г. Саратов |
|
18 марта 2014 г. |
Дело N А12-29903/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" марта 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Каплина С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Балюбах Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское проектно-эксплуатационное бюро" (ул. им. Циолковского, д. 31, г. Волгоград, 400074, ИНН 3445066202, ОГРН 1043400415563),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2014 года,
по делу N А12-29903/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Пономарев А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городское проектно-эксплуатационное бюро" (ул. им. Циолковского, д. 31, г. Волгоград, 400074, ИНН 3445066202, ОГРН 1043400415563)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Волгоградской области (ул. им. Богданова, 2, г. Волгоград, 400062, ИНН 3446858585, ОГРН 1043400495500),
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственности "Городское проектно-эксплуатационное бюро" (далее - заявитель, ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области, инспекция, налоговый орган) от 13.11.2013 N 034-60-Ю-0091 о привлечении ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассматривалось в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2014 в удовлетворении заявленных требований ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" отказано в полном объеме.
ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2014, удовлетворив заявленные требования.
Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2014 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании поручения начальника Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области от 15.10.2013 N 93 проведена проверка ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" по вопросу порядка ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, полноты учёта выручки полученной с применением контрольно-кассовой техники и зачисление на специальный банковский счет за период с 14.08.2013 по 14.10.2013.
В ходе проверки выявлено невнесение ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" наличных денежных средств, принятых от физических лиц за коммунальные услуги с применением ККТ заводской N 20539622, модель КАСБИ-02К на специальный банковский счет.
Согласно фискальным отчетам контрольно-кассовой техники выручка за проверяемый период с 14.08.2013 по 14.10.2013 составила 4400148,04 руб.
Скорректированная денежная сумма, не зачисленная на специальный банковский счет (ввиду его отсутствия в ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро"), прошедшая по контроль-кассовой технике и оприходованная в кассовую книгу ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" за проверяемый период, составила 4400148,04 руб.
Таким образом, денежные средства в размере 4400148,04 руб. не зачислены на специальный банковский счет.
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем части 15 части 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N103-ФЗ).
Административным органом допущенные нарушения квалифицированы по части 2 статьи 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение платёжными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета).
По факту выявленных нарушений Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области в отношении ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" составлен протокол об административном правонарушении от 05.11.2013 N 034-60-Ю-0091 по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области Сонина О.В. от 13.11.2013 N 034-60-Ю-0091 по делу об административном правонарушении ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежный агент, то есть юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, является согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 103-ФЗ оператором по приему платежей.
Из части 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ следует, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются (часть 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого и нежилого фонда в соответствии с договорами на управление многоквартирными домами, заключенными с собственниками помещений.
С целью предоставления коммунальных услуг гражданам, общество заключило с ресурсоснабжающими организациями договор теплоснабжения от 28.09.2012 N 011590 для представления коммунальных услуг потребителям, договор ресурсоснабжения (снабжения электроэнергией) от 01.07.2012 N 4000565/12, договор ТБО от 18.12.2012 на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению отходов производства и потребления, договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2013 N 011107.
Из представленных в материалы дела платежных документов следует, что ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" осуществляло прием платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" осуществляло деятельность оператора по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиками по оплате товаров (работ, услуг), которыми в рассматриваемом случае являются ресурсоснабжающие организации по вышеуказанным договорам.
Факт незачисления ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" денежных средств на специальный банковский счёт подтверждён материалами дела и не оспаривается заявителем.
Следовательно, выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о наличии в действии (бездействии) ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" состава вменённого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" во вменённом правонарушении налоговым органом доказана, в связи с чем инспекция обоснованно привлекла заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 15.1. КоАП РФ.
При определении меры наказания инспекцией учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о правомерности квалификации действий общества по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ, наличии признаков состава административного правонарушения вмененного обществу, достаточности собранных инспекцией доказательств, необходимых для квалификации действий юридического лица и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы судом не принимаются, поскольку опровергаются материалами дела. Так в соответствии с пунктами 2.1.1. договора управления многоквартирным домом от 01.06.2011 общество взяло на себя обязательства по выбору обслуживающих, ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключение с ними договоров на средства, вносимые собственниками в качестве платы за содержание помещений и коммунальных услуг. В связи с чем оплата услуг ресурсоснабжающих организаций производилась за счет средств собранных для перечисления им платежей от жильцов многоквартирных домов, а не за счет собственных средств ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро".
В свою очередь ресурсоснабжающие организации по договорам от 28.09.2012 N 011590, от 01.07.2012 N 4000565/12, от 18.12.2012 N 0319 являются поставщиками (п.1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ), а указанные договоры являются договорами об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц по смыслу Закона N 103-ФЗ.
Вместе с тем само название договоров не определяет их содержание. Принимая платежи физических лиц ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" фактически выполняет операции по приему денежных средств в целях оплаты поставщикам, предоставляемых ими услуг, то есть ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро" осуществляет функции оператора по приему платежей - платежного агента, и на его деятельность распространяются требования Закона N 103-ФЗ.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2014 года по делу N А12-29903/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2014 года по делу N А12-29903/2013 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-29903/2013
Истец: ООО "Городское проектно-эксплуатационное бюро"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N10 по Волгоградской области