г. Томск |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А03-7261/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 204 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Н.А.,
судей: Логачева К.Д., Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матыскиной В.В.,
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
от третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ - 2 Ленинского района" (рег. N 07АП-11362/13) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05 ноября 2013 года (судья Зеленина С.Н.) по делу N А03-7261/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ - 2 Ленинского района" (ИНН 2223577620, ОГРН 1102223007490) к муниципальному образованию - городскому округу г. Барнаул в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (ИНН 2202000060, ОГРН 1022201770381) о взыскании 36 571,28 руб.,
третьи лица: индивидуальный предприниматель Боровицкий Дмитрий Александрович, индивидуальный предприниматель Козлова Инна Викторовна,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" (далее ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования - городской округ г. Барнаул в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - Комитет, ответчик) 50 000 руб. задолженности за содержание общего имущества в многоквартирных домах (по восьми объектам, в том числе, нежилого помещения площадью 256,1кв.м., расположенного по ул. ул. Гущина, 169, г. Барнаула).
Определением арбитражного суда от 14.05.2013 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу N А03-19159/2013.
Определением арбитражного суда от 14.05.2013 из материалов дела N А03-19159/2013 в отдельное производство выделено требование о взыскании задолженности за содержание общего имущества в доме N 169 по ул. Гущина в сумме 33 920 руб. 75 коп., делу присвоен номер А03-7261/2013. К участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Боровицкий Д.А.
Исковое заявление обосновано ссылкой на статьи 39, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что ответчик, являясь собственником нежилого помещения общей площадью 110,9 кв. м, расположенного в многоквартирном жилом доме N 169 по ул. Гущина в г. Барнауле, не исполняет обязанность по оплате расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до вынесения судебного акта по существу спора истец увеличил размер иска до 36 571 руб. 28 коп.
Определением арбитражного суда от 24.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Козлова И.В.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.11.2013 с муниципального образования - городского округа г. Барнаул в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула в пользу ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" взыскано 30 223 руб. 92 коп. долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.11.2013, ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении иска и принять в указанной части новый судебный акт о взыскании с ответчика стоимость работ по установке приборов учета в сумме 6 347 руб. 36 коп., ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не дал оценки решению общего собрания собственников об установке приборов учета в многоквартирном жилом доме N 169 по ул. Гущина, договору подряда, смете, счету-фактуре, акту выполненных работ по установке приборов учета и необоснованно отказал в удовлетворении части иска ввиду недоказанности истцом факта несения расходов и общих положений управления домом о том, что установка прибора учета производится за счет средств собственников многоквартирного дома.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в отсутствие неявившихся представителей участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Алтайского края от 05 ноября 2011 года в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение площадью 110,9кв.м., расположенное в многоквартирном доме N 169 по ул. Гущина г. Барнаула, является муниципальной собственностью. Функции собственника вышеназванного муниципального имущества - городского округа города Барнаул осуществляет Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула.
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 169 по ул. Гущина г. Барнаула от 17.11.2010 в качестве управляющей организации с 01.01.2011 избрано общество с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района", которое приступило к управлению домом с указанной даты.
Этим же решением общего собрания утвержден размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилых помещений в размере 6 руб. 61 коп. с одного квадратного метра общей площади, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом в размере 13%.
В соответствии с постановлением Администрации города Барнаула от 24.12.2010 N 4320 "Об оплате жилищных услуг" плата за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома для собственников помещений составила 0,65 руб. за 1кв.м. общей площади жилых помещений в месяц.
Постановлением Администрации города Барнаула от 24.12.2010 N 4320 "Об оплате жилищных услуг" плата за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома для собственников помещений установлена в сумме 0,65 руб. за 1 кв.м общей площади жилых помещений в месяц.
15.02.2011 собственниками многоквартирного дома принято решение об установке узла учета потребленных коммунальных энергоресурсов в многоквартирном доме N 169 по ул. Гущина г. Барнаула за счет собственников многоквартирного дома; по пятому вопросу повестки дня единогласно принято решение о предоставлении обществу ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" полномочий в выборе организаций, осуществляющих установку, техническое обслуживание, ремонт, снятие показаний, распечатку архивной информации, передачу показаний в ЭСО, составление актов, восстановление и замену приборов узла учета энергоресурсов, а также расчет нагрузок жилого дома, определение размера оплаты и заключения договоров с данными организациями (т.1, л.д.109).
ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" во исполнение своих обязанностей по управлению домом ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" во исполнение своих обязанностей по управлению домом оказало услуги по предоставлению отопления, содержанию здания, текущему и капитальному ремонту (в том числе по установке узла учета энергии) и предъявило ответчику к оплате счета-фактуры.
Ответчик обязанность по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества пропорционально доле в общем имуществе не исполнил, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя иск в части взыскания с ответчика задолженности за теплоэнергию в сумме 21 912,67 руб. за управление имуществом в сумме 7 567,13 руб., за капитальный ремонт в сумме 744,12 руб., исходил из обязанности собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме нести бремя расходов по содержанию общего имущества жилых домов, в которых расположены принадлежащие им на праве собственности нежилые помещения (статьи 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
В указанной части решение суда никем не оспорено.
Отказывая в удовлетворении остальной части иска (6 347,36 руб. - стоимости установки общедомового прибора учета), суд исходил из недоказанности факта несения расходов истцом, а также общих положений управления домом о том, что установка прибора учета производится за счет средств собственников многоквартирного дома.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В силу п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда Правили норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Федеральным законом N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Материалами дела подтверждено, что ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" привлекло ООО "Эскада" по гражданско-правовому договору на сооружение узлов комплексного энергоучета N 12-10 от 28.02.2011 для установки прибора учета энергии в доме N 169 по ул. Гущина г. Барнаула.
По факту допуска в эксплуатацию узла учета энергии потребления составлен акт от 14.11.2011.
18.11.2011 по акту N 11/11 о приемке выполненных работ (формы КС-2) ООО "Эскада" передало, а ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" приняло работы по сооружению УКЭ, подключению к диспетчерскому узлу в жилом доме N 169 по ул. Гущина г. Барнаула на сумму 244 685 руб.
21.12.2012 по акту N 7/12 о приемке выполненных работ ООО "Эскада" передало, а ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" приняло работы по установке приборов учета энергии на сумму 17 491 руб.
На эти же суммы ООО "Эскада" выставило ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" к оплате счета-фактуры: N 308 от 21.12.2012 на сумму 17 491 руб. - за установку прибора учета, N 74 от 18.11.2011 на сумму 244 685 руб. - за сооружение УКЭ, подключение к диспетчерскому узлу в жилом доме по тому же адресу.
Факт установки прибора учета энергии и возникновения встречных обязательств у ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" по оплате выполненных работ за счет собственников помещений в доме подтвержден совокупностью доказательств по делу и по существу ответчиком не оспорен. Размер платы за установку прибора учета, рассчитанный истцом исходя из площади нежилого помещения ответчика, составил 6 347 руб. 36 коп.
В данном случае общедомовой прибор учета установлен по решению внеочередного общего собрания собственников помещений от 15.02.2011 во исполнение обязанности собственников помещений обеспечить установку общедомового прибора учета, возложенную на них частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
Бремя несения расходов на содержание общего имущества, оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов в силу прямого указания закона возложено на собственника помещения (не зависимо от передачи его во временное владение и пользование третьим лицам) соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы на его содержание и ремонт.
При этом управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества.
Учитывая наличие у ответчика, как собственника помещения площадью 110,9кв.м., обязанности по оплате проведения работ по установке узла учета, а также отсутствия доказательств оплаты стоимости этих работ, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении требования ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" о взыскании с ответчика 6 347 руб. 36 коп. расходов на оплату работ по установке прибора учета.
Несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в указанной выше части (п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269 (пунктом 2), 270 (п. 3 ч. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 05 ноября 2013 года по делу N А03-7261/2013 отменить в части отказа в удовлетворении иска и взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" государственной пошлины в сумме 348 руб., изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с муниципального образования - городской округ г. Барнаул в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, г. Барнаул (ОГРН 1022201770381, ИНН 2202000060) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района", г. Барнаул (ОГРН 1102223007490, ИНН 2223577620) 36 571 руб. 28 коп. долга.
Взыскать с муниципального образования - городской округ г. Барнаул в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усенко |
Судьи |
К.Д. Логачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7261/2013
Истец: ООО "ДЕЗ-2" Ленинского района
Ответчик: МО "Город Барнаул" в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула
Третье лицо: Борцовский Д А, ИП Боровицкий Д. А., Козлова И. В., Барнаульский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация"