г. Томск |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А27-15836/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего С. Н. Хайкиной
судей Т. В. Павлюк, Л. Е. Ходыревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А. Н. Любимовой с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия, извещен;
от заинтересованного лица: Грозной Ж. Г. по доверенности от 05.03.2014, удостоверение;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБВНЕШТРАНС" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.12.2013 по делу N А27-15836/2013 (судья Г. П. Обухова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИБВНЕШТРАНС" (ОГРН 1125476056452, ИНН 5405452318) к Кемеровской таможне об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СИБВНЕШТРАНС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об отмене постановления Кемеровской таможни (далее - административный орган) по делу об административном правонарушении от 17.10.2013 N 10608000-283/2013.
Решением суда от 10.12.2013 постановление Кемеровской таможни от 17.10.2013 N 10608000-283/2013 признано незаконным в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 111 111,11 рублей; постановление Кемеровской таможни от 17.10.2013 N 10608000-283/2013 в указанной части изменено и Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей; в остальной части требование оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что в связи с упрощенным порядком декларирования вывозимого Обществом угля не требуется представления железнодорожных накладных; на момент подачи декларации у Общества отсутствуют железнодорожные накладные; в действиях Общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Кемеровская таможня не согласна с доводами Общества, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Кемеровской таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя административного органа, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что между ООО "СИБВНЕШТРАНС" и компанией В.А. ENERGY LTD, Никосия, Кипр заключен внешнеторговый контракт от 05.06.2013.
На Прокопьевский таможенный пост Кемеровской таможни 11.06.2013 Обществом с применением временного периодического временного декларирования товаров подана временная периодическая декларация N 10608060/110613/0000558 для таможенного декларирования в режиме "экспорт" товара - угля каменного для энергетических целей - антрацит марки ТОМСШ, код товара 2701119000, общим весом брутто/нетто 5 100 000 кг, фактурной стоимостью 510 000 долларов США.
При подаче временной периодической декларации ООО "СИБВНЕШТРАНС" предоставлены неполные железнодорожные накладные, в которых отсутствовали необходимые для таможенных целей сведения (номера железнодорожных накладных, сведения о транспортных средствах, о количестве принятых к перевозке товаров), в связи с чем на основании пункта 3 статьи 183 Таможенного кодекса таможенного союза, распоряжения ГТК РФ N 246-Р от 27.05.2004 ООО "СИБВНЕШТРАНС" в гарантийном обязательстве от 07.06.2013, а также в графе 44 временной периодической декларации обязалось предоставить таможенному органу железнодорожные накладные по каждой отправке, содержащие необходимые для таможенных целей недостающие сведения, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия железной дорогой товара к перевозке.
В связи с несвоевременным представлением железнодорожных накладных Кемеровской таможней 05.09.2013 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении.
По результатам административного расследования Кемеровской таможней 04.10.2013 составлен протокол по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Постановлением Кемеровской таможни от 17.10.2013 N 10608000-283/2013 ООО "СИБВНЕШТРАНС" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ в виде штрафа в размере 111 111,11 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения; отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным; необоснованном назначении Кемеровской таможней штрафа в повышенном размере.
Арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Объектом указанного правонарушения является порядок таможенного оформления.
Объективную сторону административного правонарушения образует бездействие, заключающееся в непредставлении в установленный срок документов, в том числе подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией.
Согласно статье 111 ТК ТС одной из форм таможенного контроля является проверка документов и сведений.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
В силу пункта 2 статьи 98 ТК ТС таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Пунктом 4 статьи 98 ТК ТС установлено, что в целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 134 ТК ТС закреплено право должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам.
На основании пункта 1 статьи 176 ТК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять в таможенные органы документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.
В соответствии со статьей 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары указываются, в том числе, сведения о товарах и сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса.
В силу положений пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К таким документам относятся, в том числе транспортные документы.
При этом согласно пункту 3 статьи 183 ТК ТС, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза, - после выпуска товаров.
Из положений пункта 1 статьи 212 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) следует, что если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной декларации на товары при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.
Согласно статье 214 Закона N 311-ФЗ при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости, допускается их временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной таможенной декларации (далее - ВТД). Применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения условий таможенных процедур и проведения таможенного контроля.
