г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2014 г. |
Дело N А56-59098/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей О.И. Есиповой, Л.В. Зотеевой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С. Федосеевой (до перерыва), И.Г. Брюхановой (после перерыва)
при участии:
от истца (заявителя): представителей Д.С. Бондарюк (доверенность от 01.07.2013), генерального директора Н.А. Шпилькова
от ответчика (должника): представителей В.М. Мишкина (доверенность от 23.01.2014), П.В. Иноземцева (доверенность от 23.01.2014), В.А. Айберс (доверенность от 09.01.2014), Д.Ю. Гурецкой (доверенность от 09.01.2014)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2077/2014) Северо-Западного ТУ ФА по рыболовству на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2013 по делу N А56-59098/2013 (судья Т.В. Галкина), принятое
по иску (заявлению) ООО "Экватор+"
к Северо-Западному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экватор+" (адрес: 188532, Ленинградская область, Ломоносовский р-н, пгт.Лебяжье, ул.Приморская, д.64, ОГРН 1104720000131) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании недействительным решения Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (адрес: 191014, Санкт-Петербург, Манежный пер., д.14) (далее - Управление, ответчик) N 3764/02 от 11.09.2013 об отказе во внесение изменений в разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также обязании ответчика исключить слова "Прилов видов, общий допустимый улов которых устанавливается (сельдь балтийская (салака), шпрот (килька), судак) составляет 0,00%" из следующих разрешений:
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1453, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1454, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1455, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1456, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1457, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1458, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1459, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1460, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1461, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1462, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1463, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1464, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1465, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1466, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1467, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1468, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1469, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1470, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1471, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012;
- Разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 78 2013 02 1452, выданное ООО "Экватор+" Северо-Западным территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству 20.12.2012.
Решением от 17.12.2013 суд удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме, признал недействительным решение Управления N 3764/02 от 11.09.2013, обязал ответчика исключить слова "Прилов видов, общий допустимый улов которых устанавливается (сельдь балтийская (салака), шпрот (килька), судак) составляет 0,00%" из разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, перечисленных с заявлении. В соответствии со статьей 110 АПК РФ суд взыскал с Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству в пользу ООО "Экватор+" расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.. Суд пришел к выводу о том, что, поскольку федеральным органом исполнительной власти не установлен общий допустимый улов биоресурсов, то вывод Управления о том, что он равен нулю, основании на расширительном толковании ответчиком понятия допустимого улова. Так же суд указал, что поскольку при вылове разрешенных видов рыбы (на которые получены объемы биоресурсов и разрешения) непроизвольно может произойти прилов иных видов рыб, которые не представляется возможным отсортировать до стадии вылова, полный запрет на вылов указанных видов биоресурсов может повлечь применение государственных санкций.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Управление просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на то, что добыча (вылов) спорных биоресурсов (сельдь балтийская, шпрот, судак) осуществляется хозяйствующими субъектами на основании квот, установленных Комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области приказом от 17.11.2008 N 161. Среди пользователей водными биоресурсами, за которыми закреплены доли квот добычи (вылова) данных биоресурсов, ООО "Экватор+" отсутствует, следовательно, у данного юридического лица отсутствует право осуществлять промышленное рыболовство в отношении данных биоресурсов. Запись в выданных Обществу разрешениях "Прилов видов, общий допустимый улов которых устанавливается (сельдь балтийская (салака), шпрот (килька), судак) составляет 0,00%" является уведомительной и не требует согласований с Министерством сельского хозяйства. Данное уведомление является препятствием, не позволяющим вылавливать спорные виды водных биоресурсов в отсутствие каких-либо правовых оснований.
Также ответчик оспаривает принятое по делу решение в части взыскания с него государственной пошлины, оплаченной заявителем при обращении с заявлением в суд, указывая на то, что в соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации он освобожден от уплаты государственной пошлины.
В судебном заседании представители Управления доводы апелляционной жалобы поддержали, представители Общества возражали против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 9 сентября 2013 года заявитель обратился в Управление с заявлениями о внесении изменений в разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, поскольку в данных разрешениях указано на то, что прилов видов, общий допустимый улов которых устанавливается (сельдь балтийская (салака), шпрот (килька), судак) составляет 0,00%. В заявлении о внесении изменений Общество просило исключить данную информацию из разрешений (л.д.22-41).
Решением N 3764/02 от 11.09.2013 Управление отказало во внесении изменений в разрешения на добычу водных биологических ресурсов ввиду несоответствия поданных заявлений действующему законодательству (л.д.42).
Общество посчитало отказ неправомерным и оспорило его в арбитражном суде.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд без достаточных оснований удовлетворил заявленные Обществом требования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Статьей 15 Закона N 166-ФЗ установлено, что рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Закона N 166-ФЗ под общим допустимым уловом понимается научно обоснованная величина годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида в определенных районах, установленная с учетом особенностей данного вида.
Рыболовство осуществляется в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, или в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается (часть 5 статьи 16 Закона N 166-ФЗ).
Частью 6 статьи 16 Закона N 166-ФЗ предусмотрено, что объем добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, определяется по заявлению лица, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Таким образом, действующим законодательством не разрешен вылов водных биологических ресурсов в отсутствие какого-либо права.
Частью 1 статьи 31 Закона N 166-ФЗ предусмотрено, что промышленные квоты и прибрежные квоты, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов распределяются между лицами, указанными в статьях 19 и 20 настоящего Федерального закона и осуществляющими рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера), путем заключения с ними договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на десять лет на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) такими лицами водных биоресурсов за девять лет, предшествующих расчетному году.
Порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 31 Закона N 166-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 N 611 утверждены Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства.
Данное Постановление предусматривает заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Во исполнение Постановления N 611 приказом Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области от 17.11.2008 N 611 утверждены доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (шпрот, сельдь балтийская, судак) для осуществления прибрежного рыболовства в Балтийском море и Финском заливе до 2018 года 19 пользователям.
ООО "Экватор+" не является юридическим лицом, за которым закреплены доли квот добычи (вылова) спорных биологических ресурсов. Следовательно, у него отсутствует право осуществления промышленного рыболовства в отношении данных видов водных биологических ресурсов.
В соответствии со статьей 29.2 Закона N 166-ФЗ при осуществлении рыболовства в отношении определенных видов водных биоресурсов допускается добыча (вылов) иных видов водных биоресурсов в объеме, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (разрешенный прилов).
Указанные в части 1 настоящей статьи виды водных биоресурсов подлежат возвращению в среду обитания в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Ссылаясь на отсутствие законодательно установленного объема разрешенного прилова спорных биологических ресурсов, Общество указывает на возможность их прилова при осуществлении промышленного рыболовства в отношении разрешенных видов.
Между тем, пунктом 13.1 Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Росрыболовства от 10.12.2008 N 393, предусмотрено, что пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов:
без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и без выделенной квоты (объема) добычи (вылова) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
с превышением выделенных им квот (объемов) добычи (вылова) по районам добычи (вылова) и видам водных биоресурсов и объемам разрешенного прилова.
В силу пункта 13.9 Правил пользователи водными биоресурсами не вправе выбрасывать добытые водные биоресурсы, разрешенные для добычи (вылова), за исключением любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого по принципу "поймал-отпустил", а также рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, если добытые (выловленные) водные ресурсы не соответствуют по своим биологическим характеристикам целям данного вида рыболовства.
В случае вылова запрещенных видов водных биоресурсов либо превышения допустимого прилова водных биоресурсов, не указанных в разрешении, они должны, независимо от состояния, выпускаться в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями.
При этом пользователь обязан в случаях вылова запрещенных видов водных биоресурсов либо превышения разрешенного прилова водных биоресурсов, не указанных в разрешении, на которые установлен общий допустимый улов (далее - ОДУ):
сменить позицию добычи (вылова) (трасса следующего траления либо позиция следующего замета, постановки орудий добычи (вылова) и т.д. должна отстоять не менее чем на 5 морских миль (для морских районов) и не менее чем 0,5 км (во внутренних водах, включая внутренние морские воды) от любой точки предыдущего траления, замета, постановки и т.д.);
прекратить добычу (вылов) водных биоресурсов на данном рыбопромысловом участке и снять орудия добычи (вылова) либо привести их в нерабочее состояние. Возобновление добычи (вылова) водных биоресурсов на данном месте возможно только на основании разрешения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов;
отразить свои действия в судовых документах и промысловом журнале и направить данную информацию в территориальные органы Росрыболовства. В случае если в течение 1 суток после направления информации район, в котором производилась добыча (вылов), не закрывается для рыболовства, пользователь может вернуться на исходную позицию добычи (вылова).
Согласно пункту 17.7.2 Приказа Росрыболовства от 10.12.2008 N 393 (в ред. от 17.04.2012, с изм. от 18.04.2013) "Об утверждении Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна" разрешенный прилов всех водных биоресурсов, не поменованных в разрешении и на которые ОДУ не установлен, одновременно с добычей (выловом) видов водных биоресурсов, указанных в разрешении на добычу (вылов), допускается не более 49% по весу от общего улова разрешенных видов за промысловое усилие.
Между тем, в отношении спорных биоресурсов Приказом Минсельхоза РФ от 31.10.2012 N 571 установлен объем общего допустимого улова (ОДУ) в Западном рыбохозяйственном бассейне, включающем Финский залив и Балтийское море, следовательно, пункт 17.7.2 Приказа Росрыболовства в данном случае не применим.
Запись в разрешениях Общества "Прилов видов, общий допустимый улов которых устанавливается (сельдь балтийская (салака), шпрот (килька), судак) составляет 0,00%" носит уведомительный характер, поскольку законные оснований для добычи данных водных биологических ресурсов (закрепленная квота, договор на вылов) у заявителя отсутствуют.
В обоснование своей позиции Управлением представлены отчеты ООО "Экватор+" за 2012 и 2013 год, из которых следует, что при отсутствии данной фразы в разрешениях Общества в 2012 году им за отчетный период был осуществлен вылов судака в количестве 1,140 тонн без каких-либо законных оснований.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Управление соответствует нормам законодательства, регламентирующего спорные правоотношения.
Вывод суда первой инстанции о том, что виды биологических ресурсов, в отношении которых не определен общий допустимый улов, улов которых не ограничен в соответствии со статьями 26 и 27 Закона N 166-ФЗ, могут добываться без законодательно установленного ограничения, противоречит данным правовым нормам.
Принятое по делу решение подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ) с вынесением по делу судебного акта об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ оплаченная при обращении в суд первой инстанции государственная пошлина в сумме 2000 руб. возлагается на Общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 декабря 2013 года по делу N А56-59098/2013 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Экватор+" (188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, пгт Лебяжье, ул. Приморская, д.64, ОГРН 1104720000131) в удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59098/2013
Истец: ООО "Экватор+"
Ответчик: Северо-Западное территориальное управление федерального агентства по рыболовству