город Ростов-на-Дону |
|
20 марта 2014 г. |
дело N А32-26952/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
от ответчика - представитель Деревенец И.В. по доверенности от 02.07.2012; представитель Тагирова Г.М. по доверенности от 02.07.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.01.2014 по делу N А32-26952/2013
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчику - ОАО "Туапсинский морской торговый порт"
о взыскании задолженности и по встречному иску
принятое в составе судьи Миргородской О.П.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" о взыскании задолженности в размере 61484 руб. 74 коп.
В свою очередь, ОАО "Тупсинский морской торговый порт" обратилось в суд с встречным иском о взыскании штрафа в размере 101220 рублей.
Решением от 13.01.2014 в удовлетворении первоначального иска отказано. Встречный иск удовлетворен частично, с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "ТМТП" взыскано 50610 рублей штрафа. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что условиями договора, заключенного между сторонами, не предусмотрена обязанность по оплате за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Размер платы сторонами не согласован. В удовлетворении первоначального иска отказано. Ответчиком по встречному иску допущена просрочка подачи вагонов под выгрузку. При определении подлежащей взысканию суммы штрафа судом применена статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец по первоначальному иску обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить в части отказа в удовлетворении первоначального иска и удовлетворения встречного иска.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что порт в силу пункта 17.6 договора от 24.01.2012 обязан производить плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Туапсе. Вывод о том, что задержка подачи вагонов произошла по вине перевозчика необоснован, данный факт не подтвержден надлежащими доказательствами. При занятом выставочном пути N 5 через выставочный путь N 6 производилась подача и уборка порожних и груженных вагонов на территорию порта. По мнению заявителя, вагоны находились на станционных путях по причинам, зависящим от ОАО "ТМТП", что подтверждено актами общей формы и графиками занятости путей N 5 и N 6. Встречный иск удовлетворен необоснованно.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ОАО "РЖД" не явился. Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Представитель ответчика в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 24.01.2012 между сторонами заключен договор N 85/4 (т. 1 л.д. 20-21), в соответствии с которым производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" (перевозчик), примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом ОАО "ТМТП", арендуемым у ОАО "РЖД".
Согласно пункту 5.1 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час 20 минут после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов прибывших в адрес порта.
Занятость и свободность выставочных путей N 5 и N 6 фиксируется графиком. График занятости выставочных путей ОАО "ТМТП" заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах, подписывается от порта техником по вагонным операциям и от перевозчика приемосдатчиком станции. Один экземпляр графика передается порту, второй остается в делах станции Туапсе-Сортировочная.
В соответствии с пунктом 6 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе - Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов.
В пункте 17.6 договора при отсутствии у порта возможности принять прибывшие на станцию вагоны с экспортным грузом, он дает письменный отказ, который передается диспетчером порта приемосдатчику станции Туапсе-Сортировочная в порту. Письменное уведомление о снятии отказа передается портом не позднее, чем за один час до начала приема указанных в отказе вагонов. Ответственность за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях порт несет в соответствии с со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования по ставкам платы, предусмотренным пунктами 11 и 12 Тарифного руководства N 2.
Согласование порядка передачи вагонов производится маневровым диспетчером станции Туапсе-Сортировочная и сменным диспетчером порта.
Согласно пункту 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "ТМТП" устанавливается срок оборота вагонов - 6,0 час.
В случае использования под погрузку вагонов, поданных на путь необщего пользования ОАО "ТМТП" под выгрузку, техническая пригодность использования вагона под погрузку после выгрузки подтверждается актом общей формы ГУ-23, составленном на основании книги ВУ-14. В акте указывается время окончания выгрузки вагона и передачи вагона ПОРТУ под погрузку. Временем начала погрузки является время окончания технического осмотра вагонов, указанное в книге ВУ-14 и акте общей формы. Срок оборота вагонов, используемых после выгрузки под погрузку, устанавливается 10,0 час. Время, затраченное на технический осмотр вагонов под погрузку и указанное в акте фГУ-23, исключается при исчислении срока оборота вагонов.
В соответствии с пунктом 5 договора подача вагонов на ж.д. путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за два часа до подачи вагонов в Порт.
Факт уведомления ответчика о подаче вагонов подтверждается книгой уведомления, в которой указаны номера вагонов и время уведомления, плата за время нахождения вагонов на путях станции начислена на основании актов общей формы по истечении двух часов с момента уведомления.
В феврале 2013 года в связи с занятостью выставочных путей N 5 и N 6 на путях общего пользования станции Туапсе находились вагоны, прибывшие в адрес ОАО "ТМТП". Факт нахождения вагонов, прибывших в адрес порта, отражен в актах общей формы (т. 1 л.д. 22-134).
Поскольку плата за пользование вагонами за время их нахождения на станционных путях не внесена, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Полагая, что вагоны простаивали на станционных путях по вине ОАО "РЖД", штраф за задержку подачи вагонов не уплачен в добровольном порядке, ОАО "ТМТП" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В пункте 17.6 спорного договора установлено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на ж.д. путь необщего пользования по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
Согласно пункту 12 Тарифного руководства N 2 за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в Таблицах N 9,10.
Таким образом, на основании актов общей формы за время нахождения порожних вагонов, прибывших в адрес ответчика, на путях общего пользования станции Туапсе, по причине невыполнения ответчиком технологических норм, начислена плата за пользование вагонами в сумме 61484 руб. 74 коп. (в том числе НДС).
В актах общей формы в качестве причины нахождения вагонов на станционных путях указано на занятость выставочных путей порта, то есть по причинам зависящим от грузополучателя - ОАО "ТМТП".
Акты общей формы подписаны ОАО "ТМТП" с возражениями.
В пункте 12 договора установлен технологический срок оборота вагонов - 6 часов.
Спорные вагоны находились на путях станции Туапсе в ожидании оформления перевозочных документов.
Истец полагает, что в связи с тем, что оформление перевозочного документа является обязанностью грузоотправителя, задержка вагонов в ожидании оформления перевозочных документов произошла по вине ответчика.
В соответствии с пунктом 1.5 Правил эксплуатации и полномерного учета собственных грузовых вагонов (утвержденных на 29 заседании Совета по железнодорожному транспорту) порожние грузовые вагоны направляются по указанию собственника, арендатора или грузополучателя по полным перевозочным документам.
В период с 01.02.2013 по 23.02.2013 на путях общего пользования станции Туапсе в ожидании подачи на пути необщего пользования простаивали вагоны, прибывшие в адрес порта.
В пункте 16.3 договора установлено, что плата за пользование вагонами начисляется по ведомостям подачи и уборки вагонов ежесуточно, оплачивается портом перевозчику подекадно на основании выставленного перевозчиком счета-фактуры с приложением расчета, первичных документов и акта сверки расчетов, который оформляется и подписывается сторонами не позднее 4 рабочих дней после окончания декады.
Плата за пользование порожними вагонами начислена в соответствии с актами общей формы от 01.02.2013 N 4/818, 4/830, 4/831, 4/832, 4/833, 4/834, 4/843, от 02.02.2013 N 4/849, 4/852, 4/853, 4/863, от 05.02.2013 N 4/889, 4/928, от 11.02.2013 N 4/1015, 4/1016, от 12.02.2013 N 4/1021, от 13.02.2013 N 4/1048, 4/1051, от 14.02.2013 N 4/1102, 4/1100, 4/1099, от 17.02.2013 N 4/1140, 4/1146, от 18.02.2013 N 4/1174, 4/1175, от 19.02.2013 N 4/1181, 4/1189, 4/1190, 4/1191, 4/1192, 4/1193, от 07.02.2013 N 4/959, от 19.02.2013 N 4/1201, 4/1202, от 20.02.2013 N 4/1209, 4/1210, 4/1215, от 21.02.201.5 N 4/1252, от 20.02.2013 N 4/1251, от 26.02.2013 N 4/1366, от 27.02.2013 N 4/1405, от 21.02.2013 N 4/1250, от 22.02.2013 N 4/1266, 4/1265, 4/1273, 4/1274, 4/1275, 4/1290, 4/1291, 4/1292, 4/1293, 4/1264, 4/1263, 4/1262, от 23.02.2013 N 4/1300.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Согласно пункту 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве N 2.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Названная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 4387/2010 и от 10.03.2009 N 14391/2008.
Тарифное руководство N 2 разработано и введено в действие в соответствии со статьей 44 Федерального закона Российской Федерации от 08.01.1998 N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1998 N 1029 "О Правилах исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте", в котором определены основные методологические принципы исчисления ставок платы.
Вместе с тем, в связи с вступлением в действие с 19.05.2003 Федеральных законов от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и принятием постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2003 N 476 "О внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам железнодорожного транспорта", в соответствии с которым постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1998 N 1029 утратило силу, вновь требуется разработка основных принципов построения платы за пользование вагонами и контейнерами ОАО "РЖД" и новых правил применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами ОАО "РЖД".
