город Ростов-на-Дону |
|
20 марта 2014 г. |
дело N А32-33886/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Г.А. Сурмаляна, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ковалёвой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности - Байса Т.А.
от заинтересованных лиц: представители не явились (извещены надлежащим образом)
от третьего лица: представитель не явился (извещено надлежащим образом)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы крестьянского (фермерского) хозяйства "Алтай"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2013 и дополнительное решение от 11.12.2013 г. по делу N А32-33886/2012 по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства "Алтай"
к заинтересованным лицам Администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района; Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, администрации муниципального образования Приморско-Ахтарского района
при участии третьего лица Департамента имущественных отношений Краснодарского края
о признании отказов незаконными,
принятое в составе судьи Данько М.М.
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Алтай" (далее - хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района; администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, администрации муниципального образования Приморско-Ахтарского района, в котором просило:
- признать незаконными отказы заинтересованных лиц по делу в предоставлении хозяйству в аренду сроком не менее чем на 10 лет земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления (расширения) деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с соблюдением порядка, установленного ст. 34, ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), специального порядка, предусмотренного ст. 12 Закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - закон N 74-ФЗ);
-обязать заинтересованных лиц по делу принять решения о предоставлении в аренду хозяйству сроком на 10 лет земельных участков сельскохозяйственного назначения для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства:
с кадастровым номером 23:25:0305000:153, площадью 361949 кв.м. (36,1949 га), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле VI, клетка 2;
с кадастровым номером 23:25:0305000:152, площадью 804006 кв.м. (80,4006 га), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле VI, клетка 3;
с кадастровым номером 23:25:0305000:155, площадью 827605 кв.м. (82,7605 га), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле VI, клетка 4;
с кадастровым номером 23:25:0305000:154, площадью 20612 кв.м. (2,0612 га) расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле И, клетка 2;
с кадастровым номером 23:25:0105000:137, площадью 229001 кв.м. (22,9001га), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле VII, клетка 3 и направить в адрес Крестьянского (фермерского) хозяйства "Алтай" ст. Бородинская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края проекты договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения.
- признать незаконными бездействия Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района относительно не оформления права собственности на земельные участки: с кадастровым номером 23:25:0305000:153, площадью 361949 кв.м (36,1949 га), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле VI, клетка 2; с кадастровым номером 23:25:0305000:152, площадью 804006 кв.м (80,4006 га), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле VI, клетка 3; с кадастровым номером 23:25:0305000:155, площадью 827605 кв.м (82,7605 га), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле VI, клетка 4; с кадастровым номером 23:25:0305000:154, площадью 20612 кв.м (2,0612 га), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле II, клетка 2;
- обязании Администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района оформить право собственности на земельные участки:
с кадастровым номером 23:25:0305000:153, площадью 361949 кв.м (36,1949 га), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле VI, клетка 2;
с кадастровым номером 23:25:0305000:152, площадью 804006 кв.м (80,4006 га), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле VI, клетка 3;
с кадастровым номером 23:25:0305000:155, площадью 827605 кв.м (82,7605 га), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле VI, клетка 4;
с кадастровым номером 23:25:0305000:154, площадью 20612 кв.м (2,0612 га), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле II, клетка 2;
- признании незаконными бездействия Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, относительно не оформления права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:25:0105000:137, площадью 229001 кв.м (22,9001 га), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле VII, клетка 3
- обязании Администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района оформить право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:25:0105000:137, площадью 229001 кв.м (22,9001 га), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах земель АОЗТ "Русь", отделение 3, поле VII, клетка 3 (т.3, л.д. 1-3).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент).
Решением от 24.06.13г. с учётом дополнительного решения от 11.12.13г. суд отказал хозяйству в удовлетворении заявленных требований, сославшись на отсутствие у заинтересованных лиц полномочий на предоставление спорных земельных участков в аренду или в собственность, поскольку хозяйство к администрациям за приобретением права собственности на спорные земельные участки не обращалось; администрации не обладают правом распоряжения спорными участками, так как они относятся к невостребованными земельным долям граждан и право собственности муниципальных образований на них в судебном порядке не признано; администрации принимают меры к получению данных участков в собственность в судебном порядке.
Не согласившись с принятыми судебными актами, хозяйство подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционные жалобы, в которых просит решение и дополнительное решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Жалобы мотивированы тем, что администрация не совершила достаточных и необходимых действий для получения в собственность спорных земельных участков, вследствие чего возникают препятствия в получении данных участков в аренду хозяйством. Со своей стороны хозяйство совершило все необходимые для этого действия, в том числе проведя за свой счёт межевание земельных участков. Учитывая статус КФХ у хозяйства, земельные участки приобретаются им в пользование не с торгов, а в заявительном порядке. Отказ заинтересованных лиц в предоставлении спорных участков в аренду по мотиву того, что после оформления на них права муниципальной собственности они будут предоставляться с торгов незаконен и в будущем может создать препятствия хозяйству в их получении для ведения деятельности КФХ в соответствии с п.1 ст. 81 ЗК РФ и ст. 12 закона N 74-ФЗ в заявительном порядке.
Администрации в отзывах на апелляционные жалобы просят решение и дополнительное решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность, поскольку у администраций отсутствуют полномочия по распоряжению спорными участками и администрациями принимались и принимаются меры по получению права собственности на спорные участки, сформированы и утверждены списки невостребованных земельных долей, во исполнение ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - закон N 101-ФЗ) поданы иски в суд о признании права муниципальной собственности на признанные невостребованными земельные доли земельных участков.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Заинтересованные лица и третье лицо по делу своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
Представитель хозяйства в судебном заседании настаивала на отмене решения и дополнительного решения суда первой инстанции, сославшись на приведённые в апелляционных жалобах доводы.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для удовлетворения апелляционных жалоб по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Алтай" обратился с заявлениями от 13.06.2012 в Администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район, Администрацию Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района (повторно 02.10.2012 г. N 21-юр-А-19) и Администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района о предоставлении на основании ст. 12 закона N 74-ФЗ в аренду сроком не менее чем на 10 лет земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления (расширения) деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку хозяйство использует испрашиваемые в аренду земельные участки на основании заключенных сделок.
Администрации своими письмами сообщили главе хозяйства, что на дату изготовления ответа ими проводится работа по оформлению права собственности на спорные земельные участки за соответствующими публичными образованиями.
Полагая данные отказы незаконными, а так же, что администрации не создали необходимых правовых предпосылок для получения права на распоряжение истребуемыми хозяйством земельными участками, хозяйство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о том, что заявленные хозяйством требования не подлежат удовлетворению ввиду того, что администрации не обладают правом распоряжения спорными участками, так как они относятся к невостребованными земельным долям граждан и право собственности муниципальных образований на них в судебном порядке не признано; администрации принимают меры к получению данных участков в собственность в судебном порядке.
Так требования о предоставлении спорных земельных участков в аренду хозяйство обосновало ссылками на ст. 12 закона N 74-ФЗ, указав, что земельные участки, используемые хозяйством в своей деятельности, необходимы ему для расширения деятельности КФХ.
При рассмотрении дела суде первой инстанции установил и подтверждается материалами дела, что истребуемые хозяйством земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения образованы за счет площади, приходящейся на невостребованные (собственниками) земельные доли, в границах ряда хозяйств.
В силу положений ст. 12.1 закона N 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд, либо земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии с пунктом 8 указанной нормы орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном данной статьей порядке невостребованными.
Учитывая, что на дату обращения хозяйства администрации с требованиями о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в суд не обращалась, и на дату рассмотрения спора иски администраций о признании права собственности не рассмотрены по существу и право собственности граждан в установленном порядке не прекращено, администрации, выступающие заинтересованными лицами по делу, не вправе распоряжаться спорным земельным участком, в том числе и предоставлять его для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства заявителю по настоящему делу.
Сходная позиция по тождественному вопросу, высказанная ФАС СКО в постановлении по делу N А63-9682/2012 признана не противоречащей закону определением ВАС РФ от 28.06.13г. N ВАС-7808/13.
Суд апелляционной инстанции так же не находит оснований для вывода о бездействии администрации относительно оформления права собственности на испрашиваемые земельные участки.
Процедура оформления права муниципальной собственности на земельные участки из невостребованных земельных долей включает себя выявление данных долей - составление списков лиц, имеющих право на данные доли, выяснения вопросов о том, заявляют ли данные лица на них права, имеются ли у них наследники (в случае смерти) формирование земельных участков из невостребованных долей и обращение в суд за признанием собственности на них. Эти процедуры объективно занимают длительное время.
Изучив предоставленную заинтересованными лицами информацию о мерах, которые принимались ими по оформлению спорных земельных участков в муниципальную собственность (отзывы, хронологические справки с подтверждающими документами, т.4, л.д. 128-151, 173-232), суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что администрациями не было допущено незаконного бездействия в данной части - утверждены схемы расположения земельных участков, сформированы и опубликованы в средствах массовой информации, списки лиц, земельные доли которых могут быть невостребованными (направлены запросы нотариусам, в Управление Росреестра, в архивный отдел администраций), подготовлены и поданы иски в суд о признании права муниципальной собственности на спорные участки. Ввиду изложенного оснований для признания незаконным бездействия администраций по неоформлению права муниципальной собственности на спорные участки не имелось.
Возражения хозяйства против указания в оспариваемых в деле отказах заинтересованных лиц по делу на передачу в будущем (после получения регистрации права на спорное имущество за муниципалитетом) спорных земельных участок в аренду через процедуру торгов правомерно отклонены судом первой инстанции со ссылкой на то, что оспариваемая информация не подпадает под положения статьи 201 АПК РФ о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих должностные полномочия. Эта информация не реализована в действительности и относится к вероятным действиям администраций в будущем времени.
В случае, если администрации предпримут реальные действия по предоставлению права аренды на спорные участки на торгах хозяйство имеет право оспорить данные реальные действия в судебном порядке. На данный момент - это намерения лица, не обладающего правом распоряжения земельными участками.
Относительно позиции хозяйства о том, что спорные участки должны предоставляться хозяйству в заявительном порядке на основании ст. 12 закона N 74-ФЗ, ст. 81 ЗК РФ без проведения процедуры проведения торгов суд апелляционной инстанции учитывает, что по сходному правовому вопросу имеется определение ВАС-7865/13 от 09.09.2013 г. о передаче в Президиум ВАС РФ дела N А76-6588/2012, в котором рассматривался вопрос о том, в каком режиме предоставляются КФХ земельные участки, необходимые для развития КФХ - в общем, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ - с проведением торгов, или в специальном - заявительном, предусмотренном ст. 12 закона N 74-ФЗ, ст. 81 ЗК РФ. Данное дело рассмотрено Президиумом ВАС РФ 19.11.2013 г., оглашена резолютивная часть постановления. В полном объёме постановление на сайте ВАС РФ в сети Интернет на данный момент не опубликовано.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения и дополнительного решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба хозяйства на решение суда отклоняется. В соответствии со ст. 110 АПК РФ на хозяйство относятся расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционных жалоб в размере 1000 руб. за каждую жалобу (всего - 2000 руб.), в связи с чем хозяйству из федерального бюджета подлежат возвращению 2000 рублей, излишне уплаченных за подачу апелляционных жалоб по платёжному поручению N 40 от 12.02.2014 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2013 г. и дополнительное решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета КФХ "Алтай", ИНН 2347002819, 2000 (две тысячи) рублей, излишне уплаченных за подачу апелляционных жалоб по платёжному поручению N 40 от 12.02.2014 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33886/2012
Истец: КФХ "Алтай"
Ответчик: Администрация Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района, Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район, Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, администрация Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района, Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, МО Администрация Приморско- Ахтарский район