г. Москва |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А40-162322/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "19" марта 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Птанской Е.А. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кутеповым В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 января 2014 года
по делу N А40-162322/2013, принятое судьёй Анциферовой О.В. в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Иркутская Грузовая Компания"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Иркутская Грузовая Компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 253 979 руб. 25 коп., составляющих сумму пени за просрочку доставки груза железнодорожным транспортом, ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по доставке грузов, в связи с чем, просит взыскать с него образовавшуюся пеню в заявленной сумме.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 16 января 2014 г. Арбитражного суда г.Москвы исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что судом не применены положения статьи 333 ГК РФ.
Представитель истца в судебное заседание не явился, направил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ответчик принял на себя обязательства по перевозке груза (вагона), что подтверждается представленной в материалы дела транспортными железнодорожными накладными, указанными в расчете истца.
Провозная плата за перевозку вагонов по маршрутам, указанным в накладных оплачена истцом, что подтверждается записями на накладных.
В соответствии со ст. 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Доставка вагонов была осуществлена с нарушением сроков доставки, указанных в накладных и представленном расчете.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ, одним из существенных условий перевозки является срок доставки груза.
Ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза, в связи с чем, истцом начислены пени за просрочку доставки груза в размере 253 979 руб. 25 коп.
Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Статьей 2 Федерального закона от 25.08.1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" определено, что груз это объект железнодорожной перевозки, принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет предусмотренную Уставом железнодорожного транспорта РФ, ответственность.
В соответствии со статьей 793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 33 Устава, перевозчик обязан доставить груз в срок, установленный правилами перевозки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В соответствии со ст. 97 УЖТ РФ, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой ст. 29 настоящего Устава обстоятельств.
Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со статьей 33 УЖТ РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно ст. 120 Устава, до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
В соответствии со ст. 123 Устава, претензии об уплате штрафов и пеней могут быть предъявлены к перевозчику в течение сорока пяти дней. Данный срок исчисляется со дня выдачи груза. При этом перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных статьей 123 Устава сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
Истец направил в адрес ответчика претензии N N 349, 350, 351, 348 от 07.03.2013 года, NN 355, 356, 357 от 01.04.2013 года, NN 360, 361, 362, 364, 363 от 08.05.2013 года, NN 365, 366, 367, 368, 369, 370, 371, 372 373 374, 375, 376 от 15.05.2013 года, NN 382, 381, 380, 379 от 30.05.2013 года, NN 357, 356, 355, 354, 353, 352, 350, 351 от 04.07.2013 года, NN 365, 366, 367, 368, 369, 372, 373, 374, 375, 376, 377, 378, 379, 380, 381, 382 от 01.08.2013 года с приложением копий электронных транспортных железнодорожных накладных и расчета суммы претензии.
Согласно абз. 2 п. 44 Постановления ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при наличии спора между заявителем и перевозчиком о необходимости предъявления оригиналов документов арбитражным судам следует исходить из того, что перевозчик должен обосновать необходимость получения им от заявителя таких документов.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Суд первой инстанции установил, что истцом представлены все необходимые и достаточные документы о перевозке для рассмотрения претензии.
Судом первой инстанции дана оценка доводам ответчика, касающимся наличия оснований для продления срока доставки в связи с устранением технических неисправностей и промывкой вагонов, следованием через транспортные узлы.
В соответствии с п. 6 "Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27) о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и па железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
Согласно позиции Президиума ВАС РФ в Постановлении от 11.09.2012 N 3659/12 по делу N А40-101821/09-24-813, принятие перевозчиком груза от грузоотправителя без замечаний и оформление соответствующих документов подтверждает факт отсутствия повреждения вагона на момент его принятия, а также факт соблюдения грузоотправителем правил перевозки соответствующего груза.
Согласно п. 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом установлено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Техническую пригодность передаваемых для перевозки порожних вагонов определяет сам перевозчик (ст. 20 Устава железнодорожного транспорта РФ).
В соответствии со ст. 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ", бремя доказывания наличия независящих от перевозчика обстоятельств, вследствие которых произошла просрочка доставки груза, лежит на перевозчике.
Таким образом, возражения ответчика по расчету пени не принимаются, поскольку представленные истцом расчеты произведены в соответствии со ст.33 УЖТ РФ и с учетом положений п.п.5,9, 5.12, 6.3, 6.4, 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (в ред. от 03.10.2011). Ответчиком не представлены доказательства, что продление срока доставки порожних вагонов связано с "бросанием" поездов по неприему станцией назначения из-за занятости фронта погрузки по вине грузополучателя (акт общей формы по отправке N 1894 от 17.03.2013) таким доказательством не является, поскольку составлен позднее даты, обозначенной в ж/д накладной, как следует из ж/д накладной грузополучателем является ООО "ТЭС-М", однако в графе подпись указан грузополучатель МД МТО, кроме того, предположительная задержка вагонов произошла не на станции получения, а на станции отправления, таким образом, акт общей формы не является достаточным доказательством уважительности причины задержки; истцом при расчете исковых требований учтены дополнительные сроки доставки, связанные с тем, что вагоны следовали через Московский или Санкт-Петербургский узлы; ответчик не уведомлял истца о неприеме станций вагонов в пути следования; сам по себе факт технической неисправности вагонов и ее устранения не является основанием для увеличения срока доставки груза и, следовательно, не является основанием для освобождения перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза. Железная дорога должна доказать, что при подаче вагона под погрузку он был исправен и его повреждение возникло в пути следования не по ее вине. При этом возможность применения к перевозчику ответственности не зависит от того, кому принадлежат неисправные вагоны на праве собственности (ст.20, 97 УЖТ РФ).
Суд первой инстанции не нашел оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ в связи со следующим.
В силу п. 42 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", при решении вопроса об уменьшении неустойки на основании ст. 333 ГК РФ необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего, только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требуют ст. 71 АПК РФ.
Таким образом, в каждом конкретном случае, суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств спора и взаимоотношений сторон.
В соответствии с п. 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами ст. 333 ГК РФ", доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки.
Согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 81 от 22.12.2011 года при рассмотрении вопроса о необходимости снижения неустойки по заявлению ответчика на основании статьи 333 ГК РФ следует исходить из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами. Поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по кредитным договорам).
Ответчиком не представлено доказательств того, что размер пени явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства по своевременной доставке груза, так же не представлено доказательств того, что ответчик принял все необходимые действия для надлежащего исполнения своих обязательств.
Поскольку ответчиком допущена просрочка в исполнении обязательства по доставке вагонов, при этом не представлено доказательств наличия непреодолимой силы, обусловившей невозможность надлежащего исполнения обязательств, а также принятия всех возможных мер по исполнению обязательств, требование истца о взыскании неустойки заявлено обоснованно и снижению в порядке ст.333 ГК РФ не подлежит.
Поскольку указанная сумма пени является законной, для ее уменьшения необходимы исключительные обстоятельства, наличие которых ответчиком не доказано, кроме того суд принимает во внимание количество дней просрочки по каждой перевозке.
В связи с изложенным выше довод апелляционной жалобы о необходимости применения положений ст. 333 ГК РФ отклоняется судом апелляционной инстанции.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 января 2014 года по делу N А40-162322/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-162322/2013
Истец: ООО "Иркутская Грузовая Компания"
Ответчик: ОАО "РЖД"