г. Самара |
|
18 марта 2014 г. |
Дело N А65-21599/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.И.,
с участием:
представителя открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Горьковского филиала Князевой Е.Н. (доверенность от 19 июля 2013 года),
представитель Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, не явился, извещено,
Бурангулова Лилия Анваровна не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17.03.2014 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Горьковского филиала
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2013 по делу N А65-21599/2013 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Горьковского филиала (ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738), г.Москва,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань,
третье лицо: Бурангулова Лилия Анваровна, Московская область, Одинцовский район,
об оспаривании пунктов 1 и 2 решения и предписания от 17.06.2013 по делу N 05-373/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания", г. Москва (в лице Горьковского филиала) (далее - заявитель, общество, ОАО "ФПК") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учётом уточнения заявленных требований к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, Татарстанский УФАС России) о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения N РБ-05/7275 от 21.06.2013 и предписания N РБ -05/7275 от 21.06.2013 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N05-373/2012 от 17.06.2013 (т.1, л.д.169).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечена Бурангулова Лилия Анваровна (т.1,л.д.149).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2013 заявление удовлетворено частично (т.1,л.д.175-182). Признано недействительным предписание Татарстанского Управления Федеральной антимонопольной службы России по делу N 05-373/2012 от 17.06.2013 в отношении ОАО "Федеральная пассажирская компания" в части со слов с момента получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно при продаже железнодорожного билета по специальному тарифу не устанавливать неправомерные и/или непредусмотренные действующим законодательством требования к срокам выдачи/предъявления справки учащегося очной формы обучения, критериев актуальности такой справки, которые могут повлечь ущемление интересов других лиц.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" в лице Горьковского филиала обратилось с апелляционной жалобой (т.2, л.д. 4-9), в которой просит решение суда от 17.12.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель общества в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
Представители Татарстанского УФАС России и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Татарстанского УФАС России и третьего лица, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан через Федеральную антимонопольную службы поступила на рассмотрение жалоба гр. Бурангуловой Л.А. на действия ОАО "ФПК" России выразившиеся в отказе продать железнодорожный билет по тарифу "Студенческий" при отсутствии справки учащегося очного отделения образовательного учреждения за текущий семестр 2013 при наличии паспорта, студенческого билета и справки об обучении в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" г. Москвы.
Из поступившего обращения антимонопольным органом установлено, что 18 июня 2012 года при обращении в железнодорожную кассу дальнего следования по вопросу приобретения проездного документа по маршруту Казань-Москва, гр. Бурангуловой Л.А. была предъявлена справка учащегося очной формы обучения образовательного учреждения Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" г. Москвы от 21 октября 2011 года, в которой был указан срок окончания обучения - 30 июня 2013 года, а также представлен паспорт и действительный студенческий билет.
При рассмотрении жалобы антимонопольным органом было установлено, что ОАО "ФПК" были организованы мероприятия по размещению рекламных объявлений, согласно которым в периоды с 1 сентября 2011 года по 30 июня 2011 года и с 25 августа 2012 года по 31 декабря 2012 года для учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при проезде на верхних места купейных вагонов поездов дальнего следования действуют специальные тарифы с применением понижающего коэффициента 0,50 (связано с низким спросом билетов со стороны пассажиров на билеты в купейных вагонах из-за высокой цены билета, при этом на пользующиеся повышенным спросом из-за низкой стоимости плацкартные места скидка не предусмотрена).
Вместе с тем, гр. Бурангуловой Л.А. было отказано в продаже билета по специальному тарифу по причине недействительности справки учащегося, в связи с тем, что справка учащегося, по мнению заявителя действительна только в течение семестра с момента выдачи.
На основании изложенного антимонопольный орган пришел к выводу, что отказ ОАО "ФПК" в продаже железнодорожного билета по специальному тарифу при предъявлении справки учащегося очной формы обучения, паспорта и студенческого билета, является необоснованным, что было квалифицировано как нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела N 05-373/2012 ответчиком было принято решение от 17.06.2013 (в редакции ответчика):
1. признать открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части установления неправомерных и непредусмотренных действующим законодательством требований к срокам выдачи/предъявления справки учащегося очной формы обучения, критериев актуальности такой справки при продаже железнодорожного билета по специальному тарифу, повлекших за собой ущемление интересов других лиц;
2. выдать ОАО "Федеральная пассажирская компания" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно не устанавливать неправомерные и непредусмотренные действующим законодательством требования к срокам выдачи/предъявления справки учащегося очной формы обучения, критериев актуальности такой справки при продаже железнодорожного билета по специальному тарифу, которые могут повлечь за собой ущемление интересов других лиц;
3. передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу;
4. основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
На основании указанного решения Татарстанским УФАС России в адрес ОАО "ФПК" 17.06.2013 было выдано предписание, в котором указано следующее:
1. открытому акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно не устанавливать неправомерные и непредусмотренные действующим законодательством требования к срокам выдачи/предъявления справки учащегося очной формы обучения, критериев актуальности такой справки при продаже железнодорожного билета по специальному тарифу, которые могут повлечь собой ущемление интересов других лиц. При принятии ОАО "ФПК" решения об установлении специальных тарифов на перевозку учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в купейных вагонах поездов дальнего следования во внутригосударственном сообщении не устанавливать противоречащие и непредусмотренные действующим законодательством требования к документам, обязательным для предъявления учащимися очной формы обучения для оформления проездных документов по специальному тарифу, а также обеспечить доведение до пользователей услуг информации об установлении таких требований.
2. о выполнении указанного предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее тридцати дней со дня его исполнения, а также через шесть месяцев после его исполнения, представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан документы (информацию), свидетельствующие о том, что ОАО "ФПК" не проводило мероприятия по установлению специальных тарифов на перевозку учащихся очной формы обучения, либо, в случае проведения вышеуказанных мероприятий, заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих факт исполнения предписания, в том числе копии приказов, распоряжений или иных документов, которыми ОАО "ФПК" принято решение об установлении специальных тарифов на перевозку учащихся очной формы обучения, с приложением копии реализованных по данным специальным тарифам проездных документов (в количестве 10 штук), а также информации о правилах оформления проездных документов в рамках вышеуказанных специальных тарифов, информации о том, каким образом сведения об установлении специальных тарифов и условиях их применения были доведены до пользователей услуги.
Не согласившись с пунктами 1 и 2 решения по делу N 05-373/2012 от 17.06.2013 и предписания по делу N 05-373/2012 от 17.06.2013 (с учетом уточнений), заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением, по основаниям, изложенным в заявлении и в уточнениях к заявлению.
Удовлетворяя заявленные требования частично, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Федеральный закон "О защите конкуренции"), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по железнодорожным перевозкам относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги железнодорожных перевозок, является субъектом естественной монополии.
ОАО "ФПК", в соответствии с вышеуказанными статьями Федерального закона "О естественных монополиях" находится в состоянии естественной монополии.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела Татарстанским УФАС России установлено, что ОАО "ФПК" является субъектом естественной монополии, представляющим услуги железнодорожных перевозок, и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции"). Следовательно, деятельность ОАО "ФПК" подпадает под регулирование Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
ОАО "ФПК" было создано ОАО "Российский железные дороги" 03.12.2009 в рамках реализации "Программы осуществления реформы на железнодорожном транспорте", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 N 384, в целях осуществления деятельности в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании.
Согласно Уставу ОАО "ФПК" осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в поездах дальнего следования по территории Российской Федерации и в международном сообщении; оформление и продажа железнодорожных проездных документов на поезда дальнего следования.
Отношения, возникающие между перевозчиками и физическими лицами - пассажирами, грузоотправителями (отправителями) и грузополучателями (получателями) (далее - пользователи) при оказании услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - услуги) регулируются "Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111.
Согласно пунктам 2-4 Правил при оказании услуг всем пользователям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты оказанных услуг. Законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям пользователей услугами могут быть предоставлены иные условия оплаты оказанных услуг. В соответствии с договором перевозки пассажира перевозчик обязан перевезти пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места в поезде, а в случае сдачи пассажиром багажа - доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязан оплатить согласно установленным тарифам свой проезд, провоз багажа (в случае его сдачи), а грузоотправитель (отправитель) - провоз груза, грузобагажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.
В соответствии с пунктом 6 Правил перевозчик обеспечивает своевременное предоставление пользователям услугами (в наглядной и доступной форме) достоверной информации, в том числе: а) перечень работ и услуг, их стоимость; г) стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленной нормы, а также перевозки грузов, багажа, грузобагажа.
Информация, указанная в пункте 6 Правил, предоставляется бесплатно на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пользователей на русском языке, а также по усмотрению перевозчика - дополнительно на государственных языках субъектов Российской Федерации и других языках народов Российской Федерации с учетом интересов населения.
В соответствии с пунктами 18, 19 Правил, перевозчик имеет право отказать пассажиру в продаже проездного документа (билета) с оплатой стоимости проезда со скидкой или бесплатного проездного документа (билета) при отсутствии либо предъявлении неправильно оформленного документа, подтверждающего право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда. Оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность), а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того, - на основании документов, подтверждающих указанное право.
