г. Москва |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А40-114332/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Кольцовой Н.Н., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Московская Инженерно-Строительная Компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2013 по делу N А40-114332/2013, принятое судьей Ласкиной С.О. (33-942)
по заявлению Открытого акционерного общества "Московская Инженерно-Строительная Компания"
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Романов А.М. по дов. N 63-05 от 14.05.2013; |
от ответчика: |
Камышов Д.А. по дов. N 05-08-2951/13 от 30.12.2013; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Московская Инженерно-Строительная Компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее - административный орган, Департамент, ответчик) от 24.07.2013 N 0102-17/2013 о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 4.19 КоАП г. Москвы и назначении ему административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2013, указанные требования ОАО "Московская Инженерно-Строительная Компания" оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества события и состава вмененного правонарушения, учитывая соблюдение административным органом порядка, процедуры и срока привлечения заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также заявленные в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию по делу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в ходе обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований 18.12.2012 в период времени с 10 ч. 30 мин. по 11 ч. 00 мин. по адресу: Москва, проспект Андропова, парк им. 60-летия Октября, государственным инспектором города Москвы по охране природы в ходе обследования, проведенного на основании поручения Межрайонной природоохранной прокуратуры от 05.12.2012 N 07-05/4493, установлено (акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 18.12.2012 N 1102-617/2012-1), что на объекте "Устройство катка с искусственным льдом по адресу: парк им. 60-летия Октября" незаконно уничтожено 4 дерева (3 из которых произрастали на месте устроенного ледового покрытия, 1 - в зоне разрытия, обнаруженного на момент обследования), а также уничтожен газон.
В ходе административного расследования установлено, что в соответствии с Государственным контрактом на выполнение работ по устройству открытых катков с искусственным льдом, в том числе в парке им. 60-летия Октября, и оказания услуг по доступу к ним населения с учетом надлежащего содержания инфраструктуры сроком на 3 года от 24.09.2012 N 833-ДЖКХ/12 общество является подрядчиком, в том числе по объекту "Устройство открытого катка с искусственным льдом в парке им. 60-летия Октября".
В соответствии с указанным Государственным контрактом от 24.09.2012 N 833-ДЖКХ/12 подрядчик обязан: обеспечить качественное выполнение работ и оказание услуг на объектах в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Государственному контракту) с соблюдением требований, нормативов и правил (п. 5.2.1 Государственного контракта); обеспечить в период выполнения работ и оказания услуг выполнение необходимых мероприятий, мероприятий по технике безопасности и охране окружающей среды (п. 5.2.11 Государственного контракта); нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Субподрядными организациями (п.5.2.18 Государственного контракта); направлять своего представителя для согласования документации, необходимой для исполнения настоящего Государственного контракта, с органами местного самоуправления, исполнительной власти города Москвы, надзорными и другими заинтересованными организациями города Москвы (п. 5.2.20 Государственного контракта), а также Подрядчик гарантирует качество выполнения работ в соответствии с требованиями, указанными в п. 5.2.1 Государственного контракта (п. 7.1 Государственного контракта), Подрядчик гарантирует наличие у себя всех допусков и разрешений, необходимых для выполнения в соответствии с настоящим Государственным контрактом работ, соответствие качества всех выполненных работ проектной документации и действующим на территории РФ и города Москвы нормам и правилам (п. 7.1.1. Государственного контракта).
Согласно Техническому заданию к Государственному контракту от 24.09.2012 N 833-ДЖКХ/12 выполнения работ по устройству открытых катков с искусственным льдом, в том числе в парке им 60-летия Октября, при производстве работ подрядчик несет ответственность за все нарушения, допущенные им при производстве работ на объекте с возмещением всех штрафных санкций, предъявленных органами ОАТИ, Мосгосстройнадзора и другими контролирующими органами и устраняет эти нарушения с предъявлением, контролирующими органами документов, подтверждающих факт устранения этих нарушений; обеспечивает выполнение на Объекте мероприятий по охране труда и технике безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, несет ответственность за риск случайного уничтожения и/или повреждения выполняемых работ, а также при производстве работ Подрядчик должен обеспечивать сохранность имущества третьих лиц, в случае причинения ущерба имуществу третьих лиц самостоятельно в полном объеме возместить причиненный ущерб. В случае повреждения зеленых насаждений по вине Подрядчика при выполнении работ, подрядчик обязан восстановить их за свой счет.
