г. Москва |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А40-138124/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каменецкого Д.В.,
судей: |
Свиридова В.А., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Муртазалиевым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Люкс-Сервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2013 по делу N А40-138124/2013, принятое судьей А.В. Полукаровым (154-1281),
по заявлению ООО "Люкс-Сервис" (ОГРН 1117746856347, 115172, г. Москва, ул.Народная, д. 13, стр. 7)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Франова А.И. по дов. от 03.02.2014; |
от ответчика: |
Камышов Д.А. по дов. от 30.12.2013; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Люкс-Сервис" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (Департамент, административный орган, заинтересованное лицо) от 04.09.2013 N 1104-97/2013 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Решением от 25.12.2013 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявления, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "Люкс-Сервис" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, полагая, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения. Указывает на нарушения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности. Ссылается на истечение срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Отзыв на апелляционную жалобу административным органом не представлен.
В судебном заседании представитель ООО "Люкс-Сервис" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в судебном заседании поддержал решение суда, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанных мнений представителей сторон, полагает необходимым оставить без изменения решение суда первой инстанции, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.03.2013 с 14.00 до 14.20 по адресу: дворовая территория общего пользования со свободным доступом с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Садовники, д. 9 административным органом установлен факт совершения ООО "Люкс-Сервис" нарушения правил содержания зеленых насаждений, выразившегося в складировании загрязненного снега высотой снежного навала 0,5 м. вдоль пешеходных дорожек на озелененные участки, прилегающие к дороге с произрастающими на них деревьями и кустарниками.
Визуально административным органом установлено, что снег загрязнен (цвет снега более темный по сравнению со снежным покровом, находящимся на иных прилегающих территориях и по сравнению с естественным снежным покровом на данной территории).
Результаты обследования отражены в акте обследования на предмет соблюдения природоохранных требований от 01.03.2013 N 1104-97/2013 с приложением фотоматериалов.
Для проведения лабораторного анализа и установления загрязняющих веществ, содержащихся в снежной массе, размещённой на озеленённой территории, произведён отбор проб снега в соответствии с прилагаемой схемой в четырех точках.
Первая проба снега - фоновая - (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3993670). Вторая проба отобрана с места складирования снега (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3993668). Третья проба отобрана с места складирования снега (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3993669). Четвертая проба отобрана с дорожки (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3993667).
При проведении отбора проб составлен акт отбора проб снега для лабораторного исследования, схема отбора проб, произведена фотофиксация на фотоаппарат. Отобранные пробы снега направлены на лабораторное исследование в Аналитическую инспекцию ГПБУ "Мосэкомониторинг".
В соответствии с протоколом исследования снега N 433-436 от 12.03.2013, поступившем из Аналитической инспекции ГПБУ "Мосэкомониторинг", установлено содержание в отобранных пробах снега химических реагентов (загрязняющих веществ):
проба N 436 (фоновая проба) содержит хлорид-ион - < 10 мг/дм3, калий - 0,317 мг/дм3, кальций - 4,73 мг/дм3, магний - 0,298 мг/дм3, натрий -3,05 мг/дм3;
проба N 434 (место складирования снега) содержит хлорид-ион - 54 мг/дм3, калий - 0,614 мг/дм3, кальций - 6,62 мг/дм3, магний - 0,301 мг/дм3, натрий - 28,5 мг/дм3;
проба N 435 (место складирования снега) содержит хлорид-ион - 19,4 мг/дм3, калий - 0,261 мг/дм3, кальций - 7,58 мг/дм3, магний - 0,233 мг/дм3, натрий - 7,56 мг/дм3.
проба N 433 (с дорожки) содержит хлорид-ион - 133 мг/дм3, калий - 1,51 мг/дм3, кальций - 13,6 мг/дм3, магний - 0,403 мг/дм3, натрий - 94,3 мг/дм3.
Содержание в исследуемых пробах снега химических веществ и элементов указывает на его загрязнение этими химическими веществами.
Наибольшая концентрация загрязняющих веществ, по сравнению с фоновой пробой, содержится в снеге, который отобран с мест складирования снега.
В соответствии с информацией ПСУ г. Москвы "ИС района Нагатино-Садовники" от 03.04.2013 б/н., работы по уборке, содержанию и текущему ремонту дворовой территории района Нагатино-Садовники осуществляет ООО "Люкс-Сервис" в соответствии с государственным контрактом N 07-ЭА/13 от 17.01.2013.
Согласно классификатору дворовых территорий, прилагаемому к указанному договору, территория по адресу: ул. Садовники, д. 9 входит в перечень территорий, на которых уборка снега производится ООО "Люкс-Сервис".
Также ГКУ г. Москвы "ИС района Нагатино-Садовники" сообщает о том, что на данной территории расположены парковочные карманы для временного складирования снега на период обильных снегопадов с последующим вывозом снега на снегоплавильные пункты.
Согласно Техническому заданию на выполнение работ по комплексному содержанию придомовой и дворовой территории, внутриквартальных проездов района Нагатино-Садовники (приложение N 1 к государственному контракту N07-ЭА/13 от 17.01.2013) снег, сгребаемый с дворовой территории и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Качество, технология производства работ, методы производства, организационно-технологическая схема работ, выполняемых ООО "Люкс-Сервис" должны соответствовать в том числе Распоряжению Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололёдных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)" и постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений города Москвы".
По данному факту 02.07.2013 должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в отношении ООО"Люкс-Сервис" в присутствии представителя общества по доверенности составлен протокол об административном правонарушении N 1104-97/2013, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 04.09.2013 N 1104-97/2013, вынесенным в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, ООО "Люкс-Сервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Люкс-Сервис" с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о составлении протокола и вынесении постановления по делу об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами (п. 6 ст. 16.3, ст. 16.5 КоАП г. Москвы, ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 4.2.23 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (утв. Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП)).
Нарушения порядка привлечения ООО "Люкс-Сервис" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции не установлены.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя события и состава вмененного ему правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы нарушение правил содержания зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники). Защита зеленых насаждений - система правовых, организационных и экономических мер, направленных на создание, содержание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений, озелененных территорий и зеленых массивов.
Согласно ст. 2 Закона города Москвы "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Статьей 7 Закона города Москвы "О защите зеленых насаждений" установлено, что на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается производить действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Согласно п.п. 4.5.5, 4.5.7, 9.3 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений города Москвы" использование противогололедных материалов на дорогах, прилегающих к зеленым насаждениям, должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным нормативным документом Правительства Москвы. При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
На озелененных и природных территориях запрещается: посыпать технической солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия (за исключением противогололедных материалов, разрешенных к применению в г. Москве); сбрасывать снег и другие загрязнения на газоны; складировать любые материалы; устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек
В соответствии с п. 4.12. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
Пункт 5.1, 5.5, 5.8 постановления Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве" зимняя уборка проезжей части улиц и проездов осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил и временными инструкциями, утверждаемыми Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, определяющими технологию работ, технические средства и применяемые противогололедные реагенты.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
Запрещается: применение технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве противогололедного реагента на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах; роторная переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения.
Согласно п. 2.2.3 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)" снег, счищаемый с проезжей части улиц и проездов, а также с тротуаров, сдвигается в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной массы. При формировании снежных валов не допускается перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны, а также должна быть произведена расчистка лотковой части от снега на ширину не менее 0,5 м. для обеспечения пропуска талых вод.
Согласно п. 5.7.4. Приложения 1 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 11.10.2010 N 05-14-391/0 снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Согласно п. 4.2.8, 4.3.1.3. 4.3.6.2, 4.3.6.1 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололёдных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)" при механизированной уборке машинами снег высотой до 2 см. убирается щеткой, при большей высоте снега - плужно-щеточным снегоочистителем. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования. Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в валы или кучи, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей и вывозить автотранспортом. Погрузка снега на автотранспорт производится с помощью снегопогрузчиков или вручную. На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег в валы на середину тротуара для последующего удаления. Для обеспечения эффективной работы снегоуборочных машин вал снега укладывается с таким расчетом, чтобы в основании он был не шире 1,5 м.
Снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Снег из вала с помощью погрузочного оборудования и автосамосвалов перемещается на площадку промежуточного размещения снега, находящуюся за пределами территории двора. Места промежуточного размещения устанавливаются управой района по согласованию с префектурой административного округа.
Операция удаления снега с дворовых территорий и внутриквартальных проездов завершает цикл уборочных работ. Удаление снега после снегоочистки должно осуществляться путем его вывоза и утилизации посредством мобильных снегоплавильных установок и стационарных снегоплавильных пунктов.
Объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения состоит в нарушении правил содержания зеленых насаждений, выразившимся в складировании загрязненного снега высотой снежного навала 0,5 м. вдоль пешеходных дорожек на озелененные участки, прилегающие к дороге с произрастающими на них деревьями и кустарниками по адресу: г. Москва, ул.Садовники, д. 9
Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт совершения ООО "Люкс-Сервис" административного правонарушения подтверждается Государственным контрактом от 17.01.2013 N 07-ЭА/13, актом обследования на предмет соблюдения природоохранных требований от 01.03.2013 N 1104-97/2013, протоколом исследования снега от 12.03.2013 N 433-436 и протоколом об административном правонарушении от 02.07.2013 N 1104-97/2013.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Люкс-Сервис" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Оценив собранные административным органом доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых нормой ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и ООО "Люкс-Сервис" не представлено доказательств отсутствия у общества возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина общества в совершении вменяемого правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Суд апелляционной инстанции, учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы в действиях ООО "Люкс-Сервис".
Административное наказание назначено административным органом в соответствии с санкцией, предусмотренной ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Доводы подателя апелляционной жалобы со ссылкой на нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не принимаются судом апелляционной инстанции.
Проверка проводилась административным органом по результатам обследования заинтересованным лицом дворовой территории. То есть осуществлялось мероприятие по контролю, при проведении которого в силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля и юридических лиц.
Поскольку административным органом проверка юридического лица не проводилась применение к возникшим правоотношениям требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ необоснованно.
Основанием возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в порядке ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Результаты проверки оформлены документально с учетом соблюдения должностными лицами требований к сбору и формированию материалов административного расследования.
Довод заявителя о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности отклоняется судом апелляционной инстанции как ошибочный, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на наличие смягчающих обстоятельств оставляется судом без внимания, учитывая санкцию нормы в ч. 2 ст. 4.17 КоАП г.Москвы.
Довод общества, что представленные в рамках дела об административном правонарушении фотоматериалы являются ненадлежащими доказательствами без основательный, поскольку фотоматериалы оформлены в качестве приложения к Акту от 01.03.2013, подписаны постранично, указан адрес проверки.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на иных толковании правовых норм и оценке обстоятельств дела, не опровергают правильное решение суда первой инстанции и не могут служить основанием для изменения, отмены судебного акта.
Вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Люкс-Сервис" требований является правомерным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2013 по делу N А40-138124/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138124/2013
Истец: ООО "Люкс-Сервис"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы