г. Пермь |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А71-7917/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Булкиной А. Н.
судей Казаковцевой Т.В., Мартемьянова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шенкманом Д.И.,
при участии:
от истца, Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства": не явились,
от ответчиков, открытого акционерного общества "Ижсталь", общества с ограниченной ответственностью "Ижсталь-Авто": не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 12 декабря 2013 года по делу N А71-7917/2013,
принятое судьей Бакулевым С.Ю.
по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1021603620323, ИНН 1660061210)
к 1. открытому акционерному обществу "Ижсталь" (ОГРН 1021801435325, ИНН 1826000655)2. обществу с ограниченной ответственностью "Ижсталь-Авто" (ОГРН 1021801436051, ИНН 1832030785)
о взыскании ущерба
установил:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к открытому акционерному обществу "Ижсталь" о возмещении вреда в размере 30 046 руб. 46 коп., причиненного федеральной автомобильной дороге в результате проезда тяжеловесного транспортного средства на основании статей 15, 1064 Гражданского кодекса российской Федерации (л.д. 6-8).
Определением Арбитражного суда Удмуртской республики от 07.08.2013 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства в соответствии с Главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 1-3).
Определением от 19.09.2013 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. На основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в дело в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ижсталь-Авто" (л.д. 72-73).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 декабря 2013 года (резолютивная часть от 10 декабря 2013 года) в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 141-148).
Истец с принятым решением не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить.
Заявитель жалобы указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает ошибочным вывод суда о наибольшем пределе взвешивания 15 000 кг. использовавшихся истцом весов ВА-15С (согласно данным технического паспорта весов параметр 15 000 кг. является пределом взвешивания одной платформы). Отмечает, что весы, снабженные двумя платформами и пультом, позволяют определять осевые нагрузки до 30 000 кг и полную массу автопоездов до 270 000 кг.
По мнению истца, суд при принятии решения необоснованно сослался на Постановление мирового судьи судебного участка N 5 Первомайского района г. Ижевска Удмуртской республики от 24.09.2010, поскольку правоотношения по возмещению вреда, причиняемого автодорогам не могут ставится в зависимость от наличия в действиях причинителя вреда состава административного правонарушения. Судом также не учтено, что в постановлении мирового судьи от 24.09.2010 законность составления акта взвешивания N 379/320 от 04.08.2010, которым установлено превышение транспортным средством предельных осевых нагрузок и нагрузок по общей массе, не рассматривалась.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, общество с ограниченной ответственностью "Ижсталь-Авто" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв, в котором просит оставить принятое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОАО "Ижсталь" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04 августа 2010 года по результатам проведения на стационарном пункте N 47 федеральной автомобильной дороги "Вятка" взвешивания транспортного средства тягач КАМАЗ 65116 регистрационный номер А301НА/18 с полуприцепом МАЗ 975800-030 регистрационный номер АЕ0204/18 сотрудниками федеральной службы госавтонадзора по Кировской области и Республике Марий Эл составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось N 379/320 от 04.08.2010 (л.д. 27).
Согласно сведений, отраженных в данном акте, установлен факт превышения транспортным средством тягач КАМАЗ 65116 регистрационный номер А301НА/18 с полуприцепом МАЗ 975800-030 регистрационный номер АЕ0204/18 предельно допустимых значений по осевым нагрузкам и общей массе. Лицом, осуществлявшим автоперевозку в акте указано ОАО "Ижсталь", автопоезд находился под управлением водителя Лузина Д.В., ознакомленного с актом под роспись.
В материалы дела представлен договор N 1329сб/а от 01.10.2009, заключенный между ОАО "Ижсталь" (Арендодатель) и ООО "Ижсталь-Авто" (Арендатор), в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в возмездное и срочное пользование имущество, согласно акту приема-передачи и приложения 1 к договору, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Новоажимова, 6, для осуществления хозяйственной деятельности. Срок действия договора аренды (п. 1.3. договора) установлен с 01.10.2009 по 29.09.2010. Согласно приложению 1 к договору аренды N 1329сб/а от 01.10.2009 г. и приложению N 2 к договору аренды N 57125059А от 01.10.2012 г. арендатору, в том числе, были переданы автомобиль КАМАЗ 65116 г/н А301НА/18 (по перечню N 413), инвентарный номер 53068; полуприцеп МАЗ 975800-030 г/н АЕ0204/18 (по перечню N 408), инвентарный номер 53063 (л.д.35-51).
На основании данных, зафиксированных в акте N 379/320 от 04.08.2010, истцом произведен расчет ущерба, причиненного автомобильной дороге общего пользования федерального значения, который составил 30046 руб. 46 коп.
Ущерб в добровольном порядке возмещен не был, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия достаточных доказательств превышения предельно допустимых значений по общей массе и нагрузке на оси автопоездом (тягач КАМАЗ 65116 регистрационный номер А301НА/18 с полуприцепом МАЗ 975800-030 регистрационный номер АЕ0204/18) при следовании по автомобильным дорогам федерального значения.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) принятого судебного акта в связи со следующим.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения определяется Правительством Российской Федерации (п.1ч.9 ст.31 Закона N 257-ФЗ).
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах).
Согласно пунктам 11 и 13 статьи 11 Закона об автомобильных дорогах, установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и(или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ N 3161-р от 10.09.2002 и Постановлением Правительства РФ N 406 от 30.06.2005 федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечень федеральных дорог РФ закреплены в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" и "Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации" ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" осуществляет расчет, начисление и взимание возмещения вреда, на основании Актов о превышении нормативных параметров Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 317-р, приказом Федерального дорожного агентства "Росавтодор" N 71 от 01.06.2011 Федеральное государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (ФГУ "Волго-Вятскуправтодор") изменено на Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Волго-Вятскуправтодор").
Порядок перевозки тяжеловесных грузов регламентирован Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, зарегистрированной в Министерстве юстиции 08.08.1996 года N 1146 (далее - Инструкция).
В силу п. 1.4. Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в настоящей Инструкции.
Согласно п. 1.2. Инструкции под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1.
В акте N 379/320 от 04.08.2010 зафиксировано превышение автопоездом (тягач КАМАЗ 65116 регистрационный номер А301НА/18 с полуприцепом МАЗ 975800-030 регистрационный номер АЕ0204/18) установленных ограничений по общей массе (39,11 тн. при допустимой 38,24 тн.) и по нагрузке на 6 ось (9,28 тн. при допустимой 7,54 тн.). Из названного акта следует, что взвешивание производилось с использованием средств измерения ВА-12С-3 заводские N 1647, 1648, дата поверки согласно свидетельству о поверке N 11/10/3163 от 29.07.2010 г (л.д.28).
Как следует из представленного истцом паспорта М 014.060.00 ПС Весы автомобильные переносные ВА-15С модификации: ВА-15С-1, ВА-15С-2, ВА-15С-3 имеют наибольший предел взвешивания 15 000 кг (л.д. 84-95). Однако полная масса автопоезда ответчика более чем в два раза превышала установленный для весов ВА-15С предел взвешивания.
Ссылки заявителя жалобы на установление названного предела в отношении одной платформы весов и возможность взвешивания грузов большей массы (до 270 000 кг.) на весах, снабженных двумя платформами и пультом подлежат отклонению. Доказательств использования при взвешивании 04.08.2010 автопоезда ответчика весов ВА-15С-3 именно с двумя платформами, истцом, в соответствии со ст. 65 АПК РФ не представлено. Не содержится сведений о характеристиках используемых весов применительно к количеству платформ и в тексте акта N 379/320 от 04.08.2010.
ООО "Ижсталь-Авто" в материалы дела представлены доказательства контрольного взвешивания автопоезда (тягач КАМАЗ 65116 регистрационный номер А301НА/18 с полуприцепом МАЗ 975800-030 регистрационный номер АЕ0204/18) на весах тензометрических ВАВС - 60 с дискретным отсчетным устройством. Как следует из справки отдела метрологии (цех N 47) ОАО "Ижсталь" по результатам контрольного взвешивания, проведенного 05 августа 2010 г. в 16 час. 30 мин. общая масса автопоезда (тягач КАМАЗ 65116 регистрационный номер А301НА/18 с полуприцепом МАЗ 975800-030 регистрационный номер АЕ0204/18) составила 37570 кг. (л.д.122). При этом, согласно паспорту (л.д.112-121) автомобильные тензометрические весы типа ВАСВС - 60,00 имеют наибольший предел взвешивания 60 000 кг.
Вышеназванные доказательства, представленные сторонами в подтверждение доводов о достоверности результатов взвешивания автопоезда оценены судом по правилам статьи 71 АПК РФ. В результате оценки данных доказательств судом сделан правомерный вывод о неподтвержденности материалами дела факта превышения транспортными средствами ответчика установленных ограничений по общей массе и осевым нагрузкам. Оснований для переоценки указанных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
При принятии решения суд также обоснованно учел обстоятельства, установленные Постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Первомайского района г. Ижевска Удмуртской республики от 24.09.2010 (л.д.81-83), принятого по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по ч.12.21-1 (перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно) в отношении Лузина Д.В., управлявшего 04.08.2010 автопоездом (тягач КАМАЗ 65116 регистрационный номер А301НА/18 с полуприцепом МАЗ 975800-030 регистрационный номер АЕ0204/18). Данное дело прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном регулировании судом правоотношений по возмещению вреда, причиненного автодорогам, на основании факта отказа привлечения лица к административной ответственности подлежат отклонению. При разрешении спора судом первой инстанции учтен не отказ в привлечении Лузина Д.В к административной ответственности, а фактические обстоятельства, установленные Постановлением мирового судьи, в частности, значение массы транспортного средства с прицепом, которым управлял Лузин Д.В. (37570 кг). Учет данных обстоятельств является обязательным для арбитражного суда, рассматривающего дело в силу ч.3 статьи 69 АПК РФ.
Дополнительным основанием для отказа в иске в отношении ОАО "Ижсталь" является передача автомобиля КАМАЗ 65116 г/н А301НА/18 и полуприцепа МАЗ 975800-030 г/н АЕ0204/18 в пользование ООО "Ижсталь-Авто" на основании договора аренды N 1329сб/а от 01.10.2009. ОАО "Ижсталь" не являлось владельцем данных транспортных средств в значении статьи 1079 Гражданского Кодекса РФ, пунктов 2, 3 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934.
В силу изложенных выше обстоятельств в удовлетворении заявленного иска отказано правомерно.
Выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Нарушений или неправильного применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены (изменения) судебных актов (ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 декабря 2013 года по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит.
В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 декабря 2013 года по делу N А71-7917/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
А.Н.Булкина |
Судьи |
Т.В.Казаковцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7917/2013
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агенства"
Ответчик: ОАО "Ижсталь", ООО "Ижсталь-Авто"