г. Москва |
|
17 марта 2014 г. |
Дело N А40-79000/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Е.А. Птанской, Е.Б. Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Э.Ш. Алимовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ДГИ города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "12" декабря 2013 г.
по делу N А40-79000/12, вынесенное судьёй Зотовой Е.А.
по иску ООО "Магазин Хлеб" (ОГРН 1027700371786)
к ДГИ города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о понуждении заключить договор купли-продажи нежилого помещения
при участии в судебном заседании:
от истца: Смирнов А.В. (по доверенности от 01.06.2012); Данилко Л.H. (согласно выписки из протокола N 29)
от ответчика: Соболь Л.Я. (по доверенности от 27.12.2013)
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Магазин Хлеб" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Департаменту имущества города Москвы о понуждении заключить договор купли-продажи нежилого помещения общей площадью 58,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, дом 25, корпус 1 (подвал, помещение VIII, комнаты 1, 1а), с условием о цене продажи помещения 2 010 300 (два миллиона десять тысяч триста) рублей (без учета НДС).
Протокольным определением произведена замена ответчика - Департамента имущества города Москвы на его процессуального правопреемника - Департамент городского имущества города Москвы.
Иск обоснован тем, что истец, являясь арендатором указанного помещения на основании договора аренды от 03.04.2001 г. N 02-00137, в силу положений ФЗ от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и лицом, пользующимся преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества, направил ответчику письмо от 28.09.2011 г. с заявлением о предоставлении права приобретения арендуемого имущества по договору купли-продажи.
Решением суда от 12 декабря 2013 года иск удовлетворен в редакции принятого уточнения.
Суд пришел к выводу, что истец соответствует требованиям, предусмотренным в ст.3 Федерального закона N 159 от 22.07.2008 г., в связи с чем имеет преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что именно собственник спорного имущества устанавливает цену выкупаемого объекта в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское ш., 25, к.1, общей площадью 58,6 кв.м N 42к-УОС-11/157/1, выполненным по заказу Департамента уполномоченной организацией ООО "ПРОФИТ КОНСАЛТ", рыночная стоимость объекта по состоянию на 07.11.2011 составляет 5 111 864 (пять миллионов сто одиннадцать тысяч восемьсот шестьдесят четыре тысячи рублей) без учета НДС.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы и возражения сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст.270 АПК РФ, для отмены решения от 12 декабря 2013 года и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, истец является арендатором нежилого помещения общей площадью 58,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, дом 25, корпус 1 (подвал, помещение VIII, комнаты 1, 1а) на основании договора аренды от 03.04.2001 г. N 02- 00137.
Данный объект является собственностью города Москвы.
Истец является субъектом малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 ФЗ от 24.07.2008 г. N 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном ФЗ от 29.07.1998 г. N 1Э5-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 данного закона требованиям, имеет возможность по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, и реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (ч. 2 ст. 9 и ч. 2 ст. 10 ФЗ от 22.07.2008 N 159-ФЗ с 01.01.2009 г., опубликован 25.07.2008 г.).
В соответствии со ст. 4 указанного закона, предусматривающей порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества, орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.
В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли- продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.
При заключении договора купли-продажи арендуемого имущества необходимо наличие заявления субъекта малого или среднего предпринимательства о соответствии его условиям отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и документов, подтверждающих внесение арендной платы в соответствии с установленными договорами сроками платежей, а также документов о погашении задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) в размере, указанном в требовании о погашении такой задолженности (в случае, если данное требование направлялось субъекту малого или среднего предпринимательства).
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 настоящего Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Истец, являясь субъектом малого или среднего предпринимательства, и в силу положений ст. 3 ФЗ N 159-ФЗ имеющий преимущественное право на приватизацию арендованного помещения, обратился к ответчику с заявлением о продаже спорного помещения.
Ответчик нарушил установленный срок для принятия решения.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной судебной экспертизой.
При этом не может быть принят во внимание довод ответчика со ссылками на ст.ст. 6, 8, 10 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" об обязанности проведения оценки при вовлечении в сделку объектов, полностью или частично принадлежащих субъектам Российской Федерации, так как запрета на проведение судебной экспертизы при рассмотрении спора об урегулировании разногласий при заключении договора в порядке, установленном АПК РФ, Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. не содержит.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд первой инстанции применил верно, процессуальных нарушений не допустил, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 декабря 2013 г. по делу N А40-79000/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79000/2012
Истец: ООО "Магазин Хлеб"
Ответчик: ДГИ города Москвы, Департамент имущества г. Москвы
Третье лицо: АНО "Судебный эксперт", АНО "Центр судебных экспертиз", ЗАО "Российская оценка", ООО "Аудит,оценка и консультации ", ООО "Центральное бюро оценки"