В пункте 1 Распоряжения ГТК России от 27.05.2004 N 246-р "Об особенностях таможенного оформления товаров, вывозимых железнодорожным транспортом", изданном в целях реализации положений таможенного законодательства, связанных с порядком таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, при декларировании товаров путем подачи периодической (в том числе временной) таможенной декларации, закреплено, что таможенные органы, в регионе деятельности которых находятся станции погрузки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, если декларирование товаров производится с подачей периодической (в том числе временной) таможенной декларации, обязаны принимать транспортные (перевозочные) документы (железнодорожные накладные) на все товары, планируемые к вывозу с таможенной территории Российской Федерации в течение указанного в таможенной декларации периода времени, в которых отсутствуют отдельные сведения, характеризующие каждую отправку товаров (далее - неполные железнодорожные накладные), при представлении декларантом в письменном виде обязательства о представлении железнодорожных накладных, содержащих необходимые для таможенных целей сведения по каждой отправке (номера железнодорожных накладных, сведения о транспортных средствах, количество принятых к перевозке товаров) (далее - оформленные железнодорожные накладные), не позднее 5 рабочих дней со дня принятия железной дорогой товаров к перевозке.
Судом первой инстанции установлено, что на Общество в соответствии со статьями 183, 188 ТК ТС возложена обязанность по представлению в таможенный орган железнодорожных накладных, на основании которых заполнена таможенная декларация, а таможенным органом, исходя из положений статьи 183 ТК ТС, Распоряжения ГТК РФ N 246-Р, а также обязательства декларанта, установлен срок исполнения данной обязанности - не позднее пяти рабочих дней с момента принятия железной дорогой товаров к перевозке (по каждой отправке), о чем внесена соответствующая отметка в таможенную декларацию.
Из материалов дела следует, что в нарушение пункта 3 статьи 183 ТК ТС обязательство о представлении железнодорожных накладных, содержащих необходимые для таможенных целей сведения по каждой отправке (номера железнодорожных накладных, сведения о транспортных средствах, количество принятых к перевозке товаров) не было исполнено Обществом в установленный таможенным органом срок.
Данное обстоятельство Общество не оспаривается.
Таким образом, непредставление Обществом железнодорожных накладных к установленному Кемеровской таможней сроку свидетельствует о наличии в действия заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Ссылка Общества на отсутствие у него обязанности при экспорте угля предоставлять таможенному органу полные железнодорожные накладные, содержащие точные сведения о транспортных средствах и количестве вывезенного угля, противоречит действующему законодательству, и не учитывает особенностей перемещения товара через таможенную границу и примененного в связи с этим особого порядка декларирования, предусмотренного статьей 214 Закона N 311-ФЗ.
Указание в апелляционной жалобе на положения статьи 232 Закона N 311-ФЗ, предусматривающие упрощенный порядок декларирования при экспорте товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, является несостоятельным.
Согласно части 2 статьи 232 Закона N 311-ФЗ требования таможенных органов при таможенном декларировании экспортируемых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, ограничиваются теми, которые необходимы для удостоверения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза в счет исполнения конкретной внешнеэкономической сделки и обеспечения соблюдения запретов и ограничений.
В числе документов, которые представляются в таможенный орган при декларировании данной категории товаров, указаны, в том числе транспортные (перевозочные) документы, если они имеются (часть 3 статьи 232 Закона N 311-ФЗ).
Из положений части 4 статьи 232 Закона N 311-ФЗ следует, что сведения о наименовании, количестве и весе вывозимых товаров относятся к числу обязательных сведений, представляемых таможенному органу при декларировании товаров данной категории.
При этом в силу положений статьи 214 Закона N 311-ФЗ особый порядок декларирования применяется при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров Таможенного союза, как облагаемых, так и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о вывозимых товарах, в том числе об их количестве.
Согласно части 3 статьи 214 Закона N 311-ФЗ в отношении товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами, временное периодическое таможенное декларирование разрешается не во всех случаях, а при одновременном соблюдении перечисленных в данной правовой норме условий, связанных с добросовестностью декларанта и длительностью осуществления им внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, в отношении товаров, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами, временное периодическое декларирование разрешается в любом случае, когда отгрузка товаров осуществляется не одномоментно, а партиями в течение определенного периода времени, ввиду чего декларант заявляет сведения исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров (часть 6 статьи 214 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии счастью 14 статьи 214 Закона N 311-ФЗ для товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, установлен более длительный период фактического вывоза - до истечения восьми месяцев со дня регистрации временной декларации на товары (а в отношении товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами, - до истечения шести месяцев).
