город Воронеж |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А14-4826/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В. А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2013 по делу N А14-4826/2013 (судья Попова Л.В.), принятое по заявлению управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Солейль" (ОГРН 1063667252769) финансовых санкций,
при участии в судебном заседании:
от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Савиной Э.В. по доверенности от 09.01.2014 N 01-36/4; Барановой В.Ю. по доверенности от 10.01.2014 N 01-36/128;
от общества с ограниченной ответственностью "Солейль" - представитель не явился, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Солейль" (далее - общество "Солейль", общество, страхователь) 28 444,97 руб. финансовых санкций за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по решению от 31.10.2012 N 04603112 РВ 0000167.
Дело было принято арбитражным судом Воронежской области к рассмотрению в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Определением арбитражного суда Воронежской области от 08.07.2013 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2013 требования в удовлетворении заявленных требований фонду было отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а также при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает на доказанность совершения страхователем - обществом "Солейль" нарушений Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Федеральный закон N 27-ФЗ), выразившихся в представлении неполных и недостоверных сведений как в отношении сумм начисленных страховых взносов, так и в отношении страхового стажа застрахованных работников, выявленных им по результатам выездной налоговой проверки общества.
В связи с указанным обстоятельством управление Пенсионного фонда полагает неправомерным применение судом области правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной им в постановлении от 02.10.2012 N 7828/12, поскольку общество было привлечено к ответственности и за иные правонарушения, а не только в связи с неправильным определением базы для начисления стразовых взносов и сумм страховых взносов.
В судебное заседание не явились представители общества "Солейль", извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей управления Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общества "Солейль", по результатам которой составлен акт от 02.10.2012 N 04603112 АВ 0000575.
Рассмотрев акт от 02.10.2012 N 04603112 АВ 0000575 и материалы проверки, заместитель начальника фонда принял решение от 31.10.2012 N 04603112 РВ 0000167, которым общество "Солейль" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 289,20 руб., а также статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ в общей сумме 28 444,97 руб. за период с 1 полугодия 2010 года по 2011 год.
Также обществу "Солейль" начислены пени по состоянию на 31.10.2012 в общей сумме 252,28 руб. и недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в сумме 872 руб., на накопительную часть в сумме 446 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 71 руб. и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 46 руб.
На основании вынесенного решения управлением Пенсионного фонда в адрес общества "Солейль" было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 26.11.2012 N 04603112 АВ 0000575, которым обществу было предложено в срок до 26.12.2012 уплатить сумму финансовой санкции 28 444,97 руб., начисленной на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В связи с неуплатой страхователем в указанный в требовании срок финансовой санкции в сумме 28 444,97 руб. фонд обратился в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с общества "Солейль" данной финансовой санкции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд области, основываясь на правовой позиции постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 7828/12 по делу N А05-11287/201, исходил из обязанности страхователя представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Поскольку неточности в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета возникли в результате выявленного в ходе проверки неправомерного неполного исчисления и уплаты страховых взносов, а иных нарушений персонифицированного учета фондом выявлено не было, суд посчитал привлечение страхователя к ответственности неправомерным.
Апелляционная коллегия с данным выводом суда в полной мере согласиться не может, исходя при этом из следующего.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 13 Федерального закона N 167-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации представлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено названным Федеральным законом (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, страхователи представляют сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В частности, частью Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным Законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными приведенным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предусматривалось, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10-ти процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации
С 01.01.2014 указанная норма действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, устанавливающей за предусмотренные в ней правонарушения ответственность в виде взыскания финансовых санкций в размере 5-ти процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Таким образом, из изложенных правовых норм следует, что страхователь обязан представлять органам Пенсионного фонда достоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, соответствующие данным имеющихся у него документов и данным его учета.
То есть, применительно к производимым им выплатам и суммам исчисленных с них страховых взносов страхователь обязан представить лишь сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически исчисленных с сумм произведенных выплат.
Неправильное определение базы для исчисления сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет, не является основанием для привлечения страхователя к ответственности за представление органу Пенсионного фонда недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, на что указано, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 7828/12.
Как следует из акта проверки от 02.10.2012 N 04603112 АВ 0000575 и решения по нему от 31.10.2012 N 04603112 РВ 0000167, при проведении проверки общества "Солейль" фондом были выявлены факты предоставления страхователем недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, связанные: а) с неправильным определением - занижением базы для начисления стразовых взносов и сумм страховых взносов вследствие невключения в нее сумм суточных, выплаченных работникам при однодневных командировках; б) с неправильным отражением периода работы конкретных сотрудников; а также факты непредставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о начисленных страховых взносах и страховом стаже.
