г. Хабаровск |
|
18 марта 2014 г. |
Дело N А37-1326/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Главного Управления Центрального банка РФ по Магаданской области: Рыбальченко М.В., представитель по доверенности от 04.05.2012 N 10-5/58;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования по магаданской области
на решение от 09.12.2013
по делу N А37-1326/2013
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Степановой Е.С.
по заявлению Главного Управления Центрального банка РФ по Магаданской области (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области (ОГРН 1044900023277, ИНН 4909912058)
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Магаданской области по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 - 2012 годы в сумме 75 385 рублей 83 копейки и обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Магаданской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Центрального банка Российской Федерации путем возврата излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 -4 кварталы 2010 года, 2011, 2012 годы в сумме 53 039 рубля 65 копеек
УСТАНОВИЛ:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области (далее- ГУ Банка России по Магаданской области, Банк, заявитель) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области (далее - Управление Росприроднадзора по Магаданской области), с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 -2012 годы в сумме 75 385 рублей 83 копейки и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 - 4 кварталы 2010 года, 2011, 2012 годы в сумме 53 039 рубля 65 копеек.
Решением от 09.12.2013 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме, кроме того взыскал с Управления Росприроднадзора по Магаданской области в пользу ГУ Банка России по Магаданской области расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, Управление Росприроднадзора по Магаданской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ГУ Банка России по Магаданской области требований.
ГУ Банка России по Магаданской области в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Росприроднадзора по Магаданской области заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом.
Исследовав представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции.
Согласно материалам дела Центральный Банк Российской Федерации зарегистрирован в качестве юридического лица Управлением МНС России по г. Москве 02.12.1990, свидетельство N 006996300, ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133.
Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области от имени Центрального банка Российской Федерации действует на основании Федерального Закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации и Положения о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 N 46-П.
Согласно статье 3 Положения N 46-П основными задачами деятельности ГУ Банка России по Магаданской области являются участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечение развития и укрепление банковской системы Российской Федерации; участие в обеспечении эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов; обеспечение осуществления регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций; организация и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг; организация валютного контроля; проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.
В процессе осуществления ГУ Банка России по Магаданской области деятельности образуются отходы.
Поскольку заявитель не занимается размещением отходов, для выполнения данной функции ГУ Банка России по Магаданской области за период с 01.11.2008 по 27.03.2013 заключены договоры со специализированными организациями на выполнение услуг по утилизации, захоронению (демеркуризации) бытовых отходов со следующими контрагентами:
- С ООО "Спецавтохозяйство" заключены - договор N 209 от 01.11.2008 на выполнение услуг по санитарной очистке - вывозу твердых бытовых отходов и договор N57 от 15.04.2010.
Согласно п. 1.1. договора N 209 от 01.11.2008 исполнитель принимает на себя обязанности выполнения услуг по санитарной очистке - вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) по рабочим дням от объекта заказчика по адресу: г. Магадан, ул. Пушкина, 4.
В силу п. 1.1. договора N 57 от 15.04.2010 исполнитель принимает на себя обязательства по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов из мусорных контейнеров и от административных служебных и производственных зданий абонента.
- С МБУ г. Магадана "Комбинат зеленого хозяйства" заключены - договор N 212 от 01.06.2011 на выполнение услуг по захоронению твердых бытовых отходов; договор N 212/д от 22.08.2011 на оказание услуг по демеркуризации отходов 1-го класса опасности; договор N 212/ТУ от 01.04.2009 на оказание услуг по вывозу и термическому уничтожению медицинских отходов.
П. 1.1. договора N 212 от 01.06.2011 предусмотрено, что исполнитель принимает на себя выполнение работ (услуг) по захоронению твердых бытовых отходов от объекта заказчика по адресу: г. Магадан, ул. Пушкина, 4,
Согласно п. 1.1 договора N 212/д от 22.08.2011 исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию услуг (работ) по демеркуризации люминесцентных ламп, энергосберегающих ламп и прочих ртутьсодержащих отходов по адресу: г. Магадан, 6-й км Основной трассы.
В соответствии с п. 1.1. договора N 212/ТУ от 01.04.2009 исполнитель принимает на себя обязательство по вывозу от заказчика и термическому уничтожению медицинских отходов класса "Б" и "Г" на инсенераторскои установке, расположенной по адресу: 6-й км Основной трассы.
-С ООО "Исток" заключен договор N 124 от 01.07.2011 на выполнение услуг по санитарной очистке - вывозу и размещению твердых бытовых отходов.
П. 1.1. договора предусмотрена обязанность ООО "Исток" по вывозу и размещению твердых бытовых отходов от здания РКЦ п. Омсукчан ГУ Банка России по Магаданской области.
- С ООО "Сусуман" заключен договор N 32/м от 01.03.2011 на утилизацию бытового мусора.
Согласно п. 1.1 договора N 32/м от 01.03.2011 ООО "Сусуман" берет на себя обязательство по утилизации твердых бытовых отходов на складе ТБО, образовавшихся в результате деятельности РКЦ г. Сусуман ГУ Банка России по Магаданской области по адресу: г. Сусуман, ул. Ленина, 31.
- С Сеймчанским муниципальным унитарным предприятием "Коммунальник" заключен договор N 51 от 01.07.2010.
Согласно п. 1.1. договора N 51 от 01.07.2010 исполнитель обязуется по заявке заказчика производить вывоз сухого мусора.
Кроме того, наряду с заключением указанных договоров, ГУ Банка России по Магаданской области ежеквартально производилась оплата Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области платежей за негативное воздействие на окружающую среду. За период с 2010 по 2012 размер платежей составил 77 166 руб. 71 коп.
Таким образом, за период с 2010 по 2012 годы ГУ Банка России по Магаданской области осуществлена оплата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 77 166 руб. 71 коп., что подтверждается представленными в материалы дела расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду и платежными поручениями.
Письмом N 6-3-12/2181 от 26.03.2013 ГУ Банка России по Магаданской области обратилось в Управление Росприроднадзора по Магаданской области с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Письмом N АШ-08/1381 от 29.04.2013 Управление Росприроднадзора по Магаданской области отказало в возврате суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Не согласившись с отказом ГУ Банка России по Магаданской области, обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. При этом, под качеством окружающей среды понимается состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Согласно статье 4 ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
Статьей 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
При этом, в силу статьи 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 14 ФЗ "Об охране окружающей среды" к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом, ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет круг плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду как субъектов, хозяйственная и иная деятельность которых сопряжена с образованием отходов, и субъектов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в виде оказания услуг по размещению отходов производства и потребления.
Определяя правовую природу платежей за негативное воздействие на окружающую среду, Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 N 284-0 указал, что эти платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632 утвержден "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" N 557 от 08.06.2006 (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.07.2006 N 8077), срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 10.07.2002 N 86 ФЗ, отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 1 ФЗ "Об отходах" под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. При этом хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 ФЗ "Об отходах" под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения (т.е. хранения или захоронения), транспортирования.
Согласно статье 1 ФЗ "Об отходах" объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
При этом, статьей 12 ФЗ "Об отходах" установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 12 ФЗ "Об отходах" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить работы по восстановлению нарушенных земель.
В соответствии с пунктом 4.4. Приложения N 1 "Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утверждённых приказом Минприроды России от 26.01.1993 г., зарегистрированных в Минюсте России N 190 от 24.03.1993 размещение отходов производства и потребления осуществляется на: полигонах захоронения твердых бытовых отходов; полигонах общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов; полигонах, принадлежащих отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов; отвалах, шламохранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов; свалках (санкционированных, несанкционированных).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ N 14561/08 от 17.03.2009 и N 1752/11 от 12.07.2011 деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а потому субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является именно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся предназначенные для размещения отходов объекты.
При этом, согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-0, по смыслу ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Также Конституционный Суд РФ в своих Определениях N 1088-О-О и N 1097-О-О 15.07.2010 указал, что решение вопроса о правомерности возложения обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду на определенного субъекта связано с установлением фактических обстоятельств конкретного дела и является прерогативой арбитражных судов.
Основными видами деятельности ГУ Банка России по Магаданской области как структурного подразделения Центрального банка России является участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, обеспечение развития и укрепления банковской системы РФ, участие в обеспечении эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов, осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, организация валютного контроля, проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.
Судом установлено, что в процессе осуществления ГУ Банка России по Магаданской области своей деятельности образуются отходы, которые передаются в соответствии с заключенными договорами специализированным организациям с целью транспортировки для их дальнейшего обезвреживания, размещения. Данное обстоятельство Управлением Росприроднадзора по Магаданской области не опровергнуто.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что заявитель не занимается размещением отходов, поскольку для выполнения данной функции заключены соответствующие договоры со специализированными организациями.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявитель не является специализированной организацией и не осуществляет деятельность по размещению отходов производства и потребления, образующихся в результате его деятельности, поэтому не являлся субъектом отношений в сфере обращения с отходами в том смысле, которое придает данному понятию ФЗ "Об отходах".
Следовательно, у заявителя отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ГУ Банка России по Магаданской области должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку является собственником отходов, уже был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно им отклонен, т.к. законодатель не связывает обязанность внесения платы за размещение отходов с правом собственности на них и регламентирующее деятельность по обращению с отходами законодательство не возлагает обязанность по внесению платежей за такой вид негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов, на их собственника.
Также судом первой инстанции обоснованно отклонены ссылки Управления Росприроднадзора по Магаданской области на Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П поскольку, данное Постановление касается иных фактических обстоятельств дела.
Поскольку ГУ Банка России по Магаданской области не является лицом, обязанным осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что произведенные заявителем в течение 2010 - 2012 годов платежи являются излишне уплаченными и подлежат возврату. Суд правомерно признал незаконными действия Управления Росприроднадзора по Магаданской области, по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 - 2012 годы в сумме 75 385 рублей 83 копейки и обязал ответчика, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 09.12.2013 по делу N А37-1326/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1326/2013
Истец: Главное Управление Центрального банка РФ по Магаданской области, ГУ Центрального банка РФ по МО от имени ЦБ РФ
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области