Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июля 2007 г. N 6528/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Балахничевой Р.Г., Прониной М.В.
рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области (Ильинская пл., 1/16, г. Саратов, 410056) о пересмотре в порядке надзора постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 08.11.2006 по делу N А57-28109/05-15 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.03.2007 по тому же делу по иску закрытого акционерного общества "Хемикомп" к Министерству здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, Минфину Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства Минфина России по Саратовской области, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации о взыскании 103100 рублей убытков, возникших в результате предоставления в период с IV квартала 2003 года и II квартал 2004 года отдельным категориям граждан льгот по оплате услуг связи, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 05.04.2006 исковые требования удовлетворены: с Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области за счет казны Саратовской области взыскано 103100 рублей убытков. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.09.2006 решение суда первой инстанции отменено и суд перешел к рассмотрению дела по первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации.
До вынесения постановления судом апелляционной инстанции истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчиков 94043 рубля 33 копейки убытков. Судебная коллегия приняла изменения заявленных истцом требований.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.11.2006, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковые требования удовлетворены: с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации взыскано 94043 рубля убытков. В иске к остальным ответчикам отказано.
При рассмотрении спора суды исходили из следующего.
Истец на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и во исполнение контрактов, заключенных с Министерством труда и социального развития Саратовской области, в спорный период предоставил отдельным категориям граждан льготы за пользование услугами связи.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела.
Согласно статье 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, а также формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. В силу статьи 28 Закона инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
В пункте 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот (действие Правил продлено на 2004 год), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963, предусмотрено, что финансирование данных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в соответствующем году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам и инвалидам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (действие Порядка продлено на 2004 год), в силу пункта 2 которого, предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О связи" возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования) не предусмотрено.
Поскольку государство не и исполнило своих обязанностей по компенсации затрат истца при предоставлении установленных федеральным законодательством инвалидам льгот по оплате услуг связи, суд на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение судами норм материального права. Заявитель не считает себя надлежащим ответчиком по делу.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суды учитывали, что на истца как на коммерческую организацию не возложено бремя по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
Российская Федерация, установив Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льготы по оплате услуг связи, приняла на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета.
Государство не отменяло и не приостанавливало действие Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.
По мнению заявителя, надлежащим ответчиком по делу должно быть Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета. Между тем в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации указанный государственный орган несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы убытки. Кроме того, суды установили, что Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации полномочия по погашению задолженности по возмещению расходов организациям, предоставляющим льготы населению, переданы не были. Таким образом, состоявшиеся судебные акты не находятся в противоречии с позицией, выраженной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, и при таких условиях довод заявителя о нарушении единообразия в толковании и применении норм права не может служить основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А57-28109/05-15 Арбитражного суда Саратовской области для пересмотра в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции от 08.11.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.03.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июля 2007 г. N 6528/07
Текст определения официально опубликован не был