г. Киров |
|
17 марта 2014 г. |
Дело N А29-7389/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Чечулиной В.В., действующей на основании доверенности от 17.09.2012,
представителя ответчика: Михайлюты А.Ю., действующего на основании доверенности от 05.03.2014 N 163,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (филиал N 5)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.01.2014 по делу
N А29-7389/2013, принятое судом в составе судьи Огородниковой Н.С.,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Северная железная дорога
(ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (филиал N 5) (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685),
о признании частично недействительным решения от 28.06.2013 N 85 н/с,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северная железная дорога (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (филиал N 5) (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 28.06.2013 N 85 н/с о привлечении страхователя к ответственности в части доначисления страховых взносов в сумме 3 078 536,33 руб., пеней в сумме 103 840,17 руб. и штрафов в размере 615 707,27 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.01.2014 требования Общества удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 09.01.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции по жалобе Фонд обращает внимание апелляционного суда на следующие обстоятельства:
1) судом первой инстанции сделан неверный вывод в отношении регистрации Общества в качестве страхователя в региональном отделении Фонда по Республике Коми, так как в органах ФСС по заявлению Общества 14.02.2011 было зарегистрировано его структурное подразделение - Сосногорская дистанция пути. Общество же в качестве страхователя в Фонде в Республике Коми не зарегистрировано.
2) Суду первой инстанции следовало учесть, что Сосногорская дистанция пути является самостоятельным субъектом по обязательному социальному страхованию, на которого распространяются обязанности, предусмотренные в статьях 17, 19 Федерального закона N 125-ФЗ.
3) Сделав вывод об отсутствии оснований установления для Сосногорской дистанции пути страхового тарифа, отличного от тарифа, установленного для ОАО "РЖД", суд первой инстанции не учел положения абзаца 4 статьи 4 и статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ, которым обязанность регистрации в качестве страхователя установлена для всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Кроме того, в проверяемом периоде деятельность, фактически осуществляемая Сосногорской дистанцией пути, состояла из сдачи внаем собственного нежилого недвижимого имущества, поэтому класс профессионального риска (соответственно и страховой тариф для расчета взносов) должен устанавливаться исходя из фактически осуществляемой деятельности страхователя - Сосногорской дистанции пути.
При таких обстоятельствах Фонд полагает, что неверные данные о фактически осуществляемом Сосногорской дистанцией пути виде экономической деятельности привели к неверному определению класса профессионального риска и страхового тарифа для Сосногорской дистанции пути, что и привело к доначислению страховых взносов в размере 3 078 536,33 руб.
Таким образом, Фонд считает, что решение от 09.01.2014 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании апелляционного суда, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Республики Коми, представители сторон поддержали свои позиции по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 09.01.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом проведена выездная проверка Общества в связи с деятельностью обособленного подразделения - Сосногорской дистанции путей - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт от 16.05.2013 N 136 н/с.
28.06.2013 Фондом принято решение N 85 н/с, согласно которому Обществу:
- начислен штраф в сумме 616 167,83 руб. (статья 19 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998),
- страховые взносы в сумме 3 080 839,15 руб.,
- пени в сумме 103 840,17 руб.
Общество с решением Фонда не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", от 28.11.2009 N 297-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год", постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.12.2006 N857 "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2004 N 111 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)", требования Общества признал обоснованными. При этом суд первой инстанции указал, что в рассматриваемом случае у Фонда отсутствовали основания для установления структурному подразделению Общества страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отличного от страхового тарифа, установленного для ОАО "РЖД",
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы.
В силу требований статьи 6 Закона N 125-ФЗ в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация страхователей - юридических лиц и страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Статьей 17 Закона N 125-ФЗ для страхователя установлена обязанность в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В статье 21 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28.11.2009 N 297-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", статье 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" на 2011 год для страхователей, отнесенных в зависимости от видов экономической деятельности к третьему классу профессионального риска, установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных в размере 0,4 процента, для страхователей, отнесенных к пятому классу профессионального риска - в размере 0,6 процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - "Правила_").
Согласно пункту 2 "Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, далее - "Порядок_") основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно. Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации документы, предусмотренные пунктом 3 "Порядка...", а именно:
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему "Порядку_",
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему "Порядку_";
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
В справке-подтверждении основного вида экономической деятельности, заполняемой на основе данных бухгалтерской отчетности за предыдущий год, предусмотрено отражение доходов и поступлений от каждого из осуществляемых страхователем видов экономической деятельности и доли доходов по данному виду деятельности в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Пунктом 7 "Правил" предусмотрено, что самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
В соответствии с пунктами 8, 9 "Правил" экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Согласно пункту 11 "Правил" основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности (пункт 12).
Названным выше "Порядком_" предусмотрено, что основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 "Правил_", согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Между тем статус структурного подразделения страхователя не влечет автоматического признания данного подразделения самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку для установления данного статуса необходимо наличие совокупности всех перечисленных выше условий, предусмотренных в пункте 7 "Порядка_", а также соблюдение установленной пунктом 8 "Порядка_" процедуры отнесения подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам и подтверждения видов экономической деятельности данных подразделений (подача заявления о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя с приложением соответствующих документов).
Исходя из положений пунктов 7, 8 "Порядка_" самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются подразделения страхователя при условии выполнения ими следующих требований:
- осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя;
- ведение страхователем бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подразделений страхователя, позволяющего обеспечить составление "Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2004 N 111 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)";
- представление в исполнительный орган Фонда в установленные сроки расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) в целом по организации и "Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) по каждому подразделению страхователя, являющемуся самостоятельной классификационной единицей.
Для отнесения подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам и подтверждения видов экономической деятельности данных подразделений страхователь ежегодно, одновременно с подтверждением основного вида экономической деятельности, представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации заявление о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и копии документов, подтверждающих осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя, регламентирующих учет финансово-хозяйственной деятельности страхователя (положения о подразделениях, приказ (выписка из приказа) об учетной политике).
Таким образом, основополагающим признаком, позволяющим признать обособленное подразделение страхователя самостоятельной классификационной единицей в соответствии с перечисленными выше требованиями, является осуществление данным подразделением вида экономической деятельности, отличного от основного вида экономической деятельности коммерческой организации в целом.
Согласно введению к "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" ОК 029-2001 (утвержден постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД) экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
Соответственно, главным признаком, позволяющим отнести осуществляемую страхователем деятельность к одному из видов для целей классификации по ОКВЭД, является конечная цель ее осуществления.
При классификации деятельности по техническому обслуживанию и ремонту технически сложных объектов по общему правилу следует применять код по ОКВЭД, установленный для основного вида деятельности.
Обособленное подразделение коммерческой организации может осуществлять вид деятельности, отличный от основного вида экономической деятельности самого юридического лица, и в этом качестве выступать самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лишь при том условии, что осуществляемая им деятельность имеет собственную конечную деловую цель, отличную от цели основного вида экономической деятельности, в результате которой обособленным подразделением производится собственная продукция, либо выполняются работы и оказываются услуги третьим лицам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является страхователем и состоит на учете в органах ФСС России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 утвержден Устав ОАО "РЖД", в котором отражено, что главными целями деятельности Общества являются обеспечение потребности государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых обществом, а также извлечение прибыли.
Для достижения поставленных целей задачами общества являются, кроме прочего, сохранение единой сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления, обеспечения безопасности движения поездов, в том числе при перевозках опасных грузов по инфраструктуре, принадлежащей обществу.
Сосногорская дистанция пути (далее - Дистанция) является структурным подразделением Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги филиала ОАО "РЖД".
Дистанция не имеет статуса юридического лица и осуществляет деятельность от имени ОАО "РЖД".
Основными задачами Дистанции являются содержание в технически исправном состоянии закрепленных участков железнодорожного пути, обеспечение устойчивой и безопасной работы пути и сооружений, предупреждение и ликвидация нарушений их нормальной работы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО "РЖД" и железной дороги; обеспечение безопасности движения поездов и выполнение мероприятий по повышению надежности железнодорожного пути и сооружений.
Таким образом, деятельность Сосногорской дистанции пути обусловлена целями и задачами ОАО "РЖД и фактически является её составной частью.
Виды деятельности структурного подразделения не могут быть обособлены от видов деятельности головной организации.
Как уже было указано выше, для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь в органы ФСС России представляет, в том числе, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности.
В материалах дела имеется справка-подтверждение от 30.03.2012, в которой отражен размер выручки, полученной структурным подразделением Общества от деятельности магистрального железнодорожного транспорта за предыдущий финансовый год - 94%.
Таким образом, с учетом удельного веса в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг определенный вид экономической деятельности организации соответствует третьему классу профессионального риска и размеру страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 0,4% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц.
По результатам рассмотрения заявления Общества о подтверждении основного вида экономической деятельности, к которому были приложены справка-подтверждение основного вида экономической деятельности Сосногорской дистанции пути и копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу, Фондом 03.04.2012 выдано уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом, как обоснованно было учтено судом первой инстанции, Дирекцией не осуществляются виды деятельности, которые не являются основным видом деятельности Общества.
Доказательств обращения Общества в отделение Фонда по месту своей регистрации с заявлением о выделении подразделений в самостоятельные классификационные единицы и подтверждения основного вида экономической деятельности обособленных подразделений, Фондом в материалы дела не представлено. Соответственно, (с учетом пункта 10 "Порядка_") Общество в целом подлежит отнесению к виду экономической деятельности, который соответствует его основному виду экономической деятельности.
Довод Фонда о том, что в проверяемом периоде деятельность, фактически осуществляемая Сосногорской дистанцией пути, состояла из сдачи внаем собственного нежилого недвижимого имущества, что, по мнению Фонда, свидетельствует об обоснованности корректировки класса профессионального риска, признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку в аренду передавались земельные участки, что напрямую не связано с непосредственной деятельностью ОАО "РЖД", определенной в его Уставе.
При этом доказательств того, что Дистанция зарегистрирована в качестве самостоятельной классификационной единицы в составе страхователя, Фондом в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.01.2014 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального права, на основании исследования всех имеющихся в материалах дела доказательств. Основания для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы ФСС России освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.01.2014 по делу N А29-7389/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (филиал N 5) (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7389/2013
Истец: ОАО Российские железные дороги в лице филиала Северная железная дорога
Ответчик: Государственное учреждение- региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
Третье лицо: Филиал ОАО "РЖД" Северная железная дорога Сосногорский отдел правового обеспечения, ВААС