г. Саратов |
|
17 марта 2014 г. |
Дело N А12-28445/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Глор" Савченко Евгения Васильевича (г.Волгоград),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 декабря 2013 года,
по делу N А12-28445/2013, (судья Н.Н. Середа),
по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Глор" Савченко Евгения Васильевича (г. Волгоград)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (400094, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. 51 Гвардейская, 38, ОГРН 1043400306223, ИНН 3443077223)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий ООО "Глор" Савченко Е.В. обратился в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда о признании не-законным бездействия по невнесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о нем как о конкурсном управляющем ООО "Глор".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 11 декабря 2013 года по делу N А12-28445/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, определением арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2013 г. по делу N А12-9757/2009 конкурсным управляющим ООО "Глор" назначен Савченко Евгений Васильевич (л.д.15).
В связи с чем, он 24.10.2013 г. обратился в ИФНС России по Дзержинскому района г. Волгограда с запросом о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о нем как о конкурсном управляющем ООО "Глор" (л.д.16).
Письмом от 01.11.2013 г. за N 19-20/28749 заявитель со ссылкой на положения Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уведомлен о необходимости представить для государственной регистрации сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы обществ, в соответствии с порядком, установленным указанным законом, а именно о необходимости подачи заявления по форме Р14001 (л.д.23).
Расценив указанный ответ как уклонение от государственной регистрации сведений о конкурсном управляющем общества, а также не согласившись с требованием регистрирующего органа о необходимости подачи заявления по установленной форме о внесении изменений в ЕГРЮЛ, Савченко Е.В. обратился в арбитражный суд первой инстанции с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что положения статей 20.2, 127, 129 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, утвержденных Прика-зом ФНС России от 01.11.2004 г. N САЭ-3-09/16@ предусматривают порядок назначения конкурсного управляющего и его полномочия и не регламентируют вопросы государственной регистрации сведений о юридическом лице. Следовательно, приведенные нормы права не регулируют спорные правоотношения.
Апелляционный суд считает данные выводы ошибочными на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127 Закона о несостоятельности (банкротстве) (далее Закон о банкротстве) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
Статьей 127 Закона о банкротстве предусмотрено, что при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Согласно пункту 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 144 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае освобождения конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей арбитражный суд утверждает нового конкурсного управляющего в порядке, установленном пунктом 1 статьи 127 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 статьи 28 и пункта 2 статьи 128 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего.
Таким образом, с момента утверждения конкурсного управляющего к нему переходят полномочия руководителя должника.
При этом момент возникновения полномочий конкурсного управляющего связан не с внесением изменений в ЕГРЮЛ, а с моментом вступления судебного акта о его утверждении в законную силу.
Закон о банкротстве не содержит обязанности конкурсного управляющего вносить соответствующие изменения в ЕГРЮЛ относительно своего назначения на основании заявления в порядке, предусмотренном статьями 17 и 18 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
В соответствии с Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденными приказом ФНС от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@, раздел 4 "Сведения о конкурсном управляющем" указанной формы заполняется в случае принятия судом решения о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) в соответствии со сведениями о конкурсном управляющем, содержащимися в указанном решении или определении арбитражного суда об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего.
Исходя из вышеприведенных положений, ни Закон N 129-ФЗ, ни подзаконные нормативные акты не предусматривают обязанность конкурсного управляющего заполнять заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001.
В данном случае при получении уведомления конкурсного управляющего вместе с определением арбитражного суда об утверждении новой кандидатуры конкурсного управляющего ООО "Глор" у Инспекции отсутствовали основания для не исполнения данного судебного акта в части невнесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
В соответствии со статьей 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
После утверждения конкурсного управляющего и получения соответствующего судебного акта при предоставлении выписок из ЕГРЮЛ Инспекцией фактически предоставляются недостоверные сведения о лице, уполномоченном действовать от имени должника, эти же сведения содержатся в ЕГРЮЛ, тем самым допущены нарушения принципов единства и сопоставимости сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Кроме того, совершение требуемых инспекцией от конкурсного управляющего действий по оформлению заявления в установленной форме Р14001 и нотариального заверения подписи, повлечет необоснованные денежные затраты в рамках конкурсного производства, нарушит права кредиторов; данные затраты могут быть и не приняты кредиторами в качестве обоснованных, в последнем случае, на конкурсного управляющего будет возложено бремя несения расходов по нотариальному удостоверению подписи уполномоченного лица.
Заявление, поданное в инспекцию конкурсным управляющим Савченко Е.В., вместе с приложением содержали в себе все необходимые сведения (паспортные данные, заверенную арбитражным судом Волгоградской области копию определения арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2013 г. по делу N А12-9757/2009 и т.д.) для совершения регистрирующим органом действий по внесению изменений в ЕГРЮЛ в отношении нового конкурсного управляющего ООО "Глор".
В своем решении суд первой инстанции указывает на то, что статья 4 Федерального закона N 129-ФЗ фактически носит декларативный характер, а статья 5 предусматривает перечень сведений, которые вносятся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, и общие положения по порядку внесения сведений в реестр.
Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. В данном случае таким документом является определение арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2013 г. по делу N А12-9757/2009.
Основания, при наличии которых допускается отказ в государственной регистрации, предусмотрены пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Таким образом, апелляционный суд считает, что в рассматриваемом случае при наличии вступившего в законную силу определения суда у инспекции отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации изменений.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, действия инспекции, связанные с отказом конкурсному управляющему ООО "Глор" во внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, содержащих информацию о конкурном управляющем ООО "Глор" Савченко Е.В. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, правомерно признаны судом первой инстанции незаконными, не соответствующими требованиям Закона о банкротстве и Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В порядке восстановления нарушенного права судебная коллегия в порядке ст. 201 АПК РФ возлагает на инспекцию обязанность совершения действий по внесению в ЕГРЮЛ сведений, содержащих информацию о конкурсном управляющем ООО "Глор" Савченко Е.В., как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в полном объёме. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 11 декабря 2013 года, по делу N А12-28445/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда по невнесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о конкурсном управляющем общества с ограниченной ответственностью "Глор" Савченко Евгении Васильевиче.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда совершить действия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений, содержащих информацию о конкурсном управляющем общества с ограниченной ответственностью "Глор" Савченко Евгении Васильевиче, как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в пятидневный срок со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Луговской |
Судьи |
М.А.Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-28445/2013
Истец: Конкурсный управляющий ООО "Глор" Савченко Е. В., Савченко Евгений Васильевич
Ответчик: ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда