г. Киров |
|
18 марта 2014 г. |
Дело N А31-5512/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измоденовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области:
представителя заявителя Кондратьевой А.Н., действующей на основании служебного удостоверения N 131355,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу начальника Судиславского представительства Центрального отделения открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" Большакова Романа Владимировича
на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.01.2014 по делу N А31-5512/2013, принятое судом в составе судьи Мосунова Д.А.,
по заявлению прокурора Судиславского района Костромской области
к начальнику Судиславского представительства Центрального отделения открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" Большакову Роману Владимировичу,
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Коммунсервис" (ИНН: 4427004244, ОГРН: 1074439000184),
о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
прокурор Судиславского района Костромской области (далее - заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении начальника Судиславского представительства Центрального отделения открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" Большакова Романа Владимировича (далее - ответчик, Большаков Р.В., должностное лицо) к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
05.06.2013 судом вынесено определение о принятии названного заявления к производству и назначении возбужденного по заявлению Прокурора дела к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
27.06.2013 суд, придя к выводу о том, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не будет соответствовать целям эффективного правосудия, в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вынес определение о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 16.01.2014 требования заявителя были удовлетворены, Большаков Р.В. признан виновным в совершении вмененного административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его неправомерным, вынесенным с нарушением норм материального права, должностное лицо обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на статьи 523, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения N530), ответчик отмечает, что в связи с неисполнением обязательств по оплате принятой электрической энергии контрагентом ОАО "Костромская сбытовая компания" (далее - ОАО "КСК", Общество) по договору энергоснабжения - МУП "Коммунсервис" и непогашением им к установленной дате имеющейся задолженности Общество путем введения ограничения режима потребления электрической энергии воспользовалось предоставленным ему действующим законодательством правом ограничить подачу энергии потребителю.
Заявитель жалобы поясняет, что предусмотренных пунктом 168 Основных положений N 530 фактов, свидетельствующих о возникновении угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, в связи с введенным ограничением режима потребления электроэнергии установлено не было. Котельные МУП "Коммунсервис" не подпадают под перечень объектов, указанных в приложении N 6 к Основным положениям, акта согласования аварийной брони не имеют, в связи с чем ограничение режима потребления электрической энергии было произведено на общих основаниях в соответствии с разделом XIII Основных положений. По этой причине ответственность перед третьими лицами за последствия, вызванные применением ограничения режима потребления, несет сам потребитель.
Большаков Р.В. полагает, что действия ОАО "КСК" не нарушают положения пункта 1 статьи 10 ГК РФ и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции). Обращает внимание на то, что задолженность потребителя за поставленную электроэнергию на момент введения ограничения составляла 1 591 327 рублей 80 копеек, к указанной в уведомлении дате погашена не была, в связи с чем ограничение режима потребления являлось необходимой мерой, произведенной с целью сокращения текущего потребления электроэнергии, а значит и роста дебиторской задолженности, при этом ОАО "КСК" не преследовало цель, связанную с намерением исключительно причинить вред другому лицу. В этой связи считает, что Общество в рассматриваемом случае применило способ самозащиты своего права в ответ на нарушение условий договора другой стороной и применило ограничение режима потребления электрической энергии своему недобросовестному потребителю. Производимые ограничения заявитель жалобы рассматривает как законную меру защиты экономических интересов в соответствии со статьями 309, 310, 314, 523, 546 ГК РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Основными положениями N 530.
От прокуратуры Судиславского района поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергнуты доводы ответчика.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
Доводы апелляционной жалобы опровергнуты представителем заявителя в судебном заседании апелляционного суда.
Большаков Р.В. и МУП "Коммунсервис" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили. Большаков Р.В. представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.10.2012 в УФАС поступило обращение прокурора Судиславского района Костромской области с приложением к нему материалов проверки и решения Островского районного суда Костромской области от 19.05.2011 по делу N 2С-121/2011, в котором указывалось на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Общества и оснований для возбуждения в отношении ОАО "КСК" дела о нарушении антимонопольного законодательства. В обращении было указано, что нарушение выразилось в неправомерном ограничении подачи электроэнергии на котельные МУП "Коммунсервис" по причине наличия задолженности по оплате за потребленную электроэнергию.
Решением Островского районного суда Костромской области от 19.05.2011 по делу N 2С-121/2011 действия ОАО "КСК" по введению ограничения подачи электроэнергии на котельные н.п. Дружба, Жвалово, Западный, находящиеся в ведении МУП "Коммунсервис", в период с 14 часов 00 минут 26.04.2011 по 00 часов 00 минут 04.05.2011 признаны незаконными.
Управлением по итогам рассмотрения материалов прокуратуры на основании приказа руководителя УФАС от 12.12.2012 N 137 было возбуждено дело N 04-105/1106 по признакам нарушения ОАО "КСК" пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства N 04-105/1106 комиссия УФАС установила, что 13.08.2007 между ОАО "КСК" (гарантирующий поставщик) и МУП "Коммунсервис" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 129 (л.д. 12-20), в соответствии с пунктом 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Согласно пункту 1.2 стороны обязуются руководствоваться настоящим договором, а также действующим законодательством.
Пунктом 2.2.2 предусмотрены случаи, в которых гарантирующий поставщик имеет право вводить частичное или полное ограничение режима потребления. При этом порядок ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязанностей определен в пункте 2.2.4 договора.
В силу пункта 2.2.5 договора ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется порядок введения ограничения режима потребления, определенный пунктом 177 ПРЭЭ.
Порядок расчетов за пользование электрической энергией стороны оговорили в разделе 6 договора энергоснабжения.
Пунктом 7.1 договора предусмотрено, что все споры и разногласия, возникающие из настоящего договора или в связи с ним, в том числе касающиеся его заключения, выполнения, нарушения, прекращения или действительности, разрешаются путем переговоров сторон, а в случае не достижения сторонами соглашения, подлежат разрешению в Арбитражном суде Костромской области.
По состоянию на 18.04.2011 у МУП "Коммунсервис" перед ОАО "КСК" по договору энергоснабжения от 13.08.2007 N 129 имелась задолженность в размере 1 591 327 рублей 80 копеек.
18.04.2011 Обществом в адрес потребителя было направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии. Из содержания данного уведомления следует, что в связи с наличием у потребителя задолженности по оплате за потребленную электроэнергию необходимо в срок до 23.04.2011 оплатить данную задолженность и подтвердить факт оплаты платежным поручением с отметкой банка. Также уведомлением предусмотрен порядок действий в случае неоплаты к указанной дате имеющейся задолженности.
ОАО "КСК" на основании Основных положений N 530, пунктов 1, 2 статьи 546, пунктов 1, 3 статьи 523 ГК РФ и договора энергоснабжения намеревалось ограничить подачу энергоресурсов по договору с 14 часов 00 минут 26.04.2011 путем отключения котельных н.п. Дружба (ул. Цветочная), Жвалово, часть ТП N 225 н.п. Западный, н.п. Сорож. Общество также предупредило, что при неоплате задолженности в течение трех рабочих дней с даты введения частичного ограничения режима потребления в отношении МУП "Коммунсервис" будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии.
18.04.2011 ОАО "КСК" направило в ОАО "МРСК Центра" (Судиславское представительство Центрального отделения) заявку N 53 на введение ограничения режима электроснабжения в отношении объектов МУП "Коммунсервис" за подписью Большакова Р.В.
Согласно актам ограничения режима потребления электроэнергии 26.04.2011 было введено ограничение режима энергопотребления на котельные н.п. Дружба, Жвалово, Западный, Сорож путем отключения отходных рубильников и разъединителей (л.д. 101-104).
Действия Общества по отключению от электроснабжения котельных привели к срыву окончания отопительного сезона на объектах социальной сферы и в жилых помещениях граждан-потребителей.
06.03.2013 по результатам рассмотрения дела комиссией антимонопольного органа было принято решение (в полном объеме изготовлено 18.03.2013) о признании факта нарушения ОАО "КСК" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении данным хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением путем ограничения подачи электрической энергии в период с 26.04.2011 по 04.05.2011 на котельные в н.п. Дружба, Жвалово, Западный, эксплуатируемые МУП "Коммунсервис", что привело к ущемлению интересов потребителей услуги по теплоснабжению (л.д. 55-62).
В соответствии с пунктом 2 резолютивной части данного решения предписание об устранении нарушения в адрес Общества не выдавалось в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
24.05.2013 прокурор Судиславского района, придя к выводу о том, что действия начальника Судиславского представительства ОАО "КСК" Большакова Р.В., подписавшего и направившего от имени Общества в адрес МУП "Коммунсервис" уведомление об ограничении подачи электроэнергии и заявку на введение ограничения режима электроснабжения в отношении объектов МУП "Коммунсервис", находятся в прямой причинно-следственной связи с введением в отношении данного контрагента ограничения режима потребления электроэнергии на котельные в н.п. Дружба, Жвалово, Западный, вынес в отношении должностного лица постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ (л.д. 14-20).
В соответствии со статьями 202 - 204 АПК РФ, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Прокурор обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении Большакова Р.В. к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ответчика всех элементов состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем, не усмотрев существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, удовлетворил требования Прокурора, признал Большакова Р.В. виновным в совершении правонарушения и при отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, назначил ему наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.31 КоАП РФ для должностных лиц, в размере 15 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
В статье 10 Закона о защите конкуренции содержится запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Как указано в пункте 13 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30, установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Постановлением Региональной службы по тарифам администрации Костромской области от 23.10.2006 N 06/51 ОАО "КСК" с 2006 года присвоен статус гарантирующего поставщика.
Общество в соответствии с приказом УФАС от 17.08.2005 N 92 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35% или занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов. Доля ОАО "КСК" на рынке розничной реализации электрической энергии в географических границах Костромской области составляет более 50 %.
При таких обстоятельствах доминирующее положение ОАО "КСК" на рассмотренном товарном рынке является доказанным.
Факт нарушения ОАО "КСК" запрета, установленного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении данным хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением путем ограничения подачи электрической энергии в период с 26.04.2011 по 04.05.2011 на котельные в н.п. Дружба, Жвалово, Западный, эксплуатируемые МУП "Коммунсервис", подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе решением Островского районного суда Костромской области от 19.05.2011 по делу N 2С-121/2011, решением УФАС от 18.03.2013 по делу N 04-105/1106, законность которого была подтверждена решением Арбитражного суда Костромской области от 02.08.2013 по делу NА31-5987/2013, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013.
Согласно положениям статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, руководители организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, являются самостоятельными субъектами административной ответственности.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также указано, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Генеральным директором ОАО "КСК" Дмитриевым А.М. утверждена должностная инструкция начальника представительства от 11.01.2009 N 178, в пункте 1.2 которой установлено, что начальник представительства осуществляет свою деятельность на основании доверенности, выданной генеральным директором Общества.
В соответствии с пунктом 3.6 инструкции в обязанности начальника представительства входит подписание уведомлений и заявок на ограничение и отключение потребителей, нарушающих договорные условия по оплате за электроэнергию.
Начальник представительства обязан организовать работу по своевременной подготовке и передаче документов по потребителям, имеющим просроченную дебиторскую задолженность, в юридический отдел Общества для подготовки и подачи исковых заявлений.
На основании пункта 5.1 должностной инструкции начальник представительства несет ответственность за выполнение обязанностей, установленных данной инструкцией.
Начальник Судиславского представительства Центрального отделения ОАО "КСК" Большаков Р.В. как должностное лицо, наделенное административно-хозяйственными функциями, действующий в 2011 году на основании доверенности от 01.01.2011 N 07/11 и имеющий право представлять интересы Общества во всех организациях независимо от форм собственности, органах местного самоуправления, принимать предусмотренные законом и иными нормативными актами меры к потребителям энергии, нарушающим договорные обязательства, совершать иные действия в пределах полномочий, был обязан знать и соблюдать антимонопольное законодательство.
Обстоятельства вины должностного лица, как и юридического лица, должны быть выражены в совокупности определенных действий, имеющих причинно-следственную связь с наступившими последствиями.
В силу пункта 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Пунктом 78 Основных положений N 530 предусмотрено, что гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII настоящего документа, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем) в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII настоящего документа.
При этом в силу пункта 161 Основных положений неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, является основанием для ограничения режима потребления электрической энергии в установленном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 37 Закона N 35-ФЗ отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона N 35-ФЗ основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.
В силу пункта 7 статьи 38 Закона N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает, в том числе обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; меры по социальной защите граждан Российской Федерации.
В силу пункта 161 Основных положений N 530 неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, является основанием для ограничения режима потребления электрической энергии в установленном порядке.
Из пункта 164 Основных положений N 530 следует, что частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема электрической энергии, подаваемой потребителю, по сравнению с объемом, определенным в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии) или фактической потребностью (для граждан-потребителей), либо прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца. Поставщик освобождается от обязанности поставить объем электрической энергии, недопоставленный в период ограничения режима потребления, введенного в случае нарушения потребителем своих обязательств, после возобновления (восстановления до прежнего уровня) подачи электрической энергии.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что от котельных н.п. Дружба, Жвалово, Западный, эксплуатируемых МУП "Коммунсервис", осуществляется теплоснабжение потребителей (граждан, объектов социальной сферы), которые добросовестно оплачивали данную услугу. Так, котельная н.п. Дружба отапливает помимо жилого фонда такие социальные объекты, как МДОУ Дружбинский детский сад "Колокольчик", общежитие филиала ГОУ СПО "Костромской автодорожный колледж", учебный корпус колледжа, МУ Социально-культурный центр "Дружба". Котельная н.п. Жвалово отапливает помимо жилого фонда такие социальные объекты, как МОУ "Жваловская начальная школа - детский сад", МОУ СКЦ "Дружба" - Жваловский сельский дом культуры. Котельная н.п. Западный отапливает детский сад "Ромашка".
На момент введения ограничения поставки электрической энергии отопительный сезон окончен не был. Согласно распоряжению администрации Судиславского муниципального района Костромской области от 03.05.2011 N 204-р отопительный сезон 2010-2011 г.г. на объектах социальной сферы завершен 03.05.2011. При этом в н.п. Дружба, Жвалово, Западный отсутствовали иные источники теплоснабжения, кроме котельных МУП "Коммунсервис".
Таким образом, введя ограничение подачи электроэнергии на указанные котельные, ОАО "КСК" не приняло во внимание, что подача электроэнергии является важным и необходимым элементом технологического процесса теплоснабжения жителей и учреждений социальной сферы, в том числе добросовестно оплачивающих данную услугу.
В результате введенных ограничений были грубо нарушены права граждан, в том числе несовершеннолетних, на получение качественных коммунальных услуг, ущемлены права воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений на обеспечение соответствующих условий для получения образования.
Прекращение подачи электрической энергии исключило возможность обеспечения теплоэнергией и жилые дома граждан, своевременно вносящих необходимые платежи, могло привести к нарушению прав граждан на охрану жизни и здоровья, предусмотренных частью 1 статьи 20, частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, следовательно, основания для прекращения или ограничения подачи электроэнергии на такие объекты могут быть предусмотрены только законом или принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Такие основания предусмотрены пунктами 2, 3 статьи 546 ГК РФ, Основными положениями N 530.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии установленной и согласованной на данном объекте аварийной и технологической брони не могут быть приняты судом апелляционной инстанции исходя из значимости объектов теплоснабжения, а также высокой степени вероятности причинения вреда жизни и здоровью людей в случае отключения подачи электроэнергии. Отсутствие согласованной величины аварийной брони не свидетельствует о возможности введения полного ограничения режима потребления электрической энергии для объектов в нарушение специального порядка, установленного Основными положениями.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в уведомлении от 18.04.2011 речь идет о частичном ограничении режима потребления электроэнергии по договору энергоснабжения от 13.08.2007 N 129 с 14 часов 00 минут 26.04.2011 и содержится предупреждение о введении полного ограничения в случае неоплаты задолженности по договору в течение трех дней с даты введения частичного ограничения. В действительности частичного ограничения режима потребления не производилось, а 26.04.2011 имело место полное прекращение подачи электроэнергии путем отключения отходных рубильников. Заявка на введение ограничения режима электроснабжения в адрес ОАО "МРСК Центра- Костромаэнерго" содержит указание на введение ограничения путем полного отключения вышеперечисленных котельных.
Фактические обстоятельства прекращения ОАО "КСК" энергоснабжения котельных установлены решением Островского районного суда Костромской области, вступившим в законную силу.
Действия Общества по полному отключению электроснабжения потребителя, обеспечивающего коммунальной услугой граждан-потребителей и не имеющего иного источника электроэнергии, противоречат действующему законодательству.
В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Таким образом, реализация Большаковым Р.В. от имени Общества права на введение режима ограничения подачи электрической энергии была осуществлена без соблюдения общих норм действующего законодательства о пределах осуществления гражданских прав, включая нормы о недопустимости злоупотребления доминирующим положением, а также с нарушением условий и процедуры режима ограничения, установленных нормами, регулирующими порядок ограничения и прекращения подачи электрической энергии (пункт 2 статьи 546 ГК РФ, Основные положения N 530).
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что рассмотренными в настоящем случае действиями были ущемлены интересы потребителей, добросовестно оплачивающих услуги отопления, являются верными.
Начальник Судиславского представительства Центрального отделения ОАО "КСК" Большаков Р.В. для защиты имущественных интересов Общества имел возможность использовать иные предусмотренные законом способы, не ущемляющие права и интересы иных лиц. Однако доказательств принятия исчерпывающего перечня мер представлено не было.
Такие действия в силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ и части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции являются злоупотреблением правом и доминирующим положением.
Действия по ограничению подачи электроэнергии не были соразмерны нарушению условий договора со стороны потребителя, выходили за пределы действий, необходимых для пресечения нарушения права, в связи с чем признаны злоупотреблением доминирующим положением на соответствующем товарном рынке.
Особенность вины должностных лиц характеризуется КоАП РФ иными критериями, чем вина юридических лиц. Вина должностного лица как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Суд считает, что в данном случае Большаков Р.В., действуя от имени и в интересах ОАО "КСК", имел возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не принял все зависящие от него меры для соблюдения требований закона, безразлично отнесся к возможности наступления негативных последствий.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд приходит к выводу о том, что обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения должностным лицом требований законодательства, не выявлено.
Следовательно, состав вменяемого административного правонарушения в действиях Большакова Р.В. доказан. Нарушений процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении судом не установлено.
Аргументы апелляционной жалобы о правомерности поведения ответчика и отсутствии в его поведении состава нарушения антимонопольного запрета, установленного частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, с учетом изложенных выше обстоятельств апелляционным судом отклоняются.
Принимая во внимание, что при введении ограничения подачи электроэнергии на котельные МУП "Коммунсервис" Большаков Р.В., подписывая уведомление и направляя заявку на введение ограничения, не учитывал то обстоятельство, что электроэнергия является необходимым элементом технологического процесса теплоснабжения жителей и учреждений социальной сферы, в том числе добросовестно оплачивающих данную услугу, а прекращение ее подачи исключает возможность обеспечения теплоэнергией и жилые дома граждан, нарушает их права на бесперебойное получение качественных коммунальных услуг, а также то, что перерывы в отоплении жилого помещения в течение отопительного периода в силу пункта 9 действовавших в тот момент Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не допускаются, при том, что у МУП "Коммунсервис" нет иных источников электроэнергии, апелляционный суд также считает, что настоящий случай не является исключительным, отсутствуют признаки малозначительности совершенного административного правонарушения.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда первой инстанции законным, обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 16.01.2014 по делу N А31-5512/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Большакова Р.В. - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрено, что также отражено в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ".
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 16.01.2014 по делу N А31-5512/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника Судиславского представительства Центрального отделения открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" Большакова Романа Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5512/2013
Истец: Прокуратура КО, Прокурор Судиславского района Костромской области
Ответчик: Начальник Судиславского представительства Центрального отделения открытое акционерное общества "Костромская сбытовая компания" Большаков Роман Владимирович
Третье лицо: МУП "Коммунсервис", Большаков Роман Владимирович