г.Челябинск |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А07-13656/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Толкунова В.М.,
судей Ивановой Н.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2013 г. по делу N А07-13656/2013 (судья Гилязутдинова Р.Х.).
Открытое акционерное общество "Салаватстекло" (далее - заявитель, ОАО "Салаватстекло", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, ФСС по РБ, фонд) о признании недействительными решений: от 05.06.2013 N 9-ОСС-р "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части непринятия к зачету суммы 38 821 руб. 51 коп. за 2011 г. и предложения произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения, не принятых к зачету в части суммы 38 821 руб. 51 коп.; от 05.06.2013 N 9-ОСС-д "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах"; от 05.06.2013 N 9 "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 29.11.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Решение от 05.06.2013 N 9-ОСС-р признано недействительным в части непринятых к зачету расходов на сумму 38 821 руб. 51 коп., решение от 05.06.2013 N 9-ОСС-д в части начисления штрафа в сумме 301 руб. 76 коп. и в части предложения уплатить страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 1 505 руб. 58 коп., решение от 05.06.2013 N 9 в части начисления штрафов на сумму 134 руб. 99 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ФСС по РБ обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению фонда, удовлетворяя требования заявителя, суд не учел, что согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 225-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 225-ФЗ) при усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечении 70 календарных дней со дня рождения ребенка, между тем, пособие по беременности и родам было выплачено по истечении 70 календарных дней после рождения ребенка, что является нарушением статьи 10 Закона N225-ФЗ. Кроме того, фонд указывает, что работнице пособие по уходу за ребенком выплачено за период отсутствия документов об опеке или усыновлении ребенка.
Фонд также не согласен с решением суда о том, что ФСС по РБ неправомерно доначислены страховые взносы на сумму командировочных расходов и штрафы. Фонд полагает, что оправдательным документом, подтверждающим расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме, является посадочный талон. Между тем, посадочных талонов на Корнеева В.В., Филиппова Т.Н., Возмищева А.Ю., Юлтимирова И.Н., Ячевского Д.А. не имеется, а справки, содержащие необходимую для подтверждения полета информацию, выданные авиаперевозчиком на данных работников, не представлены.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, заявитель просил рассмотреть дело в отсутствие его представителей. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Стерлитамакским филиалом N 3 ФСС по РБ проведена выездная документальная проверка заявителя на предмет правильности произведения расходов на цели обязательного социального страхования, о чем составлены акты от 13.05.2013 N7н/с, N7-ОСС-д, N 7-ОСС-р.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений заявителя, в присутствии его представителя, фондом вынесены решения от 05.06.2013 N 9 (т.1, л.д. 31-34), N 9-ОСС-д (т.1, л.д. 46-48), N 9-ОСС-р (т. 2, л.д. 50-51).
Указанными решениями обществу отказано в принятии к зачету расходов, произведенных заявителем на выплату пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2011 г. в сумме 38 821 руб. 51 коп. и в 2012 г. в сумме 1 248 руб. 29 коп. (решение N 9-ОСС-р), начислены штрафные санкции на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ) в сумме 138 руб. 23 коп. (решение N 9), начислены штрафные санкции на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Основанием для принятия решения N 9-ОСС-р явился вывод проверяющих о том, что листок нетрудоспособности, на основании которого произведена спорная выплата пособия в размере 38 821 руб. 51 коп. по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2011 г. при усыновлении ребенка, выдан по истечении 70 календарных дней после рождения ребенка, что является нарушением статьи 10 Закона N 255-ФЗ.
Основанием для привлечения общества к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ послужило непринятие фондом к зачету сумм выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Законом N 212-ФЗ и Законом N 125-ФЗ.
Кроме этого, общество привлечено к ответственности в связи с доначислением страховых взносов в ФСС РФ в размере 13 095 руб. - составляющих командировочные расходы, поскольку, по утверждению фонда, спорные расходы не подтверждены документами, а именно отсутствуют посадочные талоны на авиаперелеты.
Не согласившись с вынесенными решениями фонда, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 указанного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 данной статьи). Частью 5 статьи 13 Закона определено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 3 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) выплата пособия по временной нетрудоспособности, а также пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Частью 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая, который для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам на основании статьи 13 Закона N 255-ФЗ подтверждается листком нетрудоспособности, выданным медицинской организацией по форме и в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования (Минздравсоцразвития России).
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 225-ФЗ установлено, что финансирование выплаты пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств ФСС РФ.
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, установлено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как указано в пункте 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями ФСС РФ, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Таким образом, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
В рассматриваемом случае факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности при усыновлении ребенка подтверждается листком нетрудоспособности от 13.10.2011 N 020368012922 (т.1, л.д.19), постановлением главы администрации городского округа г. Салават от 25.07.2011 о назначении предварительной опеки над ребенком сроком на два месяца (т.1, л.д. 17), свидетельством о рождении ребенка (т.1, л.д.18), решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 28.09.2011 об удочерении (т.1, л.д. 21-22) и не опровергается фондом.
Кроме этого, фондом не представлены доказательства в силу требований статьи 65 АПК РФ об отсутствии права на выдачу указанного листка нетрудоспособности МУ "Салаватский городской родильный дом", врачом которой выдан листок нетрудоспособности N 020368012922.
Доводы фонда по данному эпизоду отклоняются по следующим основаниям.
Факт выдачи листка нетрудоспособности по истечении 70 дней после рождения ребенка в данном случае обусловлен объективными причинами, не зависящими от застрахованного лица и страхователя (рассмотрение вопроса удочерения в судебном порядке).
Более того, в силу положений статьи 39 Конституции Российской Федерации, статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Закона N 165-ФЗ сам по себе факт выдачи листка нетрудоспособности по истечении 70 дней после рождения ребенка, отдельные пороки в его оформлении при доказанности самого страхового случая не лишают гражданина права получения пособий по временной нетрудоспособности и не являются основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
Согласно части 2 статьи 10 Закона N 225-ФЗ при усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка.
Между тем фонд не отрицает противоречивость указанных положений, поскольку при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев, но более 70 дней отроду, уже формально нарушается указанный 70-ти дневный срок выплаты пособия.
Однако согласно статье 17.2 Закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) приемная семья, патронатная семья, а также опека и попечительство являются, наряду с усыновлением, формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, в целях их содержания, воспитания, образования и для защиты их прав и интересов (пункт 1 статьи 123, пункты 1 и 2 статьи 145 СК РФ, пункты 1 и 3 статьи 31, пункт 1 статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в соответствии со статьей 13 Закона N 81-ФЗ имеют матери, отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком.
Статьей 14 Закона N 81-ФЗ установлено, что лицам, указанным в абзацах втором-пятом части первой статьи 13 данного Закона, за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет.
В соответствии со статьей 11.1 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет.
При этом статус опекуна (временный или постоянный) в законе не оговорен.
Пункт 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени.
В настоящем случае отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет предоставлен работнику общества на основании приказа по обществу от 01.11.2011 N 1408/ОУП на период с 05.09.2011 по 27.12.2012. Основанием предоставления отпуска по уходу за ребенком и право на пособие подтверждается постановлением главы администрации городского округа Салават Республики Башкортостан от 25.07.2011 N 1497-п "О назначении предварительной опеки над несовершеннолетним ребенком", решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 28.09.2011 об удочерении и свидетельством о рождении ребенка.
Доводом фонда о непринятии расходов к зачету является отсутствие документов об опеке и попечительстве в период с 26.09.2011 (дата окончания временной опеки) по 28.09.2011 (дата вынесения решения Салаватского городского суда Республики Башкортостан об удочерении), что составляет всего два календарных дня.
Между тем, в материалах дела имеется справка отдела опеки и попечительства администрации городского округа г.Салават от 04.09.2013 N 1942, которой подтверждается, что несовершеннолетний ребенок в период с 25.09.2011 по 28.09.2011 фактически находился в семье опекуна (работника общества).
Кроме того, как указывает сам фонд в дополнениях к отзыву на заявление общества, усыновление является одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, обеспечивая ему семейное воспитание и правовое положение, равное с родными детьми. Лица, усыновившие ребенка, не только несут по отношению к нему родительские обязанности, но и имеют те же права, что и родители в отношении родных детей. Это касается и тех прав, которые возникают в сфере трудовых отношений (т.3, л.д. 50).
Предварительная опека или попечительство представляет собой упрощенный порядок назначения или попечительства в случаях, когда в интересах несовершеннолетнего гражданина необходимо назначить опекуна или попечителя. Орган опеки и попечительства принимает акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительной опеке или попечительству), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данный факт, с учетом перечисленных выше правовых норм, дает работнику общества право и на отпуск по уходу за ребенком, и на соответствующее пособие и подтверждает правомерность выплаты соответствующего пособия заявителем с последующим зачетом.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что фондом неправомерно не приняты к зачету расходы в сумме 32 534 руб. 60 коп., выплаченные в качестве пособия по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности от 13.10.2011 N 020368012922 и соответственно расходы в сумме 6286 руб. 91 коп., выплаченные в качестве пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет.
При таких обстоятельствах решение N 9-ОСС-р от 05.06.2013 является незаконным и верно признано судом первой инстанции недействительным.
Решения от 05.06.2013 N 9 и N 9-ОСС-д признаны судом первой инстанции также незаконными в силу следующего.
Пунктом 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" (далее - Приказ Минтранса N134) установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к маршрут/квитанции, оформленной не на бланке строгой отчетности, должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек.
Таким образом, при приобретении работником электронного билета для поездок в командировки на территории Российской Федерации и за рубеж документами, подтверждающими произведенные расходы, могут являться маршрут/квитанция, оформленная на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете, чек или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности.
Кроме того, посадочный талон не утвержден в качестве обязательного документа для подтверждения обоснованности командировочных расходов, в том числе и в пункте 2 Приказа Минтранса N 134.
Факт перелета подтверждается другими документами, удостоверяющими факт пребывания работников в командировке.
В данном случае, вопреки доводам апеллянта, материалами дела подтверждаются факты перелета работниками общества и нахождения их в командировке по непринятой фондом сумме командировочных расходов в размере 13 095 руб., а именно: авансовым отчетом подотчетного лица - Корнеева В.В. от 26.04.2010 N 65, служебным заданием, командировочным удостоверением, электронным авиабилетом от 19.04.2010, полисом страхования от несчастного случая, счетом на оплату гостиницы от 20.04.2010 N 9341, чеком на оплату гостиничных услуг на сумму 5 100 руб., авиабилетом N 61186405954 (т.2, л.д. 62-68), авансовым отчетом подотчетного лица - Филиппова Т.Н., служебным заданием, электронным авиабилетом от 17.06.2010 по маршруту Уфа-Москва-Уфа, документами об участии в совещании по теме: "Отраслевая оценка качества стеклянной тары - создание уверенности и безопасности продукции" (т.2, л.д. 69-78), авансовым отчетом Возмищева А.Ю., служебным заданием, командировочным удостоверением от 11.03.2010 N84, электронным авиабилетом, полисом страхования от несчастного случая, счетом на оплату гостиничных услуг и доказательством его оплаты, электронным авиабилетом от 11.03.2010 (т.2, л.д. 79-101), авансовым отчетом Юлтимирова И.Н., служебным заданием, командировочным удостоверением, электронными авиабилетами, счетом на оплату гостиничных услуг, доказательством оплаты (т.2, л.д. 102-116), авансовым отчетом Ячевского Д.А. и приложенными к нему документами, посадочным талоном по маршруту Москва-Уфа-Москва, посадочным талоном по маршруту Москва-Саратов-Москва (т.2, л.д. 134-140,).
В отношении иных работников, указанных в оспариваемом решении фонда и в решении суда, замечания в апелляционной жалобе не поддерживаются.
Таким образом, названные документы (как и в отношении иных, не указанных апеллянтом работников) свидетельствуют о направлении работников общества в командировки, проживание их в гостинице, факт перелета, поскольку в копиях электронных авиабилетов указаны реквизиты, позволяющие идентифицировать проезд работника в командировку (в частности, указана фамилия пассажира, маршрут, стоимость билета, дата поездки).
Кроме этого, судом были направлены запросы в авиакомпании для подтверждения факта перелета работников общества в спорные периоды. Согласно ответу, полученному от ООО "ЮТэйр-Уфа", вопреки доводам апеллянта, следует, что факты перелета работниками общества: Филиппова Т.Н., Возмищева А.Ю., Юлтимирова И.Н. рейсами авиакомпании "ЮТэйр" имели место (т.3, л.д. 29-42).
Сам факт служебных командировок ответчиком не оспаривается, доказательства проезда к месту служебных командировок и обратно также не оспариваются. Даты командировок, указанные в представленных командировочных удостоверениях, совпадают с датами, указанными в представленных билетах.
Таким образом, фондом неправомерно доначислены страховые взносы на сумму командировочных расходов в размере 13 095 руб. и основания для начисления штрафов с указанной суммы у фонда отсутствовали.
Следовательно, суд первой инстанции верно признал требования заявителя о признании недействительными решения от 05.06.2013 N 9-ОММ-д в части начисления штрафа в сумме 301 руб. 76 коп. обоснованными, по решению от 05.06.2013 N 9 в части начисления штрафа на сумму 134 руб. 99 коп. также являются обоснованными, в том числе и с суммы 38 821 руб. 51 коп. непринятых к зачету расходов на сумму страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а оспариваемые решения на указанные суммы верно признаны недействительными.
В остальной части решения о начислении штрафа суд первой инстанции указал, что поскольку факт непринятия к зачету расходов в сумме 1 248 руб. 29 коп., выплаченных Халиловой Э.Н. в качестве пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, обществом не оспаривается, то требования в этой части удовлетворению не подлежат. В суде первой инстанции общество действия фонда по непринятию к зачету указанной суммы признало правомерным. Возражений против этой части решения суда заявителем не приводится.
Апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
Из содержания оспариваемых решений и протоколов рассмотрения материалов проверки следует, что материалы проверки рассмотрены и решения вынесены от имени фонда главным бухгалтером Стерлитамакского филиала N 3 ФСС по РБ Курбангалеевой Р.Р.
Между тем из содержания указанных документов и материалов дела не следует нахождение главного бухгалтера в должности ответственного полномочного лица Стерлитамакского филиала N 3 ФСС по РБ (директора или исполняющего обязанности директора), тогда как документальная выездная проверка общества проведена на основании решения директора Стерлитамакского филиала N3 ФСС по РБ Дороховой Н.И.
Таким образом, решение суда по существу спора является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение суда следует оставить без изменения.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 ноября 2013 г. по делу N А07-13656/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13656/2013
Истец: ОАО "Салаватстекло"
Ответчик: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан