г.Москва |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А40-138741/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Балашиха-Экспресс"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.11.2013
по делу N А40-138741/13, принятое судьей Быковой Ю.Л. (119-1298) в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "Балашиха-Экспресс" (ОГРН 1035000713956; Московская область, г.Балашиха, ш.Энтузиастов, д.5)
к ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок"
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Храпач С.В. по дов. от 20.01.2014; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Балашиха-Экспресс" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок" от 10.09.2013 ВВВ N 023454 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.10.7 КоАП Москвы.
Решением от 29.11.2013, принятым по настоящему делу, Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого постановления, принимая во внимание наличие события и состава вмененного Обществу административного правонарушения.
Не согласившись с данным решением суда, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что наличие в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.10.7 КоАП Москвы, ответчиком не доказано.
Представитель заявителя в судебном заседании и письменных объяснениях поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. В соответствии со ст.ст.121, 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено апелляционным судом в отсутствие представителей ответчика.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 16.07.2013 в ходе проведения мероприятий по мониторингу и анализу качества транспортных услуг, предоставляемых населению города Москвы, на остановочном пункте, расположенном по адресу: г.Москва, Зеленый проспект, д.81, ответчиком было установлено, что ООО "Балашиха-Экспресс" в нарушение действующего законодательства и без согласования с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы осуществляло эксплуатацию регулярного межрегионального автобусного маршрута N 108 "г.Москва (ст.м.Новогиреево) - Балашиха-2" автобусом марки "Фольксваген крафтер БТД", с регистрационным знаком KB 193 50, под управлением водителя Трофимова П.И., по путевому листу N 446086, выданному Обществом 16.07.2013.
При этом письмом от 09.11.2012 N 61-04-9018/2 Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы отказал ООО "Балашиха-Экспресс" в согласовании эксплуатации регулярного межрегионального автобусного маршрута N 108 "г.Москва (ст.м. Новогиреево) - Балашиха-2" ввиду несоответствия предоставленных на согласование документов требованиям пунктов 1.4 и 2.1 приложения N 1 Постановления Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г.Москвы".
06.08.2013 по факту указанного нарушения в отношении ООО "Балашиха-Экспресс" составлен протокол серии ВВВ N 023454 об административном правонарушении, предусмотренной ч.2 ст.10.7 КоАП г.Москвы.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении ответчиком вынесено постановление от 10.09.2013 N 023454 о привлечении ООО "Балашиха-Экспресс" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.10.7 Кодекса г.Москвы об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным и необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого постановления ответчика.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст.210 АПК РФ, правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и на их основе сделаны соответствующие материалам дела выводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд считает обоснованными выводы суда первой инстанции о составлении протокола по делу об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления уполномоченными лицами (п.п.9 п.1 ст.16.3 КоАП г.Москвы, Распоряжение Правительства Москвы от 17.05.2011 N 397-РП), соблюдении срока давности привлечения к ответственности (ст.4.5 КоАП РФ).
Нарушения процедуры привлечения ООО "Балашиха-Экспресс" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
В соответствии с ч.1 ст.10.7 КоАП г.Москвы эксплуатация городских, пригородных, междугородних и международных автобусных маршрутов, несогласованных в порядке, установленном Правительством Москвы, а также с нарушениями условий согласования влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере четырех тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст.10.7 КоАП г.Москвы повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Возникший спор регулируется как федеральным, так и региональным законодательством, а именно: Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 "Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации", Постановлением Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г.Москвы".
В соответствии с п.2 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Минтрансом России с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций.
Согласно п.3 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п.8 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации представленные документы регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при ее положительном заключении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия.
Более детально порядок и последовательность оформления документации на открытие и переоформление действующих маршрутов, а также взаимодействия при этом с инициаторами открытия регулярных маршрутов, перевозчиками, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определены Методическими рекомендациями, разработанными в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178, утвержденными РАС и согласованными с Министерством транспорта Российской Федерации 16.10.2003 (Методические рекомендации).
Согласно пункту 1.2 Методических рекомендаций регулярные пассажирские перевозки между субъектами Российской Федерации организуются по согласованию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по территории которых проходит маршрут, и расписанием предусматриваются остановочные пункты. Для решения вопроса об открытии или по переоформлению действующего маршрута инициатором (перевозчиком) разрабатываются и предоставляются в ассоциации (союзы, уполномоченные РАС) документы, перечисленные в пунктах 6 и 7 Порядка (схемы маршрута, расписания движения автобусов, размер платы за проезд и провоз багажа, график работы водителей, заявка на открытие маршрута, копии учредительных документов, копия лицензии, документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств).
Пунктом 9 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации предусмотрено, что после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.
Согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляется перевозчику (пункт 10 Порядка).
Согласно пункту 16 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации формируются Минтрансом России на основании утвержденных паспортов маршрутов, один экземпляр паспорта маршрута в соответствии с пунктом 15 Порядка представляется в Минтранс России для внесения данного маршрута в указанный реестр.
Постановлением Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г.Москвы" функции органа Правительства Москвы по согласованию регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г.Москвы, возложены на Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Названным Постановлением Правительства Москвы утвержден Порядок согласования регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов.
Согласно п.1.3 Постановления Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП настоящий Порядок распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории г.Москвы по указанным в п.1.1 настоящего Порядка маршрутам.
Пунктом 1.1 названного Постановления N 24-ПП установлено, что Порядок распространяется на регулярные межрегиональные и международные автобусные маршруты, проходящие по территории г.Москвы.
Кроме того, данным Постановлением определены условия и процедура согласования регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод, что вопросы организации межсубъектного автобусного маршрута, в том числе, его основные условия, согласовываются уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, а не в одностороннем порядке уполномоченным органом одного субъекта Российской Федерации.
Следовательно, согласование эксплуатации межсубъектного автобусного маршрута должно согласовываться уполномоченными органами субъектов Российской Федерации. Иное нормативными актами не установлено.
Следует также учесть, что уполномоченными органами Московской области и города Москвы подписан протокол от 22.05.2009 N 61-07-66/9, которым утвержден Временный порядок согласования автобусных маршрутов регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации - Московской областью и городом Москвой.
Из пункта 5.4 раздела 5 названного Временного порядка усматривается, что изменения вносятся в паспорт маршрута и иные, предусмотренные законодательством города Москвы и Московской области документы, предоставляющие права на осуществление перевозок, только при положительном решении сторон.
Следовательно, эксплуатация заявителем межсубъектного автобусного маршрута без согласования с уполномоченными органами каждого из субъектов Российской Федерации, по территории которого проходит маршрут, является нарушением условий его эксплуатации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, вмененное заявителю событие административного правонарушения подтверждено материалами административного дела: служебной запиской, фототаблицей, путевым листом N 446086, протоколом об административном правонарушении. Собранные доказательства отвечают признакам относимости и допустимости, согласуются между собой.
Как установлено судом, заявитель ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение, о чем свидетельствует представленное ответчиком постановление ВВВ N 012590 от 21.11.2012.
Следовательно, допущенное ООО "Балашиха-Экспресс" нарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.10.7 КоАП г.Москвы, в части эксплуатации городских, пригородных, междугородних и международных автобусных маршрутов, несогласованных в установленном порядке.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в п.16.1 Постановления N 10 от 02.06.2004 Пленума ВАС РФ, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, собранные ответчиком при рассмотрении дела об административном правонарушении, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.2 ст.10.7 КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционный суд считает, что факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина Общества в его совершении установлена и также подтверждена имеющимися в деле доказательствами.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.
Довод заявителя апелляционной жалобы о наличии согласования маршрута N 447 с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы со ссылкой на п.138 протокола от 04.09.1998 N 1 отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 18.07.2012 N 345-ПП) все действующие регулярные межрегиональные автобусные маршруты между городом Москвой и населенными пунктами Московской области, открытые до принятия настоящего постановления, должны быть согласованы с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы до 01.10.2012 (в предыдущей редакции до 01.06.2005).
В указанной связи ООО "Балашиха-Экспресс" должно было согласовать спорный маршрут с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в соответствии с новыми требованиями, установленными Постановлением Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП, в установленный срок. Следовательно, ранее действующее согласование на момент проверки не имело юридической силы.
Ссылка заявителя на Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку данный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 10.04.2013 N 120 (вступил в силу с 21.06.2013), согласно которому на перевозчике лежит обязанность ходатайствовать о согласовании маршрута с каждым из субъектов Российской Федерации, по территории которых проходит маршрут.
Ссылки Общества на решения арбитражных судов по аналогичным делам являются несостоятельными, поскольку в данном случае заявителю было отказано в согласовании вышеназванного конкретного маршрута, и он не имел права эксплуатировать его ни при каких обстоятельствах.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.11.2013 по делу N А40-138741/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138741/2013
Истец: ООО "Балашиха-Экспресс"
Ответчик: ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок"
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14878/15
24.02.2015 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-138741/13
12.03.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45868/13
29.11.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-138741/13