г. Владивосток |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А24-4822/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Шабановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю,
апелляционное производство N 05АП-2609/2014
на решение от 22.01.2014
судьи К.Ю.Иванушкиной
по делу N А24-4822/2013 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дельта" (ИНН 4108002794, ОГРН 1024101222716, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.12.2002)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Усть-Большерецком районе (ИНН 4101099804, ОГРН 1054100005068, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.02.2005)
об оспаривании постановления от 12.11.2013 N 13049 о привлечении к административной ответственности,
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дельта" (далее - ООО "Дельта", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Камчатского края с заявлением об оспаривании постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Усть-Большерецком районе (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 12.11.2013 N 13049, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 22.01.2014 заявленные обществом требования удовлетворены. Постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Усть-Большерецком районе от 12.11.2013 N 13049 о назначении обществу с ограниченной ответственностью "Дельта" административного наказания по статье 6.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 рублей признано незаконным и отменено.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, административный орган просит решение суда от 22.01.2014 отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на доказанность материалами дела факта совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ.
Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представило.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения материалов дела были извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел жалобу административного органа в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в деле документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 21.10.2013 главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю Дворецким А.Т. при изучении поступившего от ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае" экспертного заключения от 09.09.2013 N 4461 выявлено нарушение обществом санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, выразившегося в следующем: 06.09.2013 в 16 часов 00 минут в Камчатском крае, Усть-Большерецком районе, при сбросе сточных вод в воды Охотского моря от рыбоперерабатывающего завода ООО "Дельта" и эксплуатации очистных сооружений (отстойная металлическая емкость (септик) рыбоперерабатывающего завода ООО "Дельта", обществом не обеспечивается охрана окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших, так как не исключен сброс необеззараженных сточных вод от этих очистных сооружений в поверхностный водоем Охотское море, а эффективная очистка и обеззараживание сточных вод от этого рыбоперерабатывающего завода на очистных сооружениях (отстойная металлическая емкость (септик) не проводится (проводится только механическая очистка); эффективность механической очистки на этих очистных сооружениях не определена.
По указанным фактам 21.10.2013 должностным лицом административного органа в отношении ООО "Дельта" составлен протокол N 139533 об административном правонарушении с указанием на нарушение требований статьи 11, пункта 1 статьи 24 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), пункта 4.15 СанПиН 3.2.1333-03 "Профилактика паразитарных болезней. Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 28.05.2003 (далее - СанПиН 3.2.1333-03).
12.11.2013 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества исполняющим обязанности начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Усть-Большерецком районе Вагановой Т.В. вынесено постановление N 13049, которым ООО "Дельта" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Общество, полагая, что постановление от 12.11.2013 N 13049 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Закона N 52-ФЗ понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Статьей 11 указанного Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 2 статьи 2 этого же Закона предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Из пункта 3 статьи 39 названного Закона следует, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
30.05.2003 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ введены в действие "СанПиН 3.2.1333-03 Профилактика паразитарных болезней. Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
В соответствии с пунктом 4.15 СанПиН 3.2.1333-03 охрана окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших обеспечивается проведением следующих мероприятий: исключением сброса необеззараженных сточных вод и их осадков, стоков животноводческих ферм и комплексов, сточных вод речного и морского транспорта в поверхностные водоемы; эффективной очисткой и обеззараживанием сточных вод, их осадков на различного типа очистных сооружениях населенных мест, отдельно стоящих зданий, водного транспорта, животноводческих ферм и комплексов; исключение паразитарного загрязнения окружающей среды продуктами растительного и животного происхождения.
Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, в том числе на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, здоровье населения, а также установленный порядок выполнения требований, предъявляемых к эксплуатации жилых, общественных помещений, зданий, нарушения которых создают угрозу здоровью людей.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия (бездействие), нарушающие санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к эксплуатации, в том числе, производственных помещений.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Дельта" вменено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Вместе с тем, административный орган признал ООО "Дельта" виновным в совершении административного правонарушения по статье 6.4 КоАП РФ на основании только экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае" от 09.09.2013 N 4461, составленное на основании заявления общества о выдаче ему санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии/несоответствии санитарным правилам проектной документации "Проект нормативов предельно допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (Охотское море)". Данное заявление поступило в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае" 23.05.2013. На основании названного документа должностное лицо административного органа пришло к выводу о нарушении обществом приведенных выше положений действующего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Частью 1 статьи 27.8 КоАП РФ установлено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых (часть 2 статьи 27.8 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 27.8 КоАП РФ в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов (часть 4 статьи 27.8 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 27.8 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
Тем не менее, судом первой инстанции верно установлено, что административным органом не представлены доказательства, подтверждающие наличие события административного правонарушения, указанное в оспариваемом постановлении, в том числе какие-либо документы (статья 26.7 КоАП РФ), вещественные доказательства (статья 26.6 КоАП РФ), показания специальных технических средств (статья 26.8 КоАП РФ), заключения экспертов (ст. 26.4 КоАП РФ), заключения о проведенных исследованиях и др.
Не представлен также протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; материалы, полученные с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие в материалах дела надлежащих и достаточных доказательств фиксации события административного правонарушения в момент его обнаружения административным органом свидетельствует о незаконности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 КоАП РФ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности события административного правонарушения, вменяемого обществу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие события административного правонарушения является одним из оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда основаны на законе, полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 22.01.2014 по делу N А24-4822/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4822/2013
Истец: ООО "Дельта"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Усть-Большерецком районе, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю