г. Москва |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А41-61144/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2013 года по делу N А41-61144/13, принятое судьей Морхатом П.М., по заявлению ООО "Земельный актив" к ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области о признании недействительным решения,
при участии в заседании:
от заявителя - Рулева С.В. по доверенности от 25.09.2013;
от инспекции - Пухова В.В. по доверенности от 09.01.2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Земельный актив" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 27.08.2013 г. N 5825 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2013 года по делу N А41-61144/13 заявление ООО "Земельный актив" удовлетворено.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области, в которой инспекция просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправомерное использование заявителем при исчислении земельного налога за 2012 год в отношении принадлежащих ему земельных участков ставки земельного налога в размере 0,3 процента. По мнению инспекции, заявитель должен был исчислять земельный налог по ставке 1,5 процента. Инспекция также ссылается на то, что законодательство допускает использование для дачного строительства только тех земельных участков, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан либо непосредственно физическим лицам, и исключают предоставление и использование для дачного строительства земель, принадлежащих коммерческим организациям.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ООО "Земельный актив" по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой составлен акт от 21.05.2013 N 890 и вынесено решение от 27.08.2013 N 5825 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) в сумме 47 174 руб. 20 коп.; налогоплательщику начислены пени по земельному налогу по состоянию на 27.08.2013 в сумме 12 529 руб. 23 коп.; налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 235 871 руб.; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 23.10.2013 N 07-12/62658 налогоплательщику отказано в удовлетворении апелляционной жалобы, решение ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области от 27.08.2013 N 5825 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения и вступило в силу.
Не согласившись с решениями налоговой инспекции, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, ссылаясь на неверное применение инспекцией налоговой ставки по земельному налогу.
Апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств по делу и правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Согласно статье 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
Основанием для начисления спорных сумм послужили выводы инспекции о том, при исчислении обществом земельного налога (авансовых платежей по земельному налогу) подлежала применению ставка 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков, в соответствии с решением совета депутатов сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 29.09.2010 N 10/3, установленная в отношении земельных участков, отнесенных к категории "прочие земельные участки".
Вывод налогового органа о необходимости применения ставки в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков, используемой для категории "прочие земельные участки", основан на том, что земельные участки, принадлежащие ООО "Земельный актив", хотя и относятся к категории "земли сельскохозяйственного назначения", однако не используются собственником для сельскохозяйственного производства, что исключает возможность применения к ним ставки земельного налога в размере 0,3 процента, для применения которой при буквальном толковании как норм Налогового кодекса Российской Федерации, так и положений совета депутатов сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 29.09.2010 N 10/3, требуется соблюдение двух условий в совокупности: отнесение земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования сельского поселения Лозовское и использование указанных земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Апелляционный суд находит выводы налогового органа несоответствующими, как нормативным актам, регулирующим правоотношения по земельному налогу, так и обстоятельствам дела.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы отражен в статье 391 НК РФ, согласно пункту 1 которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, соответственно, налоговая база по земельному налогу за 2012 г. должна быть определена на 1 января 2012 г.
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 НК РФ). Следовательно, по истечении налогового периода сумма земельного налога должна быть определена как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы на 1 января соответствующего года.
На основании статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства. По прочим земельным участкам применяется ставка - 1,5 процента.
ООО "Земельный актив" является собственником земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 50:05:0060548:7, 50:05:0140266:20, 50:05:0140266:28, 50:05:0140266:15, 50:05:0140266:14, 50:05:0140266:12, 50:05:0140266:13, 50:05:0140247:16, 50:05:0140266:108, 50:05:0140266:106, 50:05:0140266:7, 50:05:0140266:23, 50:05:0140266:107, 50:05:0140266:17, 50:05:0140266:33, 50:05:0140266:25, 50:05:0140266:6, 50:05:0140266:8, 50:05:0140266:9, 50:05:0140266:10, 50:05:0140266:11 (т. 3).
Согласно правоустанавливающим документам категория земель, принадлежащих ООО "Земельный актив" на праве собственности, определена как - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного пользования - для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Ставки земельного налога на территории сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района установлены Решения совета депутатов сельского поселения решением совета депутатов сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 29.09.2010 N 10/3 "Об установлении ставки земельного налога".
Согласно пункту 10 Решения совета депутатов сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 29.09.2010 N 10/3 налоговые ставки установлены в следующих размерах: 0,3 процента - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
При этом следует учитывать, что пункт 2 статьи 394 НК РФ предусмотрено установление дифференцированных налоговых ставок лишь в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, что предопределяет классификацию видов земельных участков для целей применения пункта 1 статьи 394 НК РФ с учетом этих двух критериев.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и считает, что для правильного разрешения спора необходимо применять грамматическое толкование пункта 10 Решением совета депутатов сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 29.09.2010 N 10/3. К словосочетанию "земельные участки" относятся два однородных распространенных определения, выраженных причастными оборотами и соединенных союзом "или". В первом причастном обороте - "занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса)" - поименованы объекты, которые фактически расположены на земельных участках; во втором причастном обороте - "приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства" - обозначены цели использования в будущем этих земельных участков. Союз "или" представляет собой разделительный союз, который указывает на необходимость выбора одного из понятий, выражаемых однородными членами и исключающих или заменяющих друг друга.
Таким образом, для применения налоговой ставки 0,3 процента необходимо выполнение одного из двух условий: земли должны быть либо заняты жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), либо быть приобретены (предоставлены) для жилищного строительства.
В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации частный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Термин "дачное хозяйство" используется в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Статья 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 предусматривает, что дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Формулировка вида разрешенного пользования, указанная в кадастровых паспортах и свидетельствах о государственной регистрации права в отношении принадлежащих налогоплательщику земельных участков с кадастровыми номерами: 50:05:0060548:7, 50:05:0140266:20, 50:05:0140266:28, 50:05:0140266:15, 50:05:0140266:14, 50:05:0140266:12, 50:05:0140266:13, 50:05:0140247:16, 50:05:0140266:108, 50:05:0140266:106, 50:05:0140266:7, 50:05:0140266:23, 50:05:0140266:107, 50:05:0140266:17, 50:05:0140266:33, 50:05:0140266:25, 50:05:0140266:6, 50:05:0140266:8, 50:05:0140266:9, 50:05:0140266:10, 50:05:0140266:11 (т. 3) - "для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем" - позволяет применять к указанному определению как нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, так и Федеральный закон N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Вид разрешенного использования земельных участков (для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем) соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что считать жилищным фондом и строительством. Присвоенный вид разрешенного пользования соответствует намерениям собственника земельных участков и фактическому виду использования.
Согласно подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При этом в силу пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса, категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с подпунктами 13, 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также о его разрешенном использовании вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, земельным законодательством виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования. При этом правовой режим земельного участка не зависит от статуса собственника земли и устанавливается исходя из сведений о его целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, документах, подтверждающих регистрацию права собственности на земельный участок.
Правовая позиция о том, что для целей исчисления земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ категории облагаемых земельных участков следует определять на основе данных земельного кадастра об их целевом назначении и виде разрешенного использования, содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 16720/11.
В Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" указано, что при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, арбитражным судам следует исходить из того, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 НК РФ.
Налогоплательщиком в материалы дела представлены следующие документы: договоры строительного подряда по выполнению строительных работы, графики оплаты работы, сметы на строительство жилых домов.
При установлении земельного налога орган местного самоуправления, действуя в пределах пункта 2 статьи 387 и статьи 394 НК РФ, определил, что ставка налога 0,3 процента подлежит применению ко всем земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества или животноводства.
Применение налоговым органом при расчете земельного налога за 2012 г. ставки 1,5 процента апелляционный суд находит необоснованным, поскольку налоговый орган не наделен полномочиями по изменению целевого назначения земельных участков с учетом их фактического использования.
Диспозицией статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено право налоговых органов проверять условия землепользования.
Законодательством предусмотрена возможность проведения контрольных мероприятий в отношении целевого использования земельных участков.
Порядок надзора и контроля за условиями землепользования установлен статьями 71, 72, 73 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 71 Земельного кодекса Российской Федерации надзор за использование земельных участков осуществляется Федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции.
Согласно Постановлению Правительства России от 15.11.2006 N 689 "О государственном земельном контроле" контроль за выполнением требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 3 Положения о государственном земельном контроле). Кроме того, полномочиями по осуществлению отдельных форм земельного контроля наделены Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.
Согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Ссылка налогового органа на то, что ставка земельного налога, не превышающая 0,3 процента, может применяться только организациями, выполняющими одновременно два существенных условия, а именно: земельные участки, должны быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, земельные участки должны использоваться для сельскохозяйственного производства (то есть в соответствии с целевым назначением), - противоречит буквальному смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, поскольку данной нормой установлено, что ставка, не превышающая 0,3 процента, применяется в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Данная правовая позиция отражена в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 января 2013 года по делу N А41-22248/12.
Приказом Минфина России от 28 октября 2011 г. N ММВ-7-11/696@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения", действовавшим в 2012 г., установлен порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу.
Указанный порядок заполнения налоговой декларации не содержит норм, предусматривающих возможность заполнения показателей декларации, в которых указывалась бы одна категория земли, а налоговая ставка применялась бы для другой категории земли ввиду наличия каких-либо обстоятельств, связанных с землепользованием.
Следовательно, налогоплательщик не может заполнить декларацию, указав код одной категория земли (строка 030 раздела 2 "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога"), а налоговую ставку применить для другой категории земли (строка 140 раздела 2).
С учетом того, что правоустанавливающими документами на земельные участки применительно к налоговому периоду 2012 г. вид разрешенного землепользования был определен по фактическому пользованию, апелляционный суд считает, что заявителем были выполнены условия для применения налоговой ставки 0,3 процента по уплате земельного налога за 2012 г.
Ссылку инспекции на Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" апелляционный суд находит несостоятельной, поскольку из анализа положений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не следует, что налоговые ставки должны применяться в отношении субъектов землепользования (организации, некоммерческие объединения или физические лица). Данная норма закона предусматривает, что налоговые ставки применяются в отношении объектов налогообложения в соответствии с его назначением (земельных участков с соответствующим разрешенным видом использования, указанным в правоустанавливающих документах).
Кроме того, в статье 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ указано, что он применяется только по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам. Из положений данного закона не усматривается, что дачное строительство и ведение дачного хозяйства допускается только субъектами, перечисленными в статье 2 закона.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции и считает, что оспариваемое решение инспекции не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически сводятся к иной, чем у суда, оценке доказательств, и они не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.12.2013 г. по делу N А41-61144/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-61144/2013
Истец: ООО "Земельный актив"
Ответчик: ИФНС России по г. Сергиев Посад
Третье лицо: ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области