г. Санкт-Петербург |
|
17 марта 2014 г. |
Дело N А56-40318/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зайцевой Е.К.
судей Лариной Т.С., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Терентьевой О.А.
при участии:
от истца: представителя Светлова Л.А. (доверенность от 01.06.2013)
от ответчика: представителя Авхадиевой Ю.И. (доверенность от 27.12.2012)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26726/2013) внешнего управляющего ОАО "Племзавод "Мыслинский" Александрова С.И. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2013 по делу N А56-40318/2013 (судья Литвинас А.А.), принятое
по иску комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области
к ОАО "Племзавод "Мыслинский"
о взыскании необоснованно полученной субсидии
установил:
Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области обратился (далее - истец, Комитет) в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ОАО "Племзавод "Мыслинский" (далее - ответчик, Общество) о взыскании необоснованно полученной субсидии.
Решением суда от 16.10.2013 исковые требования удовлетворены. С ОАО "Племзавод "Мыслинский" в пользу Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области взысканы необоснованно полученные субсидии в размере 2374599 руб.
В апелляционной жалобе ОАО "Племзавод "Мыслинский" просит принятое судом первой инстанции решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель апелляционной жалобы указывает на то обстоятельство, что взыскиваемые Комитетом денежные средства (субсидии) были перечислены последним во исполнение заключенного между сторонами соглашения N 125 от 14.03.2011, условия которого не предусматривают возврат полученных денежных средств. Само соглашение в установленном законом порядке или по соглашению сторон не расторгнуто и недействительным не признано.
Податель апелляционной жалобы считает, что у Комитета отсутствуют установленные законом и соглашением основания для возврата выплаченных субсидий.
В судебном заседании податель апелляционной жалобы изложенные в ней доводы поддержал.
Представитель Комитета с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из представленных в материалы дела документов, Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области в соответствии с пунктом 3.13. постановления Правительства Ленинградской области от 15.07.2009 N 208 "Об утверждении Положения о комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области" (далее - Положение), в установленном порядке осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов областного бюджета.
Согласно пункту 3.1. Положения, Комитет в установленном порядке участвует в осуществлении государственной поддержки сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, рыбного хозяйства, развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан, садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с Порядком финансирования из областного бюджета мероприятий по поддержке агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области (далее - Порядок финансирования из областного бюджета), утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 20.05.2010 N 125, и Порядком расходования субсидий из федерального бюджета, предоставленных областному бюджету Ленинградской области на поддержку сельскохозяйственного производства (далее - Порядок финансирования из федерального бюджета), утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 16.03.2009 N 57, в целях выплаты субсидий Комитет заключает с участниками государственной программы соглашения о комплексном участии в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
В ходе реализации Порядка финансирования из областного бюджета и Порядка финансирования из федерального бюджета между Комитетом и ОАО "ПЗ "Мыслинский" было заключено соглашение от 14.03.2011 N 125 о комплексном участии в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".
Во исполнение соглашения в период с 01.09.2011 по 31.12.2011 Комитетом были выплачены открытому акционерному обществу "Племенной завод "Мыслинский" (далее - ОАО "ПЗ "Мыслинский") субсидии:
- из средств федерального бюджета в сумме 725 024 руб. - на поддержку молочного скотоводства, что подтверждается платежным поручением N 512896 от 09.12.2011,
- из средств областного бюджета Ленинградской области в сумме 579 700 руб. - на производство сельхозпродукции, ВТО подтверждается платежным поручением N 145311 от 02.09.2011, в сумме 64 000 руб. - на производство сельхозпродукции, что подтверждается платежным поручением N 145310 от 02.09.2011, в сумме 865 200 руб. - на поддержку племенного животноводства, что подтверждается платежным поручением N 145309 от 02.09.2011, в сумме 140 675 руб. - на производство сельхозпродукции, что подтверждается платежным поручением N 225406 от 16.12.2011.
Всего в указанный период были выплачены субсидии в общей сумме 2 374 599 руб.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2011 по делу N А56-38447/2011 в отношении ООО "Племзавод "Мыслинский" была введена процедура наблюдения.
Определением от 22.02.2012 суд ввел в отношении ответчика процедуру внешнего управления.
О возбуждении дела о банкротстве ОАО "ПЗ "Мыслинский" Комитету не сообщало.
Полагая, что после возбуждения в отношении Общества дела о банкротстве субсидии ему были выплачены в нарушение положений Постановлений от 16.03.2009 N 57 и от 20.05.2010 N 125, Комитет обратился в арбитражный суд с иском о взыскании необоснованно полученных субсидий в сумме 2 374 599 руб.
Возражая против предъявленных требований Общество указывало, что информация о возбуждении в отношении ОАО "ПЗ "Мыслинский" дела о банкротстве являлась общедоступной, была размещена в газете "Коммерсантъ" N 174 от 17.09.2011, а в силу положений пункта 3 статьи 78 БК РФ Комитет, как главный распорядитель бюджетных средств, обязан оценивать и проверять получателя субсидий на соответствие условиям их предоставления, выявлять признаки препятствующие выплате средств. Также ответчик указывал, что денежные в сумме 1 508 900 руб. были перечислены Комитетом в период до 02.09.2011, то есть, до введения в отношении Общества процедуры наблюдения.
Исследовав представленные в дело доказательства, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд первой инстанции признал требования Комитета обоснованными по праву и по размеру и удовлетворил их.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, считает их не основанными на нормах материального права, в связи с чем, судебный акт подлежит отмене.
Согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, среди прочего должны определять:
- порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
- порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Как было указано выше между Комитетом и Обществом было заключено соглашение N 125 от 14.03.2011 о комплексном участии в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Однако данный документ не содержит условий о возврате перечисленных субсидий.
Порядок финансирования из областного бюджета, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 20.05.2010 N 125, в пункте 1.3 предусматривал условие о том, что выплата субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, к которым применена любая из процедур банкротства, в том числе находящимся в процессе добровольной ликвидации, а также в отношении которых возбуждены дела о несостоятельности (банкротстве), не осуществляется.
Порядок расходования субсидий из федерального бюджета, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 16.03.2009 N 57, также в пункте 8 предусматривал условие о том, что выплата субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, находящимся в любой из процедур банкротства, в том числе в случае добровольной ликвидации, в отношении которых возбуждены дела о несостоятельности (банкротстве) не осуществляется.
Однако, указанные нормативные акты не содержали условия о возврате выплаченных субсидий.
Кроме того, указанные выше постановления утратили силу с 15.05.2013 в связи с изданием постановления Правительства Ленинградской области от 15.05.2013 N 138.
При таких обстоятельствах у истца отсутствовали установленные законом или договором основания требовать возврата выплаченных ответчику субсидий, поэтому предъявленные истцом требования не подлежали удовлетворению.
С учетом изложенного принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене.
При принятии апелляционной жалобы ответчику была предоставлена отсрочка в ее уплате до вынесения постановления. Поскольку апелляционная жалоба ответчика удовлетворена, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход бюджета госпошлина также не взыскивается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2013 по делу N А56-40318/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области о взыскании 2 374 599 руб. отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.К. Зайцева |
Судьи |
Т.С. Ларина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40318/2013
Истец: Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области
Ответчик: ОАО "Племзавод "Мыслинский"
Третье лицо: В/У ОАО "Племзавод "Мыслинский" Александров Святослав Игоревич, Внешний управляющий Александров Святослав Игоревич