город Омск |
|
18 марта 2014 г. |
Дело N А46-4250/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-572/2014) Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2013 по делу N А46-4250/2013 (судья Третинник М.А.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Инвест" (ОГРН 1085543028780 ИНН 5503206712)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного бюджетного образовательное учреждения высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет"
об оспаривании распоряжения от 17.06.2013 N 1215-р (в части), отказа, изложенного в письме N 08/3528 от 05.04.2013,о восстановлении нарушенного права,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска - Гега Наталья Викторовна (удостоверение, по доверенности N 7 от 04.03.2014 сроком действия один год)
от общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Инвест" - Кожевникова Виктория Валериевна (паспорт, по доверенности б/н от 15.04.2013 сроком действия на один год)
от Федерального государственного бюджетного образовательное учреждения высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Партнер-Инвест" (далее по тексту - ООО "Партнер-Инвест", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным в ходе судебного разбирательства) о признании недействительным распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска N 1215-р от 17.06.2013 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:040104:526" в части признания утратившим силу распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска N 767-р от 21.08.2009 "Об утверждении плана земельного участка на Набережной им.Тухачевского в Центральном административном округе города Омска"; о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Офисное здание коммерческих организаций по Набережной Тухачевского в Центральном административном округе города Омска (1 очередь)", изложенного в письме N 08/3528 от 05.04.2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Инвест" N 13 от 28.03.2013; об обязании Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства "Офисное здание коммерческих организаций по Набережной Тухачевского в Центральном административном округе города Омска (1 очередь)" по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Инвест" N 13 от 28.03.2013 в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением от 18.12.2013 по делу N А46-4250/2013 требования заявителя были удовлетворены. Признавая отказ Департамента незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент архитектуры и градостроительства не обладает полномочиями на проведение дополнительных исследований и подготовки заключений на стадии получения заявления о выдаче разрешения на строительство. Признавая недействительным оспариваемое распоряжение суд первой инстанции указал, что у Департамента отсутствовали основания для отмены распоряжением N 767-р от 21.08.2009, по крайней мере, на таковые не указано в оспариваемом распоряжении.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 767-р от 21.08.2009 "Об утверждении плана земельного участка на Набережной им.Тухачевского в Центральном административном округе города Омска", признанное Департаментом утратившим силу, противоречит утвержденному проекту планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Фрунзе - улица Маршала Жукова - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш - в Центральном административном округе города Омска, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 12.08. 2011 г. N 896-п.
Податель жалобы также выражает свое несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации является доказательством соответствия схемы планировочной организации земельного участка градостроительному плану земельного участка.
Также податель жалобы указал, что оспариваемое распоряжение не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку в настоящее время действие договора аренды на спорный земельный участок истекло.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Департамента Общество выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя Федерального государственного бюджетного образовательное учреждения высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет", надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
ООО "Партнер-Инвест" на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:040104:526 общей площадью 5498 кв.м., местоположение которого установлено в 45 метрах юго-западнее относительно 4-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г.Омск, набережная Тухачевского, 14. Указанный земельный участок был предоставлен для строительства офисного здания.
В целях реализации своего права на осуществление строительства на предоставленном в аренду земельном участке ООО "Партнер-Инвест" в установленном законом порядке обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска за выдачей градостроительного плана земельного участка.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 21.08.2009 N 767-р утвержден градостроительный план земельного участка N RU 55301000-0000000000002662, на основании которого заявитель приступил к проектированию офисного здания, после чего проект офисного здания был передан на негосударственную экспертизу в порядке статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
19.12.2012 было получено положительное заключение негосударственной экспертизы N 2-1-1-0275-12.
ООО "Партнер-Инвест" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска в целях получения разрешения на строительство объекта капитального строительства "Офисное здание коммерческих организаций по набережной Тухачевского в Центральном административном округе города Омска". К указанному обращению направлен был пакет документов согласно перечню, предусмотренному пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 15.01.2013 ООО "Партнер-Инвест" направило в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска дополнительно выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, подтверждающую наличие права аренды на земельный участок.
Письмом Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 18.01.2013 N 09/283 заявителю было отказано в выдаче разрешения на строительство офисного здания коммерческих организаций.
После устранения причин, послуживших основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, заявитель неоднократно обращался в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска за получением разрешения на строительство.
28.03.2013 заявитель письмом N 13 вновь обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска за получением разрешения на строительство.
В соответствии с ответом Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 05.04.2013 N 08/3528 ООО "Партнер-Инвест" отказано в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Офисное здание коммерческих организаций по набережной Тухачевского в Центральном административном округе города Омска".
Кроме того, распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 17.06.2013 N 1215-р был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:040104:526, местоположение которого установлено в 45 м. юго-западнее относительно 4-этажного здания по набережной Тухачевского, 14 в Центральном административном округе города Омска; N RU55301000- 0000000000006565 (пункт 1), признано утратившим силу распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 21.08.2009 N 767-р "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по набережной им.Тухачевского в Центральном административном округе города Омска" (пункт 2).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Партнер-Инвест" в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Решением от 18.12.2013 по делу N А46-4250/2013 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Согласно пп. 15 п. 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.03.2012 N 3, Департамент выдает разрешение на строительство объектов капитального строительства (в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), дающее застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Порядок выдачи разрешений на строительство регламентирован статьей 51 ГрК РФ.
Согласно частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ в целях получения разрешения на строительство заинтересованное лицо обращается в соответствующий орган местного самоуправления с заявление, к которому прилагаются следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации но планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
- положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
- разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
- согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство в случае непредставления указанных в части 7 статьи 51 ГрК РФ документов, а также в случае несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с пунктом 10 статьи 51 Гр РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Как усматривается из материалов дела, согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 05.04.2013 N 08/3528 заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство в том числе по причине того, что из представленного раздела проектной документации "схема планировочной организации земельного участка" с шифром 29-11.2011-ПЗУ установлено, что часть проектируемого проезда между проектируемым офисным зданием коммерческих организаций (1 очередь) и существующим зданием Омского государственного педагогического университета (1 корпус) расположена на земельном участке, на который не оформлены правоустанавливающие документы.
Суд первой инстанции правомерно указал, что названное основание не может быть положено в основу отказа в выдаче разрешения на строительства испрашиваемого объекта. Проверка планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему является предметом экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекс Российской Федерации. Из представленного в материалы дела положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации N 2-1-1-0275-12 от 19.12.2012, проведенному в соответствии со статье 49 Гр РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 272, следует, что "Схема планировочной организации земельного участка" соответствует требованиям национальных стандартов, сводов правил, вошедших в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 г. N 1047-р. (том 1 лист дела 90).
Кроме того, негосударственной экспертизой сделан вывод о том, что проектная документация по объекту "Офисное здание коммерческих организаций по набережной Тухачевского в Центральном административном округе города Омска" (I очередь) соответствует требованиям технических регламентов, заданию на проектирование, результатам инженерных изысканий (том 1 лист дела 91).
Суд первой инстанции правомерно заключил о том, что Департамент архитектуры и градостроительства не обладает полномочиями на проведение дополнительных исследований и подготовки заключений на стадии получения заявления о выдаче разрешения на строительство. В функции Департамента в отношении офисного здания входит проверка наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство согласно пункту 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В качестве таковых сопоставление градостроительного плана земельного участка с проектом не названо.
Как было указано выше и следует из пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Исходя из текста оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство, а также текста предоставленного Департаментом в материалы дела заключения, несоответствия предоставленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка не установлено, равно как и отсутствия документов, предусмотренных ч. 7 и 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска N 1215-р от 17.06.2013, в том числе признано утратившим силу распоряжение департамента архитектуры и градостроительства N 767-р от 21.08.2009 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка на набережной им. Тухачевского в Центральном административном округе города Омска", изданного по заявлению ООО "Партнер-Инвест".
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Суд первой инстанции правомерно указал, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Учитывая, что оспариваемое распоряжение не содержит ссылок на нарушение распоряжением N 767-р от 21.08.2009 года "Об утверждении градостроительного плана земельного участка на набережной им. Тухачевского в Центральном административном округе города Омска", изданного по заявлению ООО "Партнер-Инвест", действующего законодательства, то суд первой инстанции правомерно указал, что распоряжение N 767-р от 21.08.2009 года не может быть в данном конкретном случае признано утратившим силу, органом который его издал.
Ссылки Департамента на то, что распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 767-р от 21.08.2009 "Об утверждении плана земельного участка на Набережной им.Тухачевского в Центральном административном округе города Омска", признанное Департаментом утратившим силу, противоречит утвержденному проекту планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Фрунзе - улица Маршала Жукова - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш - в Центральном административном округе города Омска, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 12.08. 2011 г. N 896-п, несостоятельны.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, постановление Администрации, на которое указывает Департамент, было издано после утверждения градостроительного плана по заявлению ООО "Партнер-Инвест", то есть градостроительный план от 21.08.2009 г. был утвержден в соответствии с действующим на тот момент градостроительным зонированием территории и нормами, установленными Правилами застройки и землепользования городского округа город Омск, а значит утверждение такого градостроительного плана не противоречит закону.
Таким образом, Департамент не доказал правомерности изданного распоряжения N 1215-р от 17.06.2013 г. "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:040104:526" в части признания утратившим силу распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 767-р от 21.08.2009 "Об утверждении плана земельного участка на Набережной им.Тухачевского в Центральном административном округе города Омска".
Доводы подателя жалобы о том, что у заявителя в настоящее время отсутствуют права на спорный земельный участок апелляционный суд находит несостоятельными, поскольку в рамках настоящего дела рассматривается вопрос правомерности действий и распоряжения Департамента на момент их осуществления (вынесения).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2013 по делу N А46-4250/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4250/2013
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июня 2015 г. N Ф04-6162/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Партнер-Инвест"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска
Третье лицо: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет"
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2015 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-572/14
16.06.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6162/14
08.04.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1008/15
14.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6162/14
18.03.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-572/14
18.12.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-4250/13