В соответствии со стройгенпланом, содержащимся в материалах проектной документации, представленным в Департамент на согласование, площадь участка проектирования составляет 3 562 кв.м, площадь застройки 687 кв.м, площадь искусственного покрытия ледовой площадки - 1 754,5 кв. м, площадь дорожных, тротуарных покрытий, площадки отмостки - 1 219,5 кв.м.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 28.09.2012 N 1-5 в период с 24.09.2012 по 28.09.2012 по государственному контракту от 24.09.2012 N 833-ДЖКХ/12 по указанному объекту подрядчиком сданы, а заказчиком приняты земляные работы - планировка площадей механизированным способом на площади 3556 кв. м, в том числе подготовительные работы под площадку с искусственным льдом с устройством цементобетонных оснований на площади 1 796 кв. м.
Порубочный билет и разрешение на пересадку деревьев и кустарников на указанные зеленые насаждения Департаментом не оформлялись.
По факту незаконного уничтожения зеленых насаждений вынесено определение от 18.12.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
08.02.2013 по факту выявленных нарушений должностными лицами ответчика составлен протокол об административном правонарушении N 1102-617/2012-2.
С учетом того, что на момент обследования 18.12.2012 территория объекта строительства открытого катка с искусственным льдом по адресу: Москва, проспект Андропова, парк 60-летия Октября, находилась под плотным снежным покровом, заместителем главного государственного инспектора города Москвы по охране природы в соответствии со ст. 26.9 КоАП РФ 18.04.2013 дано поручение должностному лицу составившему протокол об административном правонарушении N 1102-617/2012-2 от 08.02.2013 осуществить осмотр, с оформлением в установленном порядке протокола осмотра, территории по адресу: Москва, парк им. 60-летия Октября (земельный участок на котором размещен каток и прилегающая к нему территория) с целью уточнения площади уничтоженного травяного покрова (газона) в результате проведения работ в осенне-зимнем периоде 2012 г. по устройству катка с искусственным льдом.
Согласно протокола осмотра составленного 22.04.2013 по адресу: Москва, парк им. 60-летия Октября, в результате устройства открытого катка с искусственным льдом было уничтожено 4 дерева, при этом площадь уничтоженного травяного покрова (газона) составила 3556 кв.м.
Департаментом 24.07.2013 вынесено постановление N 0102-17/2013 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 4.19 КоАП г. Москвы.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела.
В соответствии со ст. 4.19 КоАП Москвы незаконное уничтожение зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Юридические лица обязаны не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы.
В соответствии со ст. 3 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения, в том числе порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты, в порядке установленном Правительством Москвы.
В соответствии с пунктом 8.1.1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" выдача порубочных билетов и разрешений на пересадку деревьев и кустарников производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - специально уполномоченным Правительством Москвы органом по защите зеленых насаждений.
В соответствии со ст. 7 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях. На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается повреждать или уничтожать зеленые насаждения.
Вырубка и пересадка деревьев и кустарников, попадающих в зону строительства, в соответствии с п.8.1.2 Правил производятся при наличии порубочного билета и (или) разрешения на пересадку, оформленных в установленном порядке (приложения 17А, 20), если иное не установлено настоящими Правилами.
На момент обследования разрешительная документация на вырубку деревьев по вышеуказанному адресу отсутствовала.
В соответствии с п. 8.1.4 Правил размер компенсации за уничтожаемые зеленые насаждения рассчитывается в соответствии с Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП.
Согласно п. 8.2.7 Правил выдача порубочных билетов производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы после поступления средств на лицевой счет Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по учету доходов бюджета города Москвы за ущерб, причиненный зеленым насаждениям. При этом на дендроплан ставится штамп согласования.