На основании вышеизложенного, применение отдельных положений Тарифного руководства N 2, не соответствующих Уставу может применяться только на основании заключенных сторонами договоров.
В пункте 17.6 спорного договора установлено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
Таким образом, спорным договором не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определен размер такой платы.
В данном случае, ссылаясь в исковом заявлении на пункт 12 Тарифного руководства N 2 ОАО "РЖД" заявляет требование о взыскании платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта, которая определяется Тарифным руководством N 1 "Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5.
Тарифное руководство N 2, ссылка на применение которого содержится в пункте 17.6 договора, не предусматривает обязанность вносить плату за использование инфраструктуры железной дороги.
Толкование условия договора, аналогичного спорному, дано Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 01.02.2011 N 12745/10.
Согласно пункту 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования акт общей формы составляется перевозчиком при задержке подачи порожних вагонов на железнодорожной станции в ожидании подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожной пути необщего пользования.
Аналогичные обстоятельства установлены при рассмотрении дел N А53-6131/2010, N А32-20431/2011, А32-38008/2012.
В пункте 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования определено, что фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором. При этом имеется в виду срок подачи, а не срок оборота вагонов.
Согласно пункту 5 договора на подачу и уборку вагонов подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов в порт. Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час после предыдущей. Интервал подачи перевозчиком вагонов на выставочные пути не должен превышать 2 час. 30 мин.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом акт общей формы составляется перевозчиком при задержке подачи порожних вагонов на железнодорожной станции в ожидании подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожной пути необщего пользования.
Заявитель жалобы указывает на необоснованность ссылки ОАО "ТМТП" в разногласиях к актам общей формы на отсутствие заявок ф.ГУ-12.
Форма заявки на перевозку грузов ГУ-12 установлена Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России N 21 от 16.06.2003, которые разработаны в соответствии со статьей 12 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Форма заявки предусматривает ее одинаковое заполнение для вагонов разной принадлежности (перевозчика, собственных, арендованных). Признак принадлежности вагона указывается в строке "принадлежность" - "П", "С" или "А". При этом в графе 2 "Дата" предусмотрено указывать предполагаемую грузоотправителем дату погрузки.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Проанализировав условия договора, исходя из буквального содержания пункта 17.6 следует, что данный договор прямо не предусматривает начисление платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, которые не принадлежат обществу, размер этой платы не согласован.
Сама по себе ссылка в договоре на пункт 12 Тарифного руководства N 2 таким соглашением не свидетельствует о волеизъявлении порта на оплату такого рода платежей.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований по первоначальному иску судом первой инстанции отказано обоснованно.
Истцом по встречному иску заявлено требование о взыскании штрафа за задержку подачи вагонов.
В данном случае спорные вагоны поступили в адрес порта как груз на своих осях, что отражено в актах общей формы.
В период с 10.09.2012 по 14.09.2012 на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи находились 87 груженных вагонов.
Станцией Туапсе-Сортировочная порту выданы уведомления о времени подачи вагонов под выгрузку N 636, 641, 642, 643, 644, 645, 654, 660, 661, 662, 672, 672, 698, 703, 736, 792, 793, 799, 816, 915, 957, 1053, 1073.
Так как груженные вагоны находились на путях станции Туапсе-Сортировочная, перевозчиком составлены акты общей формы ГУ-23, которые портом подписаны с возражением о том что ОАО "ТМТП" принимало вагоны на пути необщего пользования в соответствии с пунктом 5 спорного договора на подачу и уборку вагонов и не направляло уведомление об отсутствии возможности принять указанные в акте вагоны.
В силу статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
На основании статьи 100 Устава железнодорожного транспорта портом начислен штраф в размере 101220 рублей.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Представленный ОАО "ТМТП", расчет штрафа судом первой инстанции проверен и признан верным. Возражений по методике начисления штрафа в апелляционной жалобе не заявлено, контррасчет не представлен.
В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком по встречному иску заявлено о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, применив нормы статьи 333 Кодекса, определили подлежащую взысканию сумму штрафа в размере 50610 рублей.
Между тем, согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 81 от 22.12.2011 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.
Доказательств несоразмерности взысканного судом первой инстанции размера штрафа последствиям нарушения обязательств заявителем жалобы не представлено.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.01.2014 по делу N А32-26952/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Ковалева Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26952/2013
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Россиские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Туапсинский морской торговый порт"