Согласно расчету, представленному фондом, в связи с занижением базы для исчисления суммы страховых взносов вследствие невключения в нее сумм выплаченных при однодневных командировках суточных обществу "Солейль" начислены финансовые санкции:
- за первое полугодие 2010 года в сумме 5 994,81 руб. с заниженной базы 59 948,09 руб.,
- за 2010 год в сумме 4 704,69 руб. с заниженной базы 47 046,91 руб.,
- за 1 квартал 2011 года в сумме 2 180,95 руб. с заниженной базы 21 809,46 руб.,
- за первое полугодие 2011 года в сумме 3 007,99 руб. с заниженной базы 30 079,85 руб.,
- за 9 месяцев 2011 года в сумме 5 171,14 руб. с заниженной базы 51 711,37 руб.,
- за 2011 год в сумме 6 144,91 руб. с заниженной базы 61 449,07 руб.
С учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 7828/12, судом области правомерно отказано управлению Пенсионного фонда во взыскании перечисленных сумм финансовых санкций, так как фактов представления недостоверных, то есть не соответствующих данным учета общества "Солейль" сведений в данном случае не имеется.
Кроме того, апелляционная коллегия считает необходимым указать, что в силу правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 N 4357/12, суточные, выплачиваемые работодателем работникам при однодневных командировках, по своему характеру являются компенсационным возмещением расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем они не обладают признаком экономической выгоды, полученной работником от работодателя, а следовательно, не подлежат включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов.
Что касается установленных фондом фактов недостоверности сведений о страховом стаже работников, то в указанной части у суда области не имелось оснований для отказа во взыскании санкций за данное нарушение, так как материалами дела оно доказано.
Из акта проверки от 02.10.2012 N 04603112 АВ 0000575 и решения от 31.10.2012 N 04603112 РВ 0000167 следует, что обществом "Солейль" представлены фонду недостоверные сведения о страховом стаже ряда сотрудников: Сысоевой И.В., Сысоевой Е.М., Ильиной А.М., Кострушиной Е.А., Кононовой Г.А., Мишиной И.А.
Согласно имеющимся в материалах дела справкам по проверке достоверности индивидуальных сведений о трудовом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и расчетам, представленным фондом в суд апелляционной инстанции, сумма начисленных в отношении указанных работников страховых взносов за проверенный период составляет: 176,63 руб. в отношении Сысоевой Е.М. за 2010 год; 574,81 руб. в отношении Сысоевой И.В. и Ильиной А.М. за 1 полугодие 2011 года; 11 653,43 руб. в отношении Ильиной А.М., Кострушиной И.А., Кононовой Г.А. и Мишиной И.А. за 2011 год, а всего - 12 404,87 руб.
Исходя из указанных сумм страховых взносов финансовые санкции за представление недостоверных сведений в отношении страхового стажа работников общества "Солейль" определены фондом в сумме 1 240,49 руб., то есть в размере 10-ти процентов подлежащей уплате суммы страховых взносов.
Поскольку материалами дела факт представления недостоверных сведений о страховом стаже застрахованных работников доказан и обществом "Солейль" не опровергнут, апелляционная коллегия полагает обоснованным применение в данном случае ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что с 01.01.2014 в связи с внесением в статью 17 Федерального закона N 27-ФЗ изменений Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ размер ответственности за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета или за представление недостоверных (неполных) сведений изменился и составляет 5-ть процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Поскольку уменьшение размера ответственности за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета или представление недостоверных (неполных) сведений с 10-ти до 5-ти процентов от суммы подлежащих уплате страховых взносов свидетельствует о ее смягчении, то, по мнению апелляционной коллегии, в рассматриваемой ситуации штраф за представление недостоверных сведений о страховом стаже работников подлежит исчислению в размере 5-ти процентов от суммы страховых взносов, начисленных в отношении работников Сысоевой И.В., Сысоевой Е.М., Ильиной А.М., Кострушиной Е.А., Кононовой Г.А., Мишиной И.А., и составит 620,24 руб. (12 404,87 руб. х 5%).
С учетом изложенного, решение арбитражного суда Воронежской области подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований управления Пенсионного фонда о взыскании с общества "Солейль" 620,24 руб. финансовых санкций за представление недостоверных сведений о страховом стаже работников общества.
Апелляционная жалоба управления Пенсионного фонда по указанным основаниям подлежит частичному удовлетворению.
В остальной части апелляционная коллегия полагает, что решение суда области надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу фонда - без удовлетворения, исходя при этом из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной им в постановлении от 02.10.2012 N 7828/12, согласно которой страхователь не может быть привлечен к ответственности за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в случае, когда такая недостоверность выявлена фондом в результате проверки и связана с неправильным исчислением и уплатой страховых взносов.
Довод апелляционной жалобы о невозможности применения данной правовой позиции в рассматриваемом случае подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже удовлетворить частично.
Решение арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2013 по делу N А14-4826/2013 отменить в части отказа во взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Солейль" 620,24 руб. финансовых санкций за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Солейль" 620,24 руб. финансовых санкций за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В остальной части решение арбитражного суда Воронежской области от 07.11.2013 по делу N А14-4826/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4826/2013
Истец: УПФ РФ ГУ в г. Воронеже
Ответчик: ООО "Солейль"