город Ростов-на-Дону |
|
20 марта 2014 г. |
дело N А53-23816/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
от истца - представитель Тарчоков А.Ю. по доверенности от 14.06.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Производственно-строительная фирма "Кубаньремпуть" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2014 по делу N А53-23816/2013
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчику - ООО Производственно-строительная фирма "Кубаньремпуть"
о взыскании платы за пользование вагонами
принятое в составе судьи Бирюковой В.С.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная фирма "Кубаньремпуть" о взыскании задолженности в размере 184172 руб. 04 коп.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 03.02.2014 (в редакции определения от 07.02.2014) иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 184172 руб. 04 коп. платы за пользование вагонами.
Решение мотивировано тем, что вагоны, прибывшие на станцию Абинская СКЖД в адрес ответчика на путь необщего пользования поданы 02.12.2012 в 10 час. 00 мин. вагоны, вагоны выгружены 01.11.2012 в 14 час. 00 мин. После выгрузки вагоны поставлены в отстой для оформления перевозочных документов, в связи с отсутствием на лицевом счете ответчика денежных средств, необходимых для оплаты. Факт и время простоя вагонов отражен в акте общей формы N 2/514 от 08.11.2012. Плата за пользование вагонами начислена на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта начислена правомерно.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что плата за пользование вагонами на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации взыскана необоснованно. В материалы дела истцом не представлены доказательства принадлежности вагонов. Заявитель указал на то, что спорные вагоны являются единым специальным подвижным составом необходимым для выполнения договора подряда, заключенного с ОАО "РЖД". Стоимость использования вагонов входит в стоимость подлежащих выполнению работ. Срок выполнения работ по договору - до 31.12.2012, взыскание платы за период выполнения работ необоснованно. Истцом не представлено доказательств направление актов общей формы в адрес ответчика.
Кроме того, заявитель сослался на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ООО "ПСФ "Кубаньремпуть" не явился. Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Представитель истца в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные, просил решение оставить без изменения.
В приобщении отзыва на апелляционную жалобу отказано, поскольку истцом не представлено доказательств направления копии отзыва ответчику.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 08.04.2009 между сторонами заключен договор на организацию расчетов N 1908/04-09 (л.д. 6-11), который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату по которым осуществляет клиент. Договор применяется также к отношениям сторон, возникающим на основе заключенных между сторонами договоров (соглашений, контрактов и пр.), связанных с перевозкой грузов, в части проведения расчетов между сторонами (пункт 1.4).
В адрес ООО "ПКФ "Кубаньремстрой" на станцию Абинская СКЖД 02.11.2013 прибыло 15 вагонов с грузом - решетка путевая (звенья верхнего строения пути на шпалах).
Вагоны поданы перевозчиком на путь необщего пользования ООО "Абинский ЭлектроМеталлургический завод" для выгрузки. Вагоны находились на пути необщего пользования с 14 час. 00 мин. 02.11.2012 по 09 час. 00 мин. 08.11.2012 (139 часов), что отражено в актах общей формы N 2/514 и N 2/530 (л.д. 12-13).
От подписи актов общей формы на простой вагонов представитель грузополучателя - ООО "ПКФ "Кубаньремпуть" отказался, о чем составлены акты общей формы N 2/531 от 08.11.2012, N 2/532 от 08.11.2012 (л.д. 14-15).
На основании указанных актов общей формы по ставкам таблицы 9 тарифного руководства N 2 ОАО "РЖД" произвело расчет платы за пользование вагонами в размере 184172 руб. 04 коп.
В связи с неисполнением грузополучателем обязательств по оплате задолженности, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В статье 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя от подписания документов, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, грузополучатель должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
В данном случае составленные перевозчиком акты общей формы со стороны ООО "ПКФ "Кубаньремпуть" не подписаны. Отказ от подписания актов зафиксирован в соответствующих актах общей формы.
Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, может быть взыскана при условии принадлежности вагонов на праве собственности или ином вещном праве перевозчику, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими дороге.
Данная правовая позиция высказана в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08.
Принадлежность спорных вагонов ОАО "РЖД" подтверждена представленными в материалы дела справками Автоматизированного банка данных грузовых вагонов (л.д. 68-84), в связи с чем отклоняется ссылка заявителя жалобы на отсутствие доказательств принадлежности спорных вагонов.
Расчет платы произведен по сведения актов общей формы N 2/514 от 02.11.2012, N 2/530 от 08.11.2012, и ведомости подачи и уборки вагонов N 113003 (л.д. 85-86).
В ведомости подачи и уборки вагонов также указано на принадлежность вагонов - собственные.
Довод заявителя жалобы на то, что груз в спорных вагонах поступил в целях исполнения обязательств по договору N Д-30-12-ПМС-51/СКавДРП от 08.10.2012, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Исполнение обязательств по гражданско-правовому договору не освобождает ответчика от исполнения обязанности, предусмотренной Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Ссылка заявителя жалобы на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, так как законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора данной категории, договорные отношения между сторонами отсутствуют.
В статье 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрен обязательный досудебный порядок только в отношении исков к перевозчикам, то есть к ОАО "РЖД".
При таких условиях, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2014 по делу N А53-23816/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Еремина О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23816/2013
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: Производственно-строительная фирма "Кубаньремпуть" (общество с ограниченной ответственностью)
Третье лицо: ОАО "РЖД"Северо+Кавказская ж. д. , Сев-Кав ТЦФТО, ООО ПСФ "Кубаньремпуть"