город Воронеж |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А14-12535/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области: Сукманова Л.И., представитель по доверенности N 43-01-11/2870 от 23.07.2013, удостоверение;
от общества с ограниченной ответственностью "ВДК": Шабанов С.В., представитель по доверенности от 05.09.2013, паспорт РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2013 по делу N А14-12535/2013 (судья Шишкина В.М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВДК" (ОГРН 1123668041001, ИНН 3662179066) к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области (ОГРН 1123668030232, ИНН 3664120043) о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВДК" (далее - ООО "ВДК", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учётом уточнения, к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - Департамент, лицензирующий орган) о признании незаконным отказа от 14.10.2013 N 43-01-11/4042 в приеме заявки на получение права пользования участками недр, для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождения общераспространенных полезных ископаемых (Подклетинское месторождение строительных песков) и обязании Департамента выдать ООО "ВДК" лицензию на получение права пользования участками недр, для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождения общераспространенных полезных ископаемых (Подклетинское месторождение строительных песков).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2013 заявленное требование удовлетворено. Принимая решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с указанным решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что судом при рассмотрении спора применены нормы Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ, который по мнению Департамента, не подлежит применению при рассмотрении данной категории дел.
Ссылается на то, что приказом Департамента от 10.12.2013 N 360, которым участок недр Подклетненский исключен из перечня участков недр местного значения, утвержденного приказом Департамента от 29.12.2012 N 200.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "ВДК" возражал против доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В подтверждение своей правовой позиции по делу, представитель ООО "ВДК" представил суду для приобщения к материалам дела копии свидетельства о государственной регистрации права, выписки из ЕГРПН от 12.03.2014 N 36/03/2014-12834, договора купли-продажи земельного участка N 16 от 16.11.2012 и платежных поручений N 3 от 22.11.2012 и N 4 от 27.11.2012, свидетельствующих о том, что денежные обязательства, связанные с приобретением земельного участка обществом фактически погашены. В связи с чем записи в ЕГРЮЛ о наличии обременении не отражают фактических обстоятельств.
Определением суда, с учетом мнения представителя другого лица, участвующего в деле, представленные документы приобщены к материалам дела.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "ВДК" 26.10.2012 обратилось в Департамент с заявлением на получение лицензии на право пользования участком недр в целях геологического изучения поиска и разведки общераспространенных полезных ископаемых в отношении вновь осваиваемого Подклетенского месторождения строительных песков сроком на 2 года.
Полагая, что указанное заявление своевременно не было рассмотрено, Общество обратилось в Арбитражный суд Воронежской области суд с заявлением к Департаменту о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче лицензии на пользование участками недр в целях геологического изучения поиска и разведки общераспространенных полезных ископаемых (песков) в Подклетненском месторождении и обязании в срок не позднее 14 дней выдать лицензию на пользование участками недр.
Рассмотрев указанное заявление в рамках дела N А14-8577/2013, арбитражный суд решением от 25.10.2013 отказал в удовлетворении требований ООО "ВДК".
Учитывая то обстоятельство, что на момент обращения ООО "ВДК" 26.10.2012 с заявкой на получение соответствующей лицензии, участок недр Подклетинский еще не был включен в перечень участков недр местного значения, суд счёл, что права заявителя на получение лицензии не могли быть нарушены.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.10.2013 по делу N А14-8577/2013 оставлено без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013.
ООО "ВДК" 18.09.2013 повторно обратилось в Департамент с заявкой N 12 от 16.09.2013 на получение лицензии на пользование участками недр для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Подклетинское месторождение строительных песков на 2 года.
К заявке были приложены следующие документы: геологическое обоснование от 16.09.2013 N 11 - 4 экз.; краткая справка об ООО "ВДК" от 16.09.2013 N 10 - 4 экз.; нотариально заверенная копия свидетельства о гос.регистрации - 4 экз.; нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет - 4 экз.; нотариально заверенная копия устава - 4 экз.; платежное поручение - 1 экз.; схема расположения участка недр с географическими координатами угловых точек участка - 4 экз. (л.д.10, 11).
Письмом от 14.10.2013 N 43-01-11/4042 Департамент в приеме заявки отказал, со ссылкой на статью 14 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", так как к заявке на получение лицензии не приложены доказательства того, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ (л.д. 9).
Не согласившись с отказом Департамента, Общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания незаконными действий, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия этих действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 14 Закона Российской Федерации "О недрах" N 2395-1 от 21.02.1992 отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать, в том числе, в случае если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Апелляционный суд соглашается с доводом заявителя апелляционной жалобы о том, что нормы Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ не подлежат применению при рассмотрении данной категории дел.
Из статей 1, 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О лицензировании отдельных видов деятельности" не следует, что отношения в сфере недропользования подпадают под его действие.
Закон о недрах является специальным законом, устанавливающим "правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр" как особого объекта государственной собственности; обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также пользователей недр.
Указанный закон является основным нормативно-правовым актом, регулирующим все отношения, связанные с пользованием недрами, и поэтому подлежит применению к рассматриваемым отношениям в силу правила lex specialis derogat lex generalis, независимо от времени принятия законов (согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 13-П). Закон о лицензировании регламентирует общий порядок лицензирования отдельных видов деятельности (выполнение работ, оказание услуг), к которым пользование недрами как государственным имуществом не относится.
При аналогичных обстоятельствах, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в определении N ВАС-6512/13 по делу N А78-4279/2012 не усмотрел нарушений в единообразии применения и толкования норм права.
Порядок лицензирования пользования недрами регламентирован Законом Российской Федерации "О недрах", Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1 (ред. от 21.11.2011) "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами", содержащими аналогичные нормы (статьи 11,12, 22 Закона, пункты 11.4. 16.1-16.3, 17.2 Положения), из системного анализа которых применительно к настоящему спору усматривается следующее.
Пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции.
Использовать участки недр в установленных границах для осуществления любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;) выполнение условий, установленных лицензией,обеспечивать безопасное для работников и населения ведение работ, связанных с пользованием недрами; обеспечивать приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Лицензия может определять иные права и обязанности ее владельца, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации и настоящему Положению.
К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Предприятие, претендующее на получение лицензии, должно подать заявку, которая должна содержать в том числе данные о технических и технологических возможностях предприятия-заявителя, а также других предприятиях, привлекаемых им в качестве подрядчиков.
Отказ в выдаче лицензии может последовать при условиях:
подачи заявки на предоставление лицензии с нарушением установленных требований;
умышленного представления заявителем неверных сведений о себе;
если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного ведения работ.
Маркшейдерские работы, также, подлежат лицензированию в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 257 (ред. от 25.12.2012) "О лицензировании производства маркшейдерских работ", Положением о лицензировании производства маркшейдерских работ.
Маркшейдерских деятельность включает в себя выполнение следующих работ и услуг:
а) пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;
б) наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ;
в) ведение горной графической документации;
г) учет и обоснование объемов горных разработок;
д) определение опасных зон горных разработок, а также мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами, проектирование маркшейдерских работ.
Такая лицензия может выдаваться и по адресам предполагаемых работ.
Согласно статье 11 Закона "О недрах" лицензия на пользование недрами удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
В силу статьи 12 Закона "О недрах" лицензия на пользование недрами закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Общество к заявке на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона не приложило никакие документы, подтверждающие, что он обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Кроме того, Общество не представило проект работ, связанных с геологическим изучением участка недр.
Не были представлены названные документы и при подаче заявки, поступившей от Общества ранее (26.10.2012).
Таким образом, Общество, как соискатель, не подтвердило свое соответствие лицензионным требованиям и способность соблюдать любые не противоречащие закону условия недропользования, которые вправе предусмотреть в лицензии лицензирующий орган.
Представленные Обществом в ходе судебного разбирательства договор на производство маркшейдерских работ сам по себе не является таким подтверждением, поскольку маркшейдерская деятельность, также, подлежит лицензированию.
Таким образом, по мнению апелляционной коллегии, на основании представленных Обществом документов, лицензирующий орган не имел возможности рассмотреть вопрос о соответствии соискателя лицензионным требованиям и определить условия недропользования.
В этой связи Департамент правомерно вернул заявку и указал на соответствующее основание отказа со ссылкой на норму Закона, (обладающего большей юридической силой, чем подзаконные правовые акты, в том числе регламенты), предусматривающего такое основание, соотносящееся с лицензионными требованиями к соискателю и лицензиату.
При таких обстоятельствах, не усматривается и нарушения оспариваемым отказом прав Общества.
Поскольку совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований согласно статьям 198, 201 АПК РФ не установлена, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В связи с чем, обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.12.2013 по делу N А14-12535/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12535/2013
Истец: ООО "ВДК"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и экологии ВО
Третье лицо: Департамент природных ресурсов и экологии ВО