С учетом изложенного, статья 214 Закона N 311-ФЗ является специальной правовой нормой по отношению к статье 232 Закона N 311-ФЗ.
Упрощенный порядок декларирования при экспорте товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, установленный статьей 232 Закона N 311-ФЗ, в отличие от периодического временного декларирования предполагает по каждой отправке подачу полной и надлежащим образом заполненной декларации на товары, то есть содержащей точные сведения, перечисленные в статье 181 ТК ТС, в том числе сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров, о наименовании товаров, количестве товаров в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, наименование страны назначения. Данные сведения необходимы для удостоверения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза в счет исполнения конкретной внешнеэкономической сделки.
И только особый порядок периодического временного декларирования, примененный заявителем в рассматриваемом случае, допускает представление точных сведений, в том числе о количестве вывозимых товаров, после их выпуска таможенным органом по временной таможенной декларации.
При этом согласно части 2 статьи 214 Закона N 311-ФЗ применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в части проведения таможенного контроля.
В рассматриваемом случае перевозочные (транспортные) документы у декларанта имелись.
В порядке, установленном распоряжением ГТК России от 27.05.2004 N 246-р, в рамках периодического временного декларирования Обществом для проставления отметок о выпуске товаров таможенному органу предоставлялись неполные железнодорожные накладные, в которых отсутствовали необходимые для таможенных целей сведения: номера железнодорожных накладных, сведения о транспортных средствах, о количестве принятых к перевозке товаров.
В соответствии с пунктом 3 статьи 183 ТК ТС, пунктом 1 распоряжения ГТК РФ от 24.05.2004 N 246-Р таможенным органом установлен срок предоставления полных железнодорожных накладных, содержащих недостающие сведения, необходимые для таможенного контроля, - не позднее 5 рабочих дней со дня принятия товаров к перевозке, что отражено в графе "D" временной периодической декларации N 10608060/110613/0000558.
Кроме того, Обществом предоставлено соответствующее письменное обязательство, что отражено в заявлении от 07.06.2013 и графе 44 временной периодической декларации N 10608060/110613/0000558.
Вместе с тем, необходимые для таможенных целей сведения по отправке 23.06.2013 (номера железнодорожных накладных, сведения о транспортных средствах, количество принятых к перевозке товаров) представлены Кемеровской таможне только 27.08.2013 одновременно с подачей полной декларации на товары, а копии железнодорожных накладных - 05.09.2013 после фактического вывоза (убытия) товаров с таможенной территории Таможенного союза с нарушением установленного срока на два месяца.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на недопустимость применения распоряжения ГТК России от 27.05.2004 N 246-р после утраты силы Таможенного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 322 Закона N 311-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительской власти, принятые до дня вступления в силу настоящего закона, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о таможенном деле, впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Положения распоряжения ГТК России от 27.05.2004 N 246-р, являющегося нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, не противоречат ТК ТС и Закону N 311-ФЗ, предусматривающим временное периодическое декларирование и не допускающим вывоз товаров в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации.
Распоряжение ГТК России от 27.05.2004 N 246-р не утратило силу, является действующим нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения сроков предоставления необходимых для таможенных целей сведений таможенному органу заявителем не представлено.
Из материалов дела следует, что заявитель имел реальную возможность для соблюдения требований таможенного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения является правомерным.
Протокол по делу об административном правонарушении составлен, и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом Кемеровской таможни в присутствии законного представителя Общества - директора Кузнецова П. В.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, признавая незаконным постановление Кемеровской таможни в части назначения наказания, суд первой инстанции указал на отсутствие мотивов назначения штрафа в размере 111 111,11 рублей.
Принимая во внимание наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при отсутствии обоснования в постановлении применения штрафа в размере, превышающем его минимальный размер, суд первой инстанции правомерно снизил назначенный Обществу штраф до минимального размера, предусмотренного санкцией части 3 статьи 16.12 КоАП РФ для юридических лиц.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным; судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства; нарушений норм материального и процессуального права не допущено; оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.12.2013 по делу N А27-15836/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБВНЕШТРАНС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С. Н. Хайкина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15836/2013
Истец: ООО "Сибвнештранс"
Ответчик: Кемеровская таможня Сибирского Таможенного управления Федеральной таможенной службы