город Ростов-на-Дону |
|
18 марта 2014 г. |
дело N А53-25020/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 09.01.2014 N 01 Баршин Леонид Валерьевич, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 03.03.2014 N 40/895 Задорожняя Е.Ю.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Примэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.01.2014 по делу N А53-25020/2013, принятое судьёй Паутовой Л.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Примэнерго" к заинтересованному лицу Региональной службе по тарифам Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Примэнерго" (далее - ООО "Примэнерго", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее - РСТ, административный орган, заинтересованное лицо) N 169 от 05.11.2013 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что действия общества не повлекли за собой никаких последствий, существенная угроза охраняемым общественным отношениям в результате совершения правонарушения не возникла. Заявитель указывает на незначительный объем доходов от деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии населению одного села, население которого составляет всего около 3781 человек. Также указывает, что раскрытие информации не было произведено по причине отсутствия в указанный период в штате общества квалифицированного персонала и необходимых средств для приобретения оргтехники. Кроме того, считает, что ввиду небольшого числа населения практически все жители села обладали необходимой информацией, в связи с чем совершение обществом противоправных деяний не повлекло для них каких-либо негативных последствий. Кроме того, заявитель указывает, что по факту совершенного правонарушения в отношении УФАС по РО также составлен протокол об административном правонарушении по статье 9.15 КоАП РФ. Данное обстоятельство оставлено судом первой инстанции без внимания, тогда как согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В отзыве на апелляционную жалобу РСТ не согласилось с доводами заявителя, указав на отсутствие оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, а также на то, что законодательством разграничена ответственность, установленная статьями 19.8.1 и 9.15 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пунктами 2, 3 и 3 (2) Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" (далее - Стандарты), субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, обязаны раскрывать информацию путем:
- опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;
- размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий;
- предоставления по письменному запросу потребителей.
ООО "Примэнерго" относится к субъектам рынка электрической энергии, являющееся субъектом естественных монополий.
Согласно п. 4 Стандартов фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода, прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода.
Пунктами 9, 10, 10 (1), 11, 11 (1), 11 (2), 11 (3), 12 Стандартов раскрытию ООО "Примэнерго" подлежала следующая информация:
- годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение - не позднее 01.06.2013;
- структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) - не позднее 01.04.2013;
- о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования (2013), с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов - до 01.03.2013;
- об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества - до 01.03.2013, включая информацию: о балансе электрической энергии и мощности - до 01.03.2013, в том числе: об отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации - до 01.03.2013;
- об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования - до 01.03.2013;
- о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования - до 01.03.2013;
- о затратах на оплату потерь - до 01.03.2013, в том числе: о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях - до 01.03.2013;
- об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь - до 01.03.2013;
- о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их
исполнения и источниках финансирования - до 01.03.2013;
- о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости - до 01.03.2013;
- о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения - до 01.03.2013;
- о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании - до 01.03.2013;
- о техническом состоянии сетей, в том числе: о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследований в установленном порядке) и мероприятий по их устранению - до 01.03.2013;
- об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии - ежеквартально;
- о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше, а с 01.07.2013 - также по центрам питания ниже 35 кВ - ежеквартально;
- о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация) - ежемесячно;
- о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества: поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащим сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору; аннулированных заявках на технологическое присоединение; выполненных присоединений и присоединенной мощности;
- о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, в разбивке по уровням напряжения - ежеквартально;
- о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения - каждые полгода;
- об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров - до 01.03.2013;
- о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;
- об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая: отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжения 35кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти - до 01.03.2013; планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством РФ, с указанием характеристик сетевого оборудования, даты расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (для объектов капитального строительства (основных строек) указываются сроки начала и окончания строительства, стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год, а также основные проектные характеристики. Для объектов долгосрочных финансовых вложений также указывается стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год) - до 01.03.2013;
- о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию: о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов) - до 01.03.2013; о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок.
В соответствии с п. 9 (1) Стандартов, субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий обязаны раскрывать информацию по форме Приложений N N 1-4 к Приказу Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 02.03.2011 N 56-э "Об утверждении форм раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, осуществляющими деятельность в сфере деятельности субъектов естественных монополий".
Таким образом, ООО "Примэнерго" обязано раскрывать информацию в соответствии со Стандартами и согласно п. 3 (1) Стандартов общество обязано направлять сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами, в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия информации (РСТ), в срок, не превышающий 15 дней со дня ее опубликования.
Между тем, из материалов дела следует, что общество в нарушение п. 4 Стандарта не осуществило раскрытие прогнозной и фактической информации в установленные Стандартами сроки, а также в нарушение п. 3 (1) Стандартов, не направило в РСТ сведения о месте опубликования прогнозной и фактической информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами в установленные сроки.
Согласно части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.15 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанный вывод суда по существу заявителем не оспаривается.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Доводы заявителя о малозначительности совершенного правонарушения не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В силу изложенного ссылки заявителя на отсутствие необходимых материальных средств и квалифицированных сотрудников не учитываются судом при решении вопроса о наличии (отсутствии) оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Довод о том, что в результате совершения правонарушения не наступило каких-либо неблагоприятных последствий для жителей населенного пункта, не принимается судом апелляционной инстанции. Состав вмененного правонарушения является формальным и не требует наступления последствий для установления состава правонарушения. Закон не содержит исключений в части возможности признания правонарушений малозначительными в отношении формальных составов, однако данное обстоятельство не означает, что формальное правонарушение, не повлекшее наступления неблагоприятных последствий, однозначно может быть признано малозначительным.
Как указано в пункте 18.1 вышеназванного постановления Пленума ВАС РФ, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив обстоятельства совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что несоблюдение обществом стандартов раскрытия информации, в данном случае, не является исключительным случаем, обязанность по раскрытию информации действует уже длительный период и соответствующий субъект, на которого распространяются указанные обязанности, должен был принять заблаговременно все необходимые меры для соблюдения установленных требований, предъявляемых к нему ввиду осуществления данной деятельности. При этом общество не указывает на какие-либо обстоятельства, которые бы свидетельствовали об особенности рассматриваемого случая. Причины нераскрытия информации имеют обычный характер и по существу связаны с непринятием юридическим лицом всех необходимых, в том числе организационных мер для осуществления своей деятельности в установленном порядке.
Заявитель также указывает, что по факту совершенного правонарушения в отношении УФАС по РО также составлен протокол об административном правонарушении по статье 9.15 КоАП РФ. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, необоснованно оставлено судом первой инстанции без внимания, тогда как согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение
Между тем на момент рассмотрения дела доказательства того, что за совершенное правонарушение общество повторно привлечено к ответственности, не представлены.
При этом согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.01.2014 по делу N А53-25020/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25020/2013
Истец: ООО "Примэнерго"
Ответчик: Региональная служба по тарифам Ростовской области