г. Хабаровск |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А37-1266/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Областного государственного бюджетного учреждения "Станция по борьбе с болезнями животных "Магаданская": представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области: представитель не явился;
от третьего лица - Департамента ветеринарии администрации Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Областного государственного бюджетного учреждения "Станция по борьбе с болезнями животных "Магаданская"
на решение от 18.10.2013
по делу N А37-1266/2013
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Е.С. Степановой
по заявлению Областного государственного бюджетного учреждения "Станция по борьбе с болезнями животных "Магаданская" (ИНН 4909911880, ОГРН 1044900028804)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (ИНН 4909025803, ОГРН 1054900008811)
о признании незаконным и отмене постановления N 517 от 20.06.2013 по делу об административном правонарушении
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент ветеринарии администрации Магаданской области
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное бюджетное учреждение "Станция по борьбе с болезнями животных "Магаданская" (далее - учреждение, ОГБУ "СББЖ "Магаданская") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления N 517 от 20.06.2013 по делу об административном правонарушении, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен - Департамент ветеринарии администрации Магаданской области.
Решением суда первой инстанции от 18.10.2013 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ОГБУ "СББЖ "Магаданская" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на неё, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ОГБУ "СББЖ "Магаданская" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области 13.09.2004, ИНН 4909911880, ОГРН 1044900028804, юридический адрес: г. Магадан, ул. Метеостанции, д. 21-а.
В соответствии со сводным Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год, и Распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области N 169 от 07.05.2013 в период с 13.05.2013 по 07.06.2013 в отношении ОГБУ "Станция по борьбе с болезнями животных "Магаданская" проведена плановая выездная поверка.
Копия Распоряжения получена начальником ОГБУ "СББЖ "Магаданская" Башевым Ф.В. 13.05.2013, о чем свидетельствует его подпись в Распоряжении.
При проведении проверки присутствовал и.о. начальника ОГБУ "СББЖ "Магаданская" Жерноклеев А.А.
В ходе проверки установлено нарушение ОГБУ "СББЖ "Магаданская" требований пунктов 3.2, 3.6, 4.3, 4.12, 4.16, 4.29, 8.2, 9.2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", выразившиеся в отсутствии инструкции по обращению с отходами; схемы обращения с отходами; документов, подтверждающих проведение ежегодного инструктажа по правилам безопасного обращения с медицинскими отходами персонала, работающего с медицинскими отходами; промаркированных емкостей для сбора отходов класса; специальных стоек-тележек или контейнера для закрепления мягкой упаковки (одноразовых пакетов) для сбора отходов класса Б; технологического журнал учета обезвреживания отходов; документов, подтверждающих проведение производственного контроля, в т.в. визуальной и документарной проверки (не реже 1 раза в месяц) за сбором, временным хранением медицинских отходов; схема образования медицинских отходов класса Б представлена по одному подразделению - передвижной лабораторный комплекс, при этом, местом временного хранения отходов в схеме указан многоразовый контейнер на контейнерной площадке, помещение для временного хранения отходов отсутствует.
Также установлено, что в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 в ОГБУ "СББЖ "Магаданская" образуются отходы класса А, класса Б - отходы, образующиеся при оказании лечебно-диагностических исследований, отходы класса Г - лекарственные, диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование, отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
По результатам проверки составлен Акт проверки N 164 от 10.06.2013, в котором зафиксированы выявленные нарушения СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
Акт проверки составлен в присутствии и.о. начальника ОГБУ "СББЖ "Магаданская" Жерноклеева А.А.., о чем свидетельствует его подпись в Акте.
Уведомлением б/н от 10.06.2013 ОГБУ "СББЖ "Магаданская" извещено о времени и месте оставления протокола об административном правонарушении - 10.06.2013 в 10 час. 05 мин. в помещении Управления Роспотребнадзора по Магаданской области по адресу: ул. Якутская, д. 53, корп. 2, каб. 110. Уведомление получено и.о. начальника ОГБУ "СББЖ "Магаданская" Жерноклеевым А.А., о чем свидетельствует его подпись.
По результатам проведенной проверки на основании Акта проверки 10.06.2013 в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ в отношении ОГБУ "СББЖ "Магаданская" составлен протокол от 14.06.2013 об административном правонарушении, которым установлено наличие в действиях ОГБУ "СББЖ "Магаданская" признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии и.о. начальника ОГБУ "СББЖ "Магаданская" Жерноклеева А.А., о чем свидетельствует его подпись. Копия Протокола получена 14.06.2013 и.о. начальника ОГБУ "СББЖ "Магаданская" Жерноклеевым А.А., о чем свидетельствует соответствующая отметка в Протоколе.
17.06.2013 Управлением Роспотребнадзора вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении - 20.06.2013 в 16 час. 20 мин. Определение получено ОГБУ "СББЖ "Магаданская" 17.06.2013, что подтверждается входящим штампом N 429.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 20.06.2013 вынесено постановление N 517 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ОГБУ "СББЖ "Магаданская" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Постановление вынесено в присутствии и.о. начальника ОГБУ "СББЖ "Магаданская" Жерноклеева А.А. Постановление направлено по юридическому адресу ОГБУ "СББЖ "Магаданская" и получено 10.07.2013, что подтверждается представленным в материалах дела почтовым конвертом N 3488634.
Не согласившись с постановлением административного органа, ОГБУ "СББЖ "Магаданская" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 232-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Классификация, правила сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 39 Федерального Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163, установлены обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами (п. 1.2).
П. 1.3. СанПиН 2.1.7.2790-10 установлено, что настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
П. 1.4. Контроль (надзор) за соблюдением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г- токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
К классу А относятся отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и так далее. Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.
К классу Б относятся инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию.
К классу Г относятся лекарственные, диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
В соответствии с п. 3.1. СанПиН 2.1.7.2790-10 система сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов должна включать следующие этапы:
- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;
- перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание/обезвреживание;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;
- захоронение или уничтожение медицинских отходов.
В силу п. 3.2. СанПиН 2.1.7.2790-10 руководителем организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, утверждается инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации.
Согласно п. 3.6. СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами,
принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность.
Данная схема разрабатывается в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и утверждается руководителем организации.
П. 3.7. СанПиН 2.1.7.2790-10 установлено, что в схеме обращения с медицинскими отходами указываются, в том числе, порядок сбора медицинских отходов; порядок и места временного хранения (накопления) медицинских отходов, кратность их вывоза; применяемые способы обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов.
Транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории (п. 3.8. СанПиН 2.1.7.2790-10).
Главой IV СанПиН 2.1.2790-10 предусмотрены требования к сбору медицинских отходов.
В соответствии с п. 4.3. СанПиН 2.1.2790-10 при приеме на работу и затем ежегодно персонал проходит обязательный инструктаж по правилам безопасного обращения с отходами.
Согласно п. 4.11 СанПиН 2.1.2790-10 отходы класса Б собираются в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или имеющие желтую маркировку. Выбор упаковки зависит от морфологического состава отходов. Для сбора острых отходов класса Б должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры). Емкость должна иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия.
В соответствии с п. 4.12. СанПиН 2.1.2790-10 мягкая упаковка (одноразовые пакеты) для сбора отходов класса Б должна быть закреплена на специальных стойках-тележках или контейнерах.
В силу п. 4.16. СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы класса Б из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания. Доступ посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов запрещается.
Контейнеры должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания.
Согласно п. 4.29. СанПиН 2.1.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
В соответствии с п. 8.2. СанПиН 2.1.2790-10 для учета медицинских отходов классов Б и В служат следующие документы:
- технологический журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов;
- технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз;
- документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов;
- технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка.
Согласно п. 9.2. и п. 9.2.1. СанПиН 2.1.2790-10 производственный контроль за сбором, временным хранением, обезвреживанием медицинских отходов включает в себя визуальную и документальную проверку (не реже 1 раза в месяц):
- количества расходных материалов (запас пакетов, контейнеров и другое), средств малой механизации, дезинфицирующих средств;
- обеспеченности персонала средствами индивидуальной защиты, организации централизованной стирки спецодежды и регулярной ее смены;
- санитарного состояния и режима дезинфекции помещений временного хранения и/или участков по обращению с медицинскими отходами, мусоропроводов, контейнерных площадок;
- соблюдения режимов обеззараживания/обезвреживания;
- регулярности вывоза отходов.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что по результатам проведения плановой проверки административным органом выявлено, что соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 в ОГБУ "СББЖ "Магаданская" образуются отходы класса А, отходы класса Б - отходы, образующиеся при проведении лечебно-диагностических исследований, отходы класса Г - лекарственные, диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование, отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
В соответствии с п. 1.2 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ N 13-7-2/469 от 04.12.1995, биологическими отходами являются:
- трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
- абортированные и мертворожденные плоды;
- ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;
- другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Из содержания указанной нормы следует, что отходы, не указанные в данном перечне, не могут быть отнесены к биологическим отходам.
В связи с чем, отходы, образующиеся в ходе осуществления ОГБУ "СББЖ "Магаданская" лечебно-диагностической и фармацевтической деятельности не могут быть отнесены к биологическим отходам в силу несоответствия их указанному перечню.
Системный анализ положений перечисленных норм санитарно - эпидемиологического законодательства и СанПиН 2.1.7.2790-10 свидетельствует о том, что в результате осуществления уставной лечебно-диагностической и фармацевтической деятельности в ОГБУ "СББЖ "Магаданская" образуются отходы, соответствующие классификации и характеристикам, предусмотренным СанПиН 2.1.7.2790-10.
По материалам дела судом установлено, что согласно Устава основными целями создания ОГБУ СББЖ "Магаданская" является оказание услуг, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней животных и их лечение, защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Для достижения указанных целей ОГБУ СББЖ "Магаданская" осуществляет следующие основные виды деятельности: организует и проводит противоэпизоотические мероприятия при профилактике, диагностике и ликвидации особо опасных и карантинных болезней животных (вакцинации, диагностические исследования, лечебная помощь, дезинфекция и т.д.); проводит самостоятельно или организует проведение с привлечением соответствующих лабораторий лабораторно-диагностические исследования животных, ветеринарно-санитарную экспертизу продукции животного происхождения, в том числе на продовольственных рынках; оказывает ветеринарную лечебно-профилактическую помощь животным; осуществляет фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных на основании выданной уполномоченным органом лицензии (п. 2.4, пп. 2, 7, 9, 15 п. 3.2 Устава).
Таким образом, согласно пп. 7 п. 3.2 Устава ОГБУ "СББЖ "Магаданская" осуществляет лабораторно - диагностические исследования, согласно пп. 15 п. 3.2 Устава - осуществляет фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств, согласно пп. 2 и пп. 9 п. 3.2 Устава - оказывает лечебную помощь животным.
Для выполнения уставных задач и осуществления лабораторный исследований в области ветеринарии, направленных на предупреждение, диагностику и лечение болезней животных, для ОГБУ "СББЖ "Магаданская" приобретен Комплекс передвижной ВМК30331-213-05 ПЛК "Лаборатория ветеринарного надзора - Бактериологическая".
По материалам дела судом установлено, что ОГБУ "СББЖ "Магаданская" имеет лицензию N 49.МЦ.08.001.Л.000004.07.12 от 30.07.2012 на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
В лицензии указан вид работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, - диагностические исследования, произведенные работы, хранение санитарно - показательных микроорганизмов III и IV группы патогенности (диагностические исследования). Место осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Магадан, ул. Метеостанции, д. 21-а.
Таким образом, в соответствии с лицензией N 49.МЦ.08.001.Л.000004.07.12 от 30.07.2012 ОГБУ "СББЖ "Магаданская" осуществляет диагностические исследования.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал правомерным довод административного органа о том, что осуществление в передвижном лабораторном комплексе (ПЛК) на основании лицензии N 49.МЦ.08.001.Л.000004.07.12 от 30.07.2012 деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за ис-ключением случаев, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, допускается возможность инфицирования отходов ОГБУ "СББЖ "Магаданская" микроорганизмами III и IV групп патогенности, и его отходы в процессе такой деятельности относятся к медицинским отходам класса Б.
По материалам дела судом также установлено, что ОГБУ "СББЖ "Магаданская" имеет лицензию N 49-13-3-000001 от 06.02.2013, на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.
В лицензии указан вид работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, - хранение, перевозка, розничная торговля, отпуск лекарственных средств и лекарственных препаратов, предназначенных для ветеринарного применения.
Таким образом, в соответствии с лицензией N 49-13-3-000001 от 06.02.2013 ОГБУ "СББЖ "Магаданская" осуществляет фармацевтическую деятельность.
При этом, в материалах дела имеется Санитарно-эпидемиологическое заключение N 49.МЦ.08.000.М000343.12.12 от 25.12.2012 о соответствии ОГБУ "СББЖ "Магаданская" (юридический адрес: г. Магадан, ул. Метеостанции, д. 21-а), требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10 на основании Экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области о проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизе от 11.12.2012.
При выдаче лицензии на фармацевтическую деятельность учитывалось то, что лицензионными требованиями является соответствие Санитарным правилам зданий, строений, сооружений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления фармацевтической деятельности.
Кроме того, судом установлено, что в соответствии с пп. 2 и пп. 9 п. 3.2 Устава ОГБУ "СББЖ "Магаданская" оказывает ветеринарную лечебную помощь животным - вакцинации, дезинфекция, лечебно-профилактическая помощь и т.д., для чего создана ветеринарная клиника, где согласно Прейскуранта оказывается широкий перечень услуг по оказанию лечебной помощи животным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что представленными в материалах дела доказательствами подтверждается, что область применения СанПиН 2.1.7.2790-10 распространяется на виды уставной деятельности ОГБУ "СББЖ "Магаданская" - лечебно - диагностическую и фармацевтическую.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о правомерности применения СанПиН 2.1.7.2790-10, устанавливающих обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися при выполнении лечебно - диагностических процедур и фармацевтической деятельности к уставной деятельности ОГБУ "СББЖ "Магаданская".
Следовательно, положения СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" являются обязательными для соблюдения ОГБУ "СББЖ "Магаданская".
При указанных обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности административным органом факта нарушения учреждением перечисленных норм законодательства о санитарно-эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами и наличии события вменяемого административного правонарушения лицу, привлекаемому к ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции установлено, что ОГБУ "СББЖ "Магаданская" не приняло все зависящие от него необходимые и своевременные меры по соблюдению требований СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
При рассмотрении дела об административном правонарушении учреждением не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии необходимых и достаточных мер по соблюдению указанных требований.
При этом, в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению ОГБУ "СББЖ "Магаданская" требований СанПиН 2.1.7.2790-10.
Также не представлено доказательств невозможности своевременного выполнения требований СанПиН 2.1.7.2790-10 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств.
Поскольку надлежащее исполнение обязанности по соблюдению требований СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" зависит от волеизъявления юридического лица и обусловлено правильной организацией хозяйственной деятельности в указанной сфере, постольку реальная возможность надлежащего исполнения обязанности по соблюдению указанных требований у заявителя имеется.
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о том, что у ОГБУ "СББЖ "Магаданская" имелась реальная возможность по соблюдению требований СанПиН 2.1.7.2790-10, однако, юридическое лицо не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения своих обязательств, что привело к нарушению указанных требований и совершению административного правонарушения.
Таким образом, учреждение правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
При определении размера штрафа административным органом применен низший предел ответственности, установленный санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным и отмене постановления административного органа не имеется.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд находит, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 18.10.2013 по делу N А37-1266/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1266/2013
Истец: ОГБУ "Станция по борьбе с болезнями животных "МАГАДАНСКАЯ", ОГБУ "Станция по борьбе с болезнями животных "Магаданская"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области
Третье лицо: Департамент ветеринарии администрации Магаданской области