Отсутствие порубочного билета является основанием для привлечения заказчика, землепользователя и лиц, осуществивших вырубку, к административной ответственности.
Из материалов дела усматривается, что на момент обследования на озелененной территории парка им. 60-летия Октября в непосредственной близости от центральной площадки устроено ледовое покрытие, огороженное по периметру бортиком высотой около 1 м. на прилегающей к нему территории в восточной части размещено одноэтажное сооружение блочного типа; в южной части размещен строительный городок, складированы строительные материалы, в западной части вдоль бортика ведутся земляные работы, вырыта траншея. Согласно информации, размещенной на щите, на указанной территории ведутся работы по устройству открытого катка с искусственным льдом, государственный заказчик - Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, технический заказчик - ГКУ "Мосзеленхоз", генподрядчик - заявитель, а также информация о количестве зеленых насаждений попадающих в зону производства работ: пересадить - 2 дерева, сохранить - 2 дерева, вырубить - 9 деревьев.
При этом фактически на момент обследования на территории строительной площадки отсутствовали зеленые насаждения под N 4 (1 дерево породы лиственница), N 5 (1 дерево породы лиственница), N 6 (1 дерево породы рябина), N 7 (1 дерево породы ива) в соответствии с указанными дендропланом и перечетной ведомостью деревьев и кустарников. Итого отсутствуют 4 дерева. На месте отсутствующих деревьев под NN 4, 5, 6 устроено ледовое покрытие, на месте отсутствующего дерева под N 7 вырыта траншея. На момент обследования территория парка находилась под плотным снежным покровом.
Разрешительная документация на вырубку деревьев и уничтожение газона (порубочный билет) не оформлялась, оплата компенсационной стоимости за уничтожение зеленых насаждений не производилась. Разрешение на пересадку деревьев также не оформлялось.
В нарушение указанных норм Общество, являясь подрядчиком, допустило незаконное уничтожение зеленых насаждений.
Довод заявителя о том, что все работы на объекте выполнялись исключительно субподрядчиком ЗАО "КапСтройРеконструкция" судебной коллегией не принимаются.
Из материалов дела усматривается, что заявителем заключен договор от 26.09.2012 N 212/МИСК-2 с ЗАО "КапСтройРеконструкция" (субподрядчиком) предусматривающий строительство последним 1-го катка в парке им. 60 - летия Октября.
В материалах административного дела имеется ответ ЗАО "КапСтройРеконструкция" от 05.02.2013 N 068, что на момент захода ЗАО "КапСтройРеконструкция" на объект "Открытый каток с искусственным льдом в Парк им. 60 - летия Октября", деревьев на строительной площадке уже не было.
Установлено, что договор N 212/МИСК-2 с субподрядчиком ЗАО "КапСтройРеконструкция" заключен только 26.09.2012, при этом согласно акту о приемке выполненных работ от 28.09.2012 N 1-5, в период с 24.09.2012 по 28.09.2012 по государственному контракту от 24.09.2012 N 833-ДЖКХ/12 заявителем были проведены земляные работы, в том числе: планировка площадей механизированным способом на площади 3 556 кв. м. Также наличие деревьев на начало производство работ Обществом подтверждается заключением Департамента от 26.09.2012 N 06-28-5336/12.
В соответствии с ч. 1 ст. 751 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных нормативно правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ, подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
Поскольку на день проведения обследования в нарушение указанных норм Общество допустило незаконное уничтожение зеленых насаждений, без оформления разрешительной документации - порубочного билета, при имеющейся возможности для соблюдения правил и норм, установленных Законом и Правилами, факт уничтожения зеленых насаждений не оспаривается Обществом, ответчик пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя события вмененных административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 ст. 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, административным органом был соблюден установленный порядок привлечения к ответственности, в связи с чем, отсутствуют нарушения норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемого постановления.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2013 по делу N А40-114332/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114332/2013
Истец: ОАО "Московская Инженерно-Строительная Компания" (ОАО "МИСК"), ОАО Московская Инженерно-Строительная Компания
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы