г. Самара |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А72-9569/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - извещен, не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - извещен, не явился;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 декабря 2013 года по делу N А72-9569/2013 (судья Корастелев В.А.),
по заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, выраженного в сообщении от 08.05.2013 года N 07/104/2013-856;
об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем регистрации права собственности Ульяновской области на 83/91 доли земельного участка площадью 9 476 514 кв.м. с кадастровым номером 73:21:0:223, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, муниципальное образование "Чердаклинское городское поселение", СПК "Заволжский",
и объединенное дело по заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г.Ульяновск,
о признании действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, выразившихся в аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 73:21:0:223, незаконными;
об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке площадью 9 476 514 кв.м с кадастровым номером 73:21:0:223, расположенном по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, муниципальное образование "Чердаклинское городское поселение", СПК "Заволжский",
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее по тексту - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, уточненным в процессе судебного разбирательства по делу, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее по тексту - Управление, первый ответчик) о признании незаконным отказа Управления в регистрации права собственности, выраженного в сообщении от 08.05.2013 года N 07/104/2013-856; об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем регистрации права собственности Ульяновской области на 83/91 долей земельного участка площадью 9 476 514 кв.м. с кадастровым номером 73:21:0:223, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, МО "Чердаклинское городское поселение", СПК "Заволжский".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.08.2013 года заявление принято к производству, возбуждено дело N А72-9569/2013.
Также Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области (далее по тексту - Учреждение, второй ответчик) о признании незаконными действий Учреждения, выразившихся в аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 73:21:0:223; об обязании Учреждения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке площадью 9 476 514 кв.м с кадастровым номером 73:21:0: 223, расположенном по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, МО "Чердаклинское городское поселение", СПК "Заволжский".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.08.2013 года заявление принято к производству, возбуждено дело N А72-9572/2013.
Определением от 12.09.2013 года дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен N А72-9569/2013
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что отказывая в государственной регистрации права собственности Ульяновской области на 83/91 доли земельного участка с кадастровым номером 73:21:0:223 регистрирующий орган фактически совершил действия, противоречащие положению ст. 13 ГПК РФ и п.1 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ.
По мнению подателя жалобы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области совершило действия, повлекшие нарушение прав и законных интересов Ульяновской области, как собственника 83/91 доли земельного участка с кадастровым номером 73:21:0:223 на основании вступившего в законную силу решения суда.
Податель жалобы ссылается на то, что действия органа кадастрового учета привели к аннулированию сведений о земельном участке с кадастровым номером 73:21:0:223 при наличии вступившего в законную силу решения суда о признании права собственности на его часть за Ульяновской областью и к прекращению существования земельного участка как объекта земельных отношений. Тем самым, указанные действия нарушают права и законные интересы собственника 83/91 долей земельного участка с кадастровым номером 73:21:0:223, так как не позволяют Ульяновской области в полной мере реализовать правомочия собственника, установленные ст. 209 Гражданского кодекса РФ.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 06.09.2011 года с учетом кассационного определения Ульяновского областного суда от 01.11.2011 года за Ульяновской областью было признано право собственности на 83/91 долей земельного участка площадью 9 476 514 кв.м с кадастровым номером 73:21:0:223, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, МО "Чердаклинское городское поселение", СПК "Заволжский".
Ранее этого, 13.07.2010 года, сведения о данном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) (далее - Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка как объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Решением от 16.07.2012 года Учреждение, руководствуясь указанной нормой закона, аннулировало и исключило сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:21:0:223 из государственного кадастра недвижимости ввиду того, что кадастровые сведения об участке носили временный характер и в течение двух лет со дня постановки участка на кадастровый учет на него не была осуществлена государственная регистрация прав на него.
До принятия указанного решения Учреждение в установленном ведомственными инструкциями порядке путем направления запросов и получения соответствующих ответов убедилось, что государственная регистрация прав на участок действительно не осуществлена.
26.03.2013 года Департамент обратился в Управление за регистрацией права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:21:0:223, общей площадью 9 476 514 кв.м.
Поскольку в течение двух лет со дня постановки земельного участка на кадастровый учет регистрация прав на него не была осуществлена и участок по данной причине был снят Учреждением с кадастрового учета, сведения о нем аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости, Управлением в регистрации права на него Департаменту было отказано оспариваемым сообщением от 08.05.2013 года N 07/104/2013-856.
Отказ мотивирован тем, что в соответствии с п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ ненормативный акт может быть признан недействительным, решение и действие (бездействие) - незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действием (бездействием) прав заявителя.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре правовыми последствиями кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленном законом, а также прекращение существования объекта недвижимости.
На основании статьи 4 Закона о кадастре (часть 9), устанавливающей принципы ведения государственного кадастра недвижимости, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка как объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Оспариваемые действия Учреждения по аннулированию и исключению по истечении двухлетнего срока со дня постановки на кадастровый учет земельного участка сведений о нем из государственного кадастра недвижимости вследствие отсутствия государственной регистрации прав на него полностью соответствуют указанным требованиям закона, а потому не могут быть признаны неправомерными.
Закон обязывает орган кадастрового учета осуществить действия по аннулированию и исключению сведений из ГКН об объектах недвижимости с временным характером сведений именно с отсутствием государственной регистрации права.
Решение от 16.07.2012 года об аннулировании и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости Учреждение приняло при соблюдении соответствующей предшествующей аннулированию процедуры, запросив соответствующие сведения об отсутствии зарегистрированного права на земельный участок в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правомерность действий органа кадастрового учета по аннулированию сведений ГКН на основании нормы п. 4 ст. 24 Закона подтверждается позицией, выпаженной в Постановлении ФАС Поволжского округа от 18.09.2012 г. по делу N А72-220/2012 г.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 73:21:000000:223 на момент принятия филиалом решения об аннулировании и исключении из ГКН сведений (16.07.2012 г.) право зарегистрировано не было.
В статье 20 Закона о регистрации установлены основания для отказа в государственной регистрации прав. Частью 1.2 указанной статьи предусмотрено, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
При этом применительно к рассматриваемым спорным правоотношениям таких исключений Федеральным законом не установлено.
Таким образом отсутствует одно из предусмотренных условий для признания оспариваемого отказа в государственной регистрации и действий по аннулированию сведений незаконными - несоответствие этого решения и действий требованиям действующего законодательства, что делает невозможным удовлетворение заявленных Департаментом требований.
Судом также верно отмечено в решении, что длительное необращение после вступления 01.11.2011 года в законную силу решения Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 06.09.2011 года, которым было признано за Ульяновской областью право собственности на долю земельного участка, с заявлением о регистрации возникшего права не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов заявителя именно оспариваемыми действиями Учреждения.
Таким образом, судом в соответствии с положениями ст..201 АПК РФ правомерно принято решение об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований, оснований для отмены которого не имеется.
Доводы, приведенные Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 декабря 2013 года по делу N А72-9569/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9569/2013
Истец: Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Управление федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Ульяновской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Управление Росреестра по Ульяновской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области