20 марта 2014 г. |
Дело N А79-7948/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.12.2013
по делу N А79-7948/2013,
принятое судьей Юрусовой Н.В.
по заявлению общественной организации "Федерация футбола города Чебоксары" (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Эгерский б-р, д. 26; ИНН 2127324465, ОГРН 1032100002307) о признании незаконным бездействия администрации города Чебоксары,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации города Чебоксары- Борисова А.В. по доверенности от 30.12.2013 N 29/01-8919 сроком действия до 31.12.2014,
и установил:
общественная организация "Федерация футбола города Чебоксары" (далее - Федерация футбола г.Чебоксары, общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.Чебоксары (далее - орган местного самоуправления), выразившегося в непредоставлении в аренду сроком на 11 месяцев в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:010201:19 и 21:01:010201:0011, расположенных по адресу: г.Чебоксары, пр. М.Горького, д. 2 "К".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.12.2013 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемоме бездействие администрации г.Чебоксары признано незаконным. В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления в месячный срок с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении общественной организации испрашиваемых земельных участков в аренду сроком на 11 месяцев, подготовить проект договора аренды и направить его в адрес Федерации футбола г.Чебоксары с предложением о его заключении. Одновременно суд взыскал с администрации г.Чебоксары в пользу общественной организации "Федерация футбола г.Чебоксары" судебные расходы в сумме 2000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г.Чебоксары обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельства, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
По мнению органа местного самоуправления, суд первой инстанции не принял во внимание факт нахождения общественной организации в договорных отношениях с администрацией г.Чебоксары, из чего следует, что договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:010201:19 и 21:01:010201:11 считается заключенным на неопределенный срок на условиях, согласованных договором от 31.12.2010 N 2/4830-м.
В судебном заседании представитель администрации г.Чебоксары поддержал доводы апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу Федерация футбола г.Чебоксары указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения; ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что 31.12.2010 администрация г.Чебоксары (арендодатель) и общественная организация "Федерация футбола г.Чебоксары" (арендатор) заключили договор N 2/4830-М аренды земельного участка площадью 35 011 кв.м, кадастровый номер 21:01:010201:11, и земельного участка площадью 7326 кв.м, кадастровый номер 21:01:010201:19, расположенных по адресу: г.Чебоксары, пр.М.Горького, для завершения строительства спортивного комплекса. Срок действия договора предусматривался с 23.11.2010 до 17.11.2011.
Распоряжением от 05.10.2011 N 2582-р орган местного самоуправления утвердил акт приемки от 22.08.2011 и разрешение на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта "Спортивный комплекс "Старт", расположенного по проспекту М.Горького, д.2 "К" в г.Чебоксары от 21.09.2011 N RU 21304000 - "62с", построенного заказчиком - ОО "Федерация футбола г.Чебоксары" и генеральным подрядчиком - ООО "Тройка-строй" по проекту, разработанному ООО "Архитектурная фирма "Сфера".
11.07.2013 за общественной организацией "Федерация футбола г.Чебоксары" зарегистрировано право собственности на "Спортивный комплекс "Старт", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.09.2013 N 00/003/2013-25553.
19.07.2013 общественная организация "Федерация футбола г.Чебоксары" обратилась в администрацию г.Чебоксары с заявлением о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:010201:19 и 21:01:010201:11 в аренду на 11 месяцев.
Бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в нерассмотрении заявления и непринятии решения по нему, послужило основанием для обращения Федерации футбола г.Чебоксары в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации администрация г.Чебоксары, как орган местного самоуправления, является уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Такой перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
Суд первой инстанции установил, что ОО "Федерация футбола г.Чебоксары" завершила строительство спортивного комплекса и в настоящее время ей принадлежит на праве собственности объект недвижимости - "Спортивный комплекс "Старт", расположенный по адресу: г.Чебоксары, пр.М.Горького, д.2 "К", что подтверждено документально и не оспаривается органом местного самоуправления.
Спортивный комплекс расположен на земельном участке площадью 35 011 кв.м, кадастровый номер 21:01:010201:11, и земельном участке площадью 7326 кв.м, кадастровый номер 21:01:010201:19, которые формировались и предоставлялись в аренду для завершения строительства спортивного комплекса, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами от 18.10.2011 N 21/301/11-91912 и N 21/301/11-11-91992.
При обращении в администрацию г.Чебоксары с заявлением от 19.07.2013 о предоставлении в аренду обозначенных земельных участков в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации общественная организация представила все необходимые документы, предусмотренные действующий законодательством.
Обратное утверждение администрации г.Чебоксары в апелляционной жалобе признается судом несостоятельным, основанным на неверном толковании содержания Приказа Минэкономразвития N 475.
Реализация Федерацией футбола г.Чебоксары права на аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположен принадлежащий общественной организации объект недвижимого имущества, порождает у органа местного самоуправления обязанность совершить действия, направленные на выполнение законных требований заявителя.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" дано разъяснение о том, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Администрация г.Чебоксары наделена полномочиями и обязана рассмотреть заявление общественной организации о приобретении в аренду земельных участков, принять соответствующее решение и совершить иные действия либо провести мероприятия, направленные на реализацию требования Федерации футбола г.Чебоксары об аренде земельных участков.
Основания для отказа в передаче земельных участков в аренду предусмотрены в статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации администрация г.Чебоксары не приняла в установленный законом срок решение по заявлению общественной организации "Федерация футбола г.Чебоксары", что свидетельствует о проявлении с ее стороны незаконного бездействия.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что согласно части 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с частью 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Со своей стороны Федерация футбола в г.Чебоксары представила в материалы дела заключение ООО "Земля" от 18.12.2013, в соответствии с которым для обеспечения функционирования "Спортивного комплекса "Старт" как единого комплекса, состоящего из разнородных элементов, объединенных общим функциональным назначением, необходим земельный участок в суммарных границах и площади существующих двух земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:010201:19 и 21:01:010201:0011; уменьшение площади земельного участка путем раздела не допускается, поскольку приведет к невозможности эксплуатации спорткомплекса как единого объекта.
Следовательно, общественная организация обосновала необходимость предоставления ей в аренду для эксплуатации спортивного комплекса земельного участка в испрашиваемом размере. Доказательств того, что для эксплуатации объекта недвижимости необходим земельный участок меньшей площадью, суду не представлено.
Наличие иных обстоятельств, препятствующих принятию положительного решения по заявлению общественной организации, администрация г.Чебоксары документально не подтвердила, а суд не установил.
Ссылка органа местного самоуправления на продолжение действия договора аренды земельных участков от 31.12.2010 N 2/4830-М признается судом несостоятельной, поскольку цель, для которой заключался договор аренды, достигнута; до 17.11.2011 спортивный комплекс построен, введен в эксплуатацию и впоследствии в отношении него зарегистрировано право собственности.
Вопрос о разрешенном использовании земельных участков и его изменении разрешается в соответствии с правилами статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и это обстоятельство, по мнению суда апелляционной инстанции, также не препятствует принятию положительного решения по заявлению общественной организации.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что факт установленного в ходе рассмотрения дела незаконного бездействия органа местного самоуправления, подтверждается представленными в материалы дела надлежащими доказательствами.
Оспариваемое бездействие не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление ОО "Федерация футбола в г.Чебоксары".
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность своего бездействия.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав общественной организации.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба администрации г.Чебоксары признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.12.2013 по делу N А79-7948/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.12.2013 по делу N А79-7948/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7948/2013
Истец: Общественная организация "Федерация футбола г. Чебоксары"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики