г. Санкт-Петербург |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А21-7643/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: И.Г.Брюхановой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1856/2014) Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.12.2013 по делу N А21-7643/2013 (судья Генина С.В.), принятое
по иску (заявлению) открытого акционерного общества"33 судоремонтный завод"
к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Открытое акционерное общество "33 судоремонтный завод" (ОГРН 1083925036744; место нахождения: Калининградская область, г.Балтийск, Русская набережная, д. 2; далее - ОАО "33 СРЗ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (ОГРН 1023900773192; место нахождения: г.Калининград, Советский пр., 13; далее - Служба, административный орган) от 26.08.2013 N 33т-04-54, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 06.12.2013 заявление Общества удовлетворено; оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Служба, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда от 06.12.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) от 28.06.2013 N 33-т Службой проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО "33 СРЗ", в том числе с целью контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации по регулируемым видам деятельности за 2012- 2013 годы.
По результатам проверки составлен акт N 33т-01-28 от 26.07.2013, в котором отражено, что Обществом допущено, в том числе, нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1140 "Об утверждении Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии" (далее - Стандарты раскрытия информации), приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 08.06.2010 N 29-01т/10 "Об утверждении форм раскрытия информации организациями коммунального комплекса".
Как указано в разделе 4 "Стандарты раскрытия информации" акта проверки N 33т-01-28 от 26.07.2013 (листы 7-8 акта) "Информация, подлежащая раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации, Обществом раскрывалась в сети Интернет МО городского поселения "Город Балтийск" по адресу: Балийск39.РФ.
Анализ размещенной информации показал следующее:
Обществом на указанном сайте не опубликована информация:
- об условиях договоров на подключение к системе теплоснабжения на 2013 г.
- о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения.
Указанная информация в соответствии с пп. 19, 20 и 21 Стандартов раскрытия информации должна быть опубликовала не позднее 30 дней со дня принятия решения об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования. Так как приказ N 121-01т/12, установивший тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "33 СРЗ" на 2013 год принят Службы от 14.12.2012 г., срок для размещения указанной информации закончился 14.01.2013 г.;
- об инвестиционный программах (их отсутствии) и отчетах об их реализации за 2012 год.
Указанная информация в соответствии с пп. 16, 21 Стандартов раскрытия информации подлежала размещению не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы. Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ организации обязаны представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Таким образом, срок размещения на сайте перечисленной информации закончился 30.04.2013 г.;
- о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам организаций, а также о ходе реализации заявок на подключение к системе теплоснабжения.
Указанная информация в соответствии с пп. 18, 21 Стандартов раскрытия информации должна раскрываться ежеквартально.
Как следует из пояснительной записки Общества от 08.07.2013 г., в печатных СМИ информация в соответствии со Стандартами раскрытия информации ОАО "ЗЗ "СЗР" не опубликовывалась в связи с отсутствием денежных средств и наличием задолженности перед печатными СМИ.
В соответствии с п.п. 5, 12, 16, 18, 21 в официальных печатных изданиях подлежала опубликованию информация:
- о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам на 2013 год - не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования, то есть до 14.01.2013 г.;
- об инвестиционных программах (об их отсутствии) и отчетах об их реализации - не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа (надбавки) па очередной период регулирования, то есть до 14.01.2013 г., и не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерскою баланса в налоговые органы, то есть до 30.04.2013 г.;
-о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам организаций, а также о ходе реализации заявок на подключение к систем теплоснабжения - ежеквартально.
Не опубликование указанной выше информации на сайте в сети Интернет и в официальном печатном издании является нарушением требований п.п. "а", "б" пунктов 3,4 и 5 Стандартов раскрытия информации".
По факту выявленного правонарушения уполномоченным должностным лицом Службы 26.07.2013 в отношении Общества составлен протокол N 33т-02-55 об административном правонарушении и 26.08.2013 вынесено постановление N 33-т-04-54, которым ОАО "33 СРЗ" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.08.2013 N 3 3-т-04-54, которое было удовлетворено судом первой инстанции.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Службы и отмены решения суда от 06.12.2013 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса.
Статус заявителя отвечает понятию теплоснабжающей организации (пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"; далее - Закон N 190-ФЗ). При этом согласно постановлению Администрации МО городское поселение "Город Балтийск" от 11.01.2012 N 02 ОАО "33 СРЗ" является одной из ресурсоснабжающих организаций на территории городского поселения "Город Балтийск"; в качестве Единой теплоснабжающей организации МО городского поселения "Город Балтийск" определено МУП "Тепловые сети города Балтийска".
В соответствии с частью 9 статьи 7 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1140 утверждены Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии (далее - Стандарты N 1140).
Согласно пунктам 2 и 3 Стандартов N 1140 под раскрытием информации в названном документе понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.
Регулируемыми организациями информация раскрывается путем:
а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, и (или) в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, распространяемых в субъектах Российской Федерации и (или) муниципальных образованиях, на территории которых регулируемые организации осуществляют свою деятельность;
б) опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет регулируемой организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации;
в) предоставления информации на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее соответственно - потребители, регулируемые товары и услуги).
Разделом II Стандартов N 1140 (в редакции, действовавшей до 18.07.2013) были установлены стандарты раскрытия информации в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 11 в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии раскрытию подлежит информация: а) о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам); б) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности); в) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемых организаций и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества; г) об инвестиционных программах и отчетах об их реализации; д) о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе теплоснабжения; е) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг; ж) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения.
Конкретные сведения, подлежащие раскрытию в каждом блоке информации, поименованной в пункте 11 Стандартов N 1140, указаны в пунктах 12-20 Стандартов; сроки раскрытия такой информации в пункте 21 Стандартов N 1140.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования (вступили в силу с 18.07.2013), разделом II которых определены стандарты раскрытия информации регулируемыми организациями.
Как следует из оспариваемого постановления, Обществу вменено неопубликование на соответствующем сайте информации:
- об условиях договоров на подключение к системе теплоснабжения на 2013 год;
- о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения;
- об инвестиционных программах (их отсутствии) и отчетах об их реализации за 2012 год.
- о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам организаций, а также о ходе реализации заявок на подключение к системе теплоснабжения.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, из материалов дела об административном правонарушении, представленных Службой, следует, что в период проверки Общество представило пояснительную записку и информацию, которая была опубликована на сайте МО "Балтийского городского поселения" в сети Интернет (том 1 л.д.71-93). Из представленных сведений и распечатки следует, что Обществом была размещена в сети Интернет следующая информация:
- об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, где видом регулируемой деятельности Общества является выработка (некомбинированная выработка) и сбыт; из данной таблицы следует, что Общество не осуществляет других видов регулируемой деятельности (таких как передача тепловой энергии и подключение к системам теплоснабжения);
- форма "Условия публичных договоров поставок тепловой энергии, оказания услуг в сфере теплоснабжения, в том числе договоров на подключение к системе теплоснабжения", где указаны основные условия договора теплоснабжения;
- форма 1.2 "информация о тарифе на услуги по передаче тепловой энергии и надбавке к тарифу по передаче тепловой энергии" и 1.3 "информация о тарифах на подключение к системе теплоснабжения", где содержатся сведения об отсутствии установленных Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и подключение к системе теплоснабжения;
- форма 4 "Информация об инвестиционных программах и отчётах об их реализации", где указано, что инвестиционная программа отсутствует.
Вопрос наличия у Общества договоров на подключение к системе теплоснабжения, а также порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения, Службой не исследовался, как и вопрос подключения создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе теплоснабжения, наличия (отсутствия) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам.
Таким образом, заявителем была размещена на сайте в сети "Интернет" требуемая Стандартами N 1140 информация, иное административным органом не доказано, а соответственно не доказано и событие вмененного правонарушения по данному эпизоду.
Оспариваемым постановлением, Обществу также вменено неопубликование в официальных печатных изданиях информации:
- о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам на 2013 год;
- об инвестиционных программах (их отсутствии) и отчетах об их реализации;
-о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам организаций, а также о ходе реализации заявок на подключение к систем теплоснабжения.
Факт неопубликования указанной информации в официальных печатных изданиях заявителем не оспаривался.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, исходя из положений Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 (действующих с 18.07.2013), размещение информации в печатных изданиях в настоящий момент является добровольным и утратило обязательный характер.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
Поскольку на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого постановления обязанность размещения информации в печатных изданиях уже отсутствовала, указанные обстоятельства правомерно оценены судом первой инстанции, как дающие основание для применения положений статьи 1.7 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности по данному эпизоду.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление в связи с отсутствием правовых и фактических оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
Апелляционная коллегия соглашается с доводами Службы об ошибочности вывода суда первой инстанции о том, что вмененное Обществу правонарушение не представляет само по себе нарушения норм законодательства о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, для которого предусмотрен годичный срок привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Требования об обеспечении свободного доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и информации о регулируемых товарах и услугах организаций коммунального комплекса, за нарушение которых Общество подвергнуто административному наказанию, установлены Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (часть 5 статьи 8) и Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (части 4 и 5 статьи 3), являющимися титульными актами законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса соответственно.
Обязанность субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса обеспечивать свободный доступ к информации о своей регулируемой деятельности, товарах и услугах, установлена указанными законами в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса, открытости регулирования их деятельности, защиты интересов потребителей, что является приоритетной целью законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Учитывая изложенное, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ, составляет один год.
Вместе с тем, ошибочный вывод суда первой инстанции не привел в целом к принятию неправильного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 06.12.2013 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06 декабря 2013 года по делу N А21-7643/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7643/2013
Истец: ОАО "33 СРЗ", ОАО "33 судоремонтный завод""
Ответчик: Служба по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области