В соответствии с распоряжением ОАО "Федеральная пассажирская компания" N 710р от 15.08.2011 "О введении специальных тарифов на перевозку учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в купейных вагонах поездов дальнего следования во внутригосударственном сообщении" в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2011 года и с 1 января по 31 мая 2012 года были установлены тарифы на проезд учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на верхних местах купейных вагонов всех категорий поездов с применением понижающего коэффициента 0,50 к стоимости проезда по действующим тарифам.
В соответствии с распоряжением ОАО "Федеральная пассажирская компания" N 1020р от 21.10.2011 "О введении специальных тарифов на перевозку учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в купейных вагонах поездов дальнего следования во внутригосударственном сообщении" в периоды с 1 января по 30 июня 2012 года и с 25 августа по 31 декабря 2012 года были установлены тарифы на проезд учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на верхних местах купейных вагонов всех категорий поездов с применением понижающего коэффициента 0,50 к стоимости проезда по действующим тарифам.
Также, вышеуказанными распоряжениями установлено, что оформление проездных документов производится по предъявлению в билетную кассу справок учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, установленного образца студенческого билета и документа, подтверждающего гражданство Российской Федерации.
В соответствии с оперативным приказом N 146 от 1 февраля 2012 года, в целях организации информирования пассажиров "О введении специальных тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании в купейных вагонах поездов внутригосударственного сообщения в зависимости от глубины продажи билетов", в соответствии с распоряжением ОАО "Федеральная пассажирская компания" от 30 января 2012 года N63р, а также распоряжением "О введении специальных тарифов для учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в купейных вагонах поездов дальнего следования во внутригосударственном сообщении" от 21 октября 2011 года N1020р, ОАО "Федеральная пассажирская компания" были организованы мероприятия по размещению рекламных объявлений на информационных стендах в прикассовых зонах, в поездах в плацкартных и купейных вагонах.
Письмом от 21.08.2012 исх. N 2975/ГФФПК ОАО "ФПК" представлена копия вышеуказанного рекламного объявления, из текста которого следует, что на проезд на верхних местах в купейных вагонах поездов дальнего следования ОАО "ФПК" во внутригосударственном сообщении отправлением с 1 сентября 2011 года по 30 июня 2011 года и с 25 августа 2012 года по 31 декабря 2012 года действуют специальные тарифы для учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с применением понижающего коэффициента 0,50.
Исходя из примечания N 1 к данному объявлению специальные тарифы не распространяются на проезд в поездах Калининградского филиала ОАО "ФПК".
Согласно примечанию N 2 оформление проездных документов производится по предъявлении в билетную кассу справок учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, студенческого билета и документа, подтверждающего гражданство Российской Федерации.
Иных требований и ограничений для реализации определенными категориями учащихся очной формы обучения своих прав на проезд по специальному тарифу с применением понижающего коэффициента 0,50 в рекламных объявлениях не установлено, соответственно иные ограничения, не доведенные для сведения широкого круга лиц не действительны.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела и настоящего дела представителями ОАО ФПК" были даны следующие пояснения. При принятии решения о продаже/отказе в продаже проездного документа по специальному тарифу учащимся высших учебных заведений кассир должен руководствоваться факсограммой от 11.03.2012 N Исх-395/ФПКОП, которая не доведена до сведений широкого круга пассажиров и не была предусмотрена при объявлении вышеназванной акции по скидкам для студентов.
Из содержания данной факсограммы следует, что скидка в размере 50% на проезд на верхних местах купейных вагонов всех категорий поездов дальнего следования распространяется только на учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и предоставляется за счет собственных средств ОАО "ФПК". В целях исключения случаев обмана со стороны пассажиров при приобретении проездных документов по вышеуказанному специальному предложению оформление льготных проездных документов производится при предъявлении в кассу, студенческого билета, справки обучающегося из ВУЗа и документа, подтверждающего гражданство Российской Федерации. При этом, срок действия справки обучающегося из высшего учебного заведения составляет текущий учебный семестр.
При объявлении акции о скидках для студентов оговорки о сроке действия справки только на текущий семестр в выше указанном Распоряжении не имелось, информация об этой оговорке до пассажиров не доводилось.
Также ОАО "ФПК", ссылаясь на пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", указывает, что в процессе обучения студент в соответствии с учебным планом обязан каждый семестр проходить промежуточную аттестацию. Основанием перехода студента на следующий курс (год) обучения является успешное прохождение им промежуточной аттестации (при отсутствии задолженности за пройденный курс/год обучения). Лица, не прошедшие промежуточную аттестацию за пройденный курс (год) обучения, считаются не завершившими обучение на данном курсе (году), и подлежат отчислению в установленном вузом порядке. Кроме того, ОАО "ФПК" отмечает, что в настоящее время не существует порядка отзыва справок, выданных учреждением высшего профессионального образования при обучении студента.
Представитель заявителя указала, что требование о предоставлении при приобретении учащимся проездного документа по специальному тарифу справки учащегося очной формы обучения, выданной учреждением высшего профессионального образования в текущем семестре, является правомерным.
Суд первой инстанции правомерно отклонил указанный довод как несостоятельный по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" законодателем установлены нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения для получения квалификаций (степеней) "бакалавра", "специалиста" и "магистра".
Вышеуказанная норма Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не регламентирует порядок прохождения учащимися промежуточной и итоговой аттестации, а также не регулирует порядок применения к учащему высшего учебного заведения дисциплинарных взысканий, в том числе в виде отчисления из высшего учебного заведения.
Согласно пункту 9 статьи 16 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.
Пунктом 80 "Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 N 71 (далее - Типовое положение) установлено, что порядок отчисления учащегося высшего учебного заведения определяется уставом высшего учебного заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом г) пункта 5 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников.
Таким образом, существующие нормативные правовые акты в сфере образования, а также нормативные правовые акты в сфере оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте не содержат каких-либо требований к оформлению, срокам выдачи/предъявления справки учащегося очной формы обучения, критериев актуальности такой справки, которые бы позволяли судить о надлежащем/ненадлежащем её оформлении, порядок и основания для отчисления определяются каждым учебным заведением самостоятельно и закрепляются в уставе и иных организационно-распорядительных документах учебного заведения (например, правила внутреннего распорядка учебного заведения).
В соответствии с Правилами перевозчик обеспечивает своевременное предоставление пользователям услугами (в наглядной и доступной форме) достоверной информации, в том числе: а) перечень работ и услуг, их стоимость; г) стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленной нормы, а также перевозки грузов, багажа, грузобагажа. Данная информация предоставляется бесплатно на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пользователей на русском языке, а также по усмотрению перевозчика - дополнительно на государственных языках субъектов Российской Федерации и других языках народов Российской Федерации с учетом интересов населения.
Информация о действующем специальном предложении была доведена ОАО "ФПК" до пользователей услуги посредством её размещения на информационных стендах в прикассовых зонах, в поездах в плацкартных и купейных вагонах, вместе с тем, рекламные объявление не содержали информацию о том, что справка учащегося очной формы обучения, представляемая в билетную кассу в целях оформления проездного документа в рамках специального предложения с применением понижающего коэффициента 0,50, должна быть выдана учебным заведением в текущем семестре.
Таким образом, в нарушение пункта 7 Правил, ОАО "ФПК" не довело в полном объеме до пользователей услугами информации об их стоимости, а именно о возможности оформления проездного билета со скидкой 50% по специальному предложению при соблюдении определенных дополнительных, ранее не указанных при объявлении акции условий.
Довод ОАО "ФПК" о том, что выданные учреждением высшего профессионального образования при обучении студента справки не отзываются и не аннулируются в обязательном порядке при его отчислении, суд первой инстанции признал несостоятельным по следующей причине.
Согласно вышеуказанным распоряжениям ОАО "ФПК" оформление проездных документов производится по предъявлении учащимся в билетную кассу 3 документов:
1) справки учащегося очной формы обучения образовательного учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
2) студенческого билета;
3) документа, подтверждающего гражданство Российской Федерации.
В случае отчисления из учебного заведения учащийся в обязательном порядке сдает студенческий билет, и только после этого ему возвращаются документы об образовании, сданные им в учебное заведение перед поступлением, а значит у отчисленного отсутствует возможность предъявить в билетную кассу данный документ в целях приобретения проездного документа по специальному предложению.
Таким образом, предъявление в билетную кассу справки учащегося очной формы обучения совместно со студенческим билетом свидетельствует о том, что предъявляющий справку студент учится в настоящий момент и соответственно имеет право воспользоваться специальным тарифом.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ответчиком установлено, что на момент рассмотрения дела гр. Бурангулова Л.А. является студенткой магистратуры очной формы обучения Высшей школы урбанистики ФГАОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", обучается по направлению "Государственное и муниципальное управление" (081100.68) город Москва.
Следовательно, на момент обращения в железнодорожную кассу дальнего следования по вопросу приобретения проездного документа по маршруту Казань-Москва 18 июня 2012 года, гр. Бурангулова Л.А. являлась студенткой учреждения высшего профессионального образования и имела право на оформление проездного документа по специальному тарифу, утвержденному ОАО "ФПК".
Суд первой инстанции обоснованно согласился с доводом антимонопольного органа относительно того, что действия ОАО "ФПК", в части установления требования о представлении актуальной справки учащегося очного отделения образовательного учреждения при продаже железнодорожного билета по специальному тарифу, являются неправомерными и противоречащими нормам действующего законодательства Российской Федерации, в том числе направленными на ущемление интересов гражданки Бурангуловой Л.А.
При этом суд исходил и из того обстоятельства, что студентка Бурангулова Л.А., зная о скидке 50% на приобретение билета при наличии студенческого билета и действующей справки могла не иметь достаточного количества денег для оплаты проезда в 100% размере, не зная о том, что справки нужно получать каждый текущий семестр.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что действия ОАО "ФПК", выразившиеся в установления неправомерных и непредусмотренных действующим законодательством требований к срокам выдачи/предъявления справки учащегося очной формы обучения, критериев актуальности такой справки при продаже железнодорожного билета по специальному тарифу, повлекших за собой ущемление интересов других лиц, а именно отказ продать железнодорожный билет по специальному тарифу, образуют нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Соответственно вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания решения Татарстанского УФАС России от 17.06.2013 по делу N 05-373/2012 недействительным, является правильным.
На основании этого решения Татарстанское УФАС России выдало ОАО "ФПК" предписание от 17.06.2013 N 05-373/2012, которым на ОАО "ФПК" возложена обязанность сообщит о выполнении настоящего Предписания в антимонопольный орган не позднее тридцати дней со дня его исполнения, а также через шесть месяцев после его исполнения, представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан документы (информацию), свидетельствующие о том, что ОАО "ФПК" не проводило мероприятия по установлению специальных тарифов на перевозку учащихся очной формы обучения, либо, в случае проведения вышеуказанных мероприятий, заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих факт исполнения предписания, в том числе копии приказов, распоряжений или иных документов, которыми ОАО "ФПК" принято решение об установлении специальных тарифов на перевозку учащихся очной формы обучения, с приложением копии реализованных по данным специальным тарифам проездных документов (в количестве 10 штук), а также информации о правилах оформления проездных документов в рамках вышеуказанных специальных тарифов, информации о том, каким образом сведения об установлении специальных тарифов и условиях их применения были доведены до пользователей услуги.
Как видно из материалов дела, при рассмотрении настоящего дела ОАО "ФПК" не представил надлежащих доказательств устранения выявленного нарушения, до принятия Татарстанским УФАС России оспариваемого предписания.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания в этой части недействительным.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и ответчиком не оспаривается, что на день выдачи предписания - 17.06.2013 ОАО "ФПК" с 01.01.2013 не установлены специальные тарифы (скидки) на перевозку учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в купейных вагонах поездов дальнего следования во внутригосударственном сообщении.
Поскольку в настоящее время, а именно после получения предписания 17.06.2013 ОАО "ФПК" уже с 01.01.2013 не устанавливает специальные тарифы (скидки) на перевозку учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в купейных вагонах поездов дальнего следования во внутригосударственном сообщении, то оспариваемое предписание в соответствующей части, а именно в части "_со слов с момента получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: при продаже железнодорожного билета по специальному тарифу не устанавливать неправомерные и/или непредусмотренные действующим законодательством требования к срокам выдачи/предъявления справки учащегося очной формы обучения, критериев актуальности такой справки, которые могут повлечь ущемление интересов других лиц", оспариваемое предписание является необоснованным и правомерно было признано судом первой инстанции недействительным в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объёме, однако не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, обществом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 17.12.2013 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине в размере 1000 рублей, согласно статьям 110 АПК РФ и 333.21 НК РФ, относятся на заявителя апелляционной жалобы - ОАО "ФПК". Согласно подпунктам 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина юридическими лицами уплачивается в сумме 1000 руб. В связи с чем, излишне уплаченная платежным поручением от 20.12.2013 N 435445 государственная пошлина, в размере 1 000 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2013 по делу N А65-21599/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Горьковского филиала - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" в лице Горьковского филиала (ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738), г.Москва, из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 20.12.2013 N 435445 в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21599/2013
Истец: ОАО "Федеральная пассажирская компания", г. Москва, ОАО "Федеральная пассажирская компания", г. Нижний Новгород
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Бурангулова Лилия Анваровна, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара