком по встречному иску указанных денежных средств в отсутствие правовых оснований.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2013 исковые требования удовлетворены в части взыскания 4 328 375 руб. долга и 597 983 руб. 97 коп. пени., в остальной части пени в иске отказано. При этом суд применил положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, посчитав начисленную истцом сумму неустойки несоразмерной последствиям нарушения обязательства. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением от 21.12.2013, ответчик - ООО СтройПрогресс" обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции, приняв новый судебный акт.
По мнению заявителя, решение суда является незаконным и необоснованным.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, от истца потупил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя заявителя, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2013 подлежащим изменению в части по следующим основаниям.
В силу положений статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, арендатор в свою очередь обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом в соответствии с условиями договора аренды.
Как следует из материалов дела, 27.11.2007 между Комитетом по управлению имуществом г.Кимры (арендодатель) и ООО "СтройПрогресс" (арендатор) сроком до 27.11.2056 заключен договор N 3969 аренды земельного участка площадью 3417,0 кв. м с кадастровым номером 69:42:07 05 09:0015 по адресу: Тверская область, г.Кимры, ул. Троицкая, д.5 для использования в целях под нежилое здание торгово-развлекательного центра.
Договор прошел процедуру государственной регистрации 26.01.2008 (N 69-69-13/037/2007-402).
По акту 27.11.2007 предмет аренды передан арендатору.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Вместе с тем ответчик ненадлежащим образом исполнял обязательства по внесению арендной платы, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 4 328 375 руб. за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, размер которой определен истцом в соответствии с п.п.6.2, 6.3 договора, п.9 приложения N 2 к договору "Расчет арендной платы".
Так, согласно п.6.2 договора расчет арендной платы и базовой ставки арендной платы производится в соответствии с методикой расчета арендной платы за пользование земельными участками, утвержденной решением Кимрского городского Собрания N 188 от 08.02.2007.
В соответствии с п.6.3 договора в случае изменения методики расчета арендной платы за пользование земельными участками арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном одностороннем порядке.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Тверской области от 26.12.2007 N 396-па утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области.
В соответствии с п.2.1 Положения размер арендной платы исчисляется по формуле исходя из удельного показателя кадастровой стоимости и иных устанавливаемых коэффициентов.
При определении размера арендной платы за вышеуказанный земельный участок в период 2008-2013 гг. истцом были учтены изменения в методике расчета размера арендной платы, а также изменения значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и изменения коэффициента социально-экономических особенностей.
Так, в 2008 году при определении размера арендной платы использовались значения удельных показателей кадастровой стоимости по соответствующим видам функционального использования земельных участков, утвержденные Постановлением Администрации Тверской области от 05.08.2002 N 270-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тверской области".
С 01.01.2009 и по настоящее время используются значения удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденные Постановлением Администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "О результатах актуализации государственной кадастровой опенки земель населенных пунктов Тверской области".
В период с 01.01.2008 по 31.12.2008 при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования "Город Кимры Тверской области", использовались значения коэффициентов социально-экономических особенностей, утвержденные Постановлением Администрации Тверской области от 29.02.2008 N 43-па "Об утверждении Перечня значений коэффициента социально-экономических особенностей при определении размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области".
С 01.01.2009 по 31.12.2011 использовались значения коэффициентов социально-экономических особенностей, утвержденные Постановлением от 29.02.2008 N 43-па в редакции Постановлений Администрации Тверской области от 27.02.2009 N 55-па. От 20.09.10г. N 454-па "О внесении изменений в постановление Администрации Тверской области от 29.02.08г. N 43-па".
С 01.01.2012 Постановлением Администрации Тверской области от 05.05.2011 N 189-па "О внесении изменений в отдельные постановления Администрации Тверской области" в пункт 2.4. Положения внесены изменения, согласно которым значения коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, за исключением значений коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа город Тверь, а также земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов, утверждаются представительными органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Во исполнение Постановления Администрации Тверской области от 05.05.2011 N 189-па Решениями Кимрской городской Думы от 26.05.2011 N 139, от 29.11.2012 N 212 "Об утверждении Перечня значений коэффициента социально-экономических особенностей при определении размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Кимры Тверской области" утверждены на 2012, 2013 года коэффициенты социально-экономических особенностей, используемые при определении размера арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории г. Кимры.
На основании п.3.4. договора аренды от 27.11.2007 N 3969 расчет арендной платы производится и пересматривается арендодателем в бесспорном и одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством или в следующих случаях:
- при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае определения арендной платы исходя из ставок земельного налога, установленного за такие земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и иных нормативно-правовых актов), но не чаще одного раза в год.
- в случае изменения методики расчета арендной платы за пользование земельными участками.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что изменения в договор аренды в части целевого использования спорного земельного участка в установленном порядке внесены не были, произведенный истцом расчет арендной платы за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 обоснованно принят судом во внимание.
Однако при удовлетворении заявленных Комитетом по управлению имуществом г.Кимры требований о взыскании с ООО "СтройПрогресс" суммы задолженности, судом первой инстанции не учтено, что платежными поручениями от 21.03.2013 N 217 на сумму 181 169 руб. 34 коп., N 221 на сумму 181 169 руб. 34 коп., N 222 на сумму 181 169 руб. 34 коп., N 228 от 26.03.2013 на сумму 84 593 руб. 28 коп. (с учетом письма ООО "СтройПрогресс" от 26.03.2013 N 74 об изменении назначения платежа) (л.д. 112- 116 т.1) заявителем произведена частичная оплата задолженности за 2010-2012 гг.в общей сумме 628 101 руб. 30 коп., в связи с чем подлежащая взысканию по решения суда сумма задолженности подлежит уменьшению до 3 700 273 руб. 70 коп.
Заявляя о необоснованности заявленных исковых требований и предъявляя требование о взыскании 1 608 576 руб. в качестве неосновательного обогащения, ООО "СтройПрогресс" ссылается на то, что использование арендодателем при расчете арендной платы повышающего коэффициента социально-экономических особенностей (СЭО) "земельные участки, предназначенные для размещения объектов по организации отдыха и развлечений" в размере 2,5 (2010 год) и 3 (2011-2012 годы) является неправомерным, поскольку на арендованном земельном участке расположен кинотеатр.
Заявитель полагает, что согласно решению Кимрской городской Думы от 26.05.2011N 139 к спорным правоотношениям должно применяться значение коэффициента СЭО "земельные участки, предназначенные для размещения объектов культуры и искусства" в размере 0,75.
Так, согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключении договора и определении его условий.
В этой связи, заключая договор аренды от 27.11.07 N 3969, в п. 1.1 стороны определили, что арендодатель предоставляет, а арендатор принимает земельный участок для его использования в целях "под нежилое здание торгово-развлекательного центра", что предполагает, что указанный земельный участок используется заявителем "для размещения объектов по организации отдыха и развлечений".
В силу п.3.10 утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 26.12.2007 N 396-па Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области вид деятельности, осуществляемый арендатором на соответствующем земельном участке, определяется в соответствии с целевым использованием земельного участка по договору аренды земельного участка.
В этой связи доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда от 21.12.2013, в связи с чем оно подлежит оставлению в силе, а в удовлетворении апелляционной жалобы должно быть отказано.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "21" декабря 2013 года по делу N А40-67613/13 изменить в части взыскания суммы долга и государственной пошлины за подачу иска.
Взыскать с ООО "СтройПрогресс" (ИНН 7717141400, ОГРН 1037717008944) в пользу Комитета по управлению имуществом г.Кимры (ИНН 6910000420, ОГРН 1026901673270) 3 700 273 руб. 70 коп. долга. В остальной части долга в иске отказать.
Взыскать с ООО "СтройПрогресс" (ИНН 7717141400, ОГРН 1037717008944) в доход федерального бюджета 51 467 руб. 76 коп. государственной пошлины за подачу иска.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Е.Н. Барановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67613/2013
Истец: Комитет по управлению имуществом г. Кимры, Комитета по управлению имуществом г. Кимры
Ответчик: ООО "СтройПрогресс"