г. Москва |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А40-160420/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Егуновым О.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "ГУ СДА при Спецстрое России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.12.2013
по делу N А40-160420/2013, судьи Немовой О.Ю. (72-1286)
по заявлению ФГУП "ГУ СДА при Спецстрое России" (125212, г.Москва, ул. Адмирала Макарова, д. 6, стр. 1)
к Министерству природных ресурсов Амурской области
об оспаривании постановления от 01.11.2013 N 10-34
при участии:
от заявителя: |
Столяров В.В. по доверенности N 710 от 01.01.2014; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "ГУ СДА при Спецстрое России" (далее-заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству природных ресурсов Амурской области (далее-ответчик) о признании незаконным и отмене постановления отдела регионального государственного надзора Министерства природных ресурсов Амурской области от 01.11.2013 N 10-34 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы жалобы, с решением суда первой инстанции не согласился, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 05.09.2013 сотрудником прокуратуры - старшим помощником прокурора космодрома "Восточный" Малютиным СВ., с участием консультанта Западного межрайонного отдела министерства природных ресурсов Амурской области - Тюменцева В.В. был осуществлен выезд на карьер общераспространенных полезных ископаемых (песка), расположенный на 58 км старой автотрассы "Свободный - Шимановск" Свободненского района Амурской области (500 метров вправо), ПК 118+00.
На указанном участке карьера Амурским филиалом ФГУП "ГУ СДА при Спецстрое России" проводились работы по добыче песка.
Согласно протоколу N 84-6 испытания грунта составленного 03.07.2012 филиалом предприятия грунт, отобранный в карьере ПК 118+00, расположенном на 58 км старой автомобильной дороги "Свободный - Шимановск" соответствует ГОСТ 25100-95 и квалифицируется как песок средней крупности, пригоден для отсыпки земляного полотна при строительстве объекта космодрома "Восточный".
Согласно Перечню общераспространенных полезных ископаемых по Амурской области, утвержденному распоряжением Минприроды России и Правительства Амурской области от 26.04.2011 N 14-р/45-р, вступившим в силу 22.07.2011, песок относится к общераспространенным полезным ископаемым.
В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее Закон о недрах), недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Закона о недрах, порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п.6 ст. 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации: о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения; о предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнявшим работы по геологическому изучению такого участка недр, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом; о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, содержащем месторождение общераспространенных полезных ископаемых, право пользования которым досрочно прекращено.
Согласно ст.1 Закона Амурской области от 30.06.2008 N 62-03 "О полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления области при предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения", органом, осуществляющим регулирование отношений в сфере пользования участками недр на территории области, является Правительство области.
Правительство области устанавливает порядок предоставления в пользование участков недр и порядок пользования участками недр, порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, принимает решение о предоставлении права пользования участком недр.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В нарушении вышеуказанных норм законодательства Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства" осуществляет добычу общераспространенных полезных ископаемых (песок) из песчаного карьера, расположенного на 58 км старой автомобильной дороги "Свободный - Шимановск" (вправо 500 м) (ПК 118+00) без лицензии на право пользования недрами.
Таким образом, в действиях юридического лица Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства" усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Порядок возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении N 10-34 министерством был соблюден в строгом соответствии с действующим законодательством.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих прекращение производства по делу об административном правонарушении, ответчиком не допущено.
Наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, им не оспаривается.
Факт совершения заявителем административного правонарушения подтвержден материалами административного дела, в материалах дела представлены доказательства надлежащего извещения заявителя о времени месте совершения действий в рамках рассмотренного ответчиком административного дела, то есть права заявителя, предусмотренные ст. 25.1. КоАП РФ при рассмотрении административного дела министерством не нарушены. Права и обязанности обществу, предусмотренные КоАП РФ в ходе административного дела, были разъяснены.
Срок давности привлечения к административной ответственности ответчиком не нарушен.
ФГУП "ГУ СДА при Спецстрое России" совершено повторно административное правонарушение: по факту добычи 28.02.2013 общераспространенных полезных ископаемых (песка) в карьере расположенном на 58 км старой автотрассы "Свободный - Шимановск" Свободненского района Амурской области (450 метров вправо) (ПК 118+00) без лицензии на право пользования недрами ФГУП "ГУ СДА при Спецстрое России" постановлением от 02.04 2013 N 10-14 привлечено министерством к административной ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ - пользование недрами без лицензии на пользование недрами и наложен административный штраф в размере 800 тыс. руб.
Правонарушение не является длящимся, поскольку совершенное предприятием правонарушение имеет оконченный состав, характеризующийся полной реализацией объективной и субъективной сторон.
Неоднократность совершения действий по безлицензионной добыче песка не образует состав длящегося правонарушения, поскольку оно состоит из нескольких самостоятельных правонарушений.
В соответствии с пп.2 ч.1 ст. 4.3 обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Таким образом, осуществлением 05.09.2013 добычи общераспространённого полезного ископаемого (песок) в карьере, расположенном на 58 км старой автотрассы "Свободный - Шимановск" Свободненского района Амурской области (500 метров вправо) (ПК 118+00) без лицензии на право пользования недрами юридическое лицо Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства" совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ - "Пользование недрами без лицензии на пользование недрами".
Доводы заявителя о том, что Предприятие уже было привлечено к административной ответственности за данное деяние отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В данном случае уполномоченными органами выявлены два события административного правонарушения - в 28.02.2013 и 05.09.2013, поэтому привлечение общества к ответственности за правонарушение, совершенное в сентябре 2013 года, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. В связи с этим норма, содержащаяся в пункте 5 статьи 4.1 КоАП РФ, на которую сослалось общество, в данном случае не может быть применена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.12.2013 по делу N А40-160420/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160420/2013
Истец: ФГУП "ГУ СДА при Спецстрое России"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Амурской области