г. Санкт-Петербург |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А56-60276/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Сомовой Е.А., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): представителя Гуськовой О.В. по доверенности от 27.06.2013
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1626/2014) Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2013 по делу N А56-60276/2013 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
о признании недействительным решений в части
установил:
Открытое акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - ОАО "Морпорт СПб", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 09.07.2013 N 30 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, произведенных в связи с выплатами ежемесячного пособия по уходу за ребенком Кузнецовой В.В. и Тамашевой Е.А.; решения о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 09.07.2013 N 54 в части невключения в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходов, непринятых к зачету и уплаченных Кузнецовой В.В. и Тамашевой Е.А. в качестве ежемесячных пособий по уходу за ребенком; решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 09.07.2013 N 54 в части невключения в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации расходов, непринятых к зачету и уплаченных Кузнецовой В.В. и Тамашевой Е.А. в качестве ежемесячных пособий по уходу за ребенком, вынесенных филиалом N 24 государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Филиал N 24, ответчик).
Решением суда от 03.12.2013 заявление удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, полагая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Ответчик уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 11.03.2013 по 31.05.2013 Филиалом N 24 проведены проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств, также правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов - ОАО "Морпорт СПб" за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. По результатам проверок составлены акты от 17.06.2013 N 259 с/с, N259 н/с, N 259.
На основании данных актов 09.07.2013 Филиалом N 24 приняты решения:
- N 30 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 141 801 руб. 75 коп.;
- N 54 о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании абзаца 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в сумме 281 руб. 12 коп.; обществу предложено перечислить недоимку в сумме 24 676 руб. 70 коп. и пени в сумме 1 044 руб. 19 коп.;
- N 54 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в 1 570 руб. 54 коп.; обществу предложено уплатить недоимку в сумме 7 078 руб. 10 коп. и пени в сумме 5 207 руб. 54 коп.
Считая названные решения в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, произведенных в связи с выплатами ежемесячного пособия по уходу за ребенком Кузнецовой В.В. и Тамашевой Е.А. и в части невключения этих расходов в базу для начисления страховых взносов незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявление Общества обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) ОАО "Морпорт СПб" является страхователем по обязательному социальному страхованию.
Статьей 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Как установлено в подпункте 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ, страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В соответствии с частью 1 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) по заявлению работницы ей может быть предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Согласно части 1 статьи 13, части 1 статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) со дня предоставления указанного отпуска и до достижения ребенком возраста полутора лет работнице выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Ежемесячное пособие выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка, но не менее минимального размера этого пособия (часть 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ).
В части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 указанной статьи).
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (часть 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 343-ФЗ) установлено, что пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 343-ФЗ), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 343-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
Если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 6, 10, 11 Положения (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или за иные периоды, указанные в пунктах 10 и 11 Положения.
В случае если застрахованное лицо не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного периода в соответствии с пунктом 8 Положения (в частности, из расчетного периода исключаются периоды отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, отпуска без сохранения заработной платы), средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
В случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая. Согласно пункту 11.1 Положения в случае, если застрахованное лицо в течение периодов, указанных в пунктах 6, 10 и 11 названного Положения, не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
В пункте 15 Положения определено, что во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и застрахованным лицам, которым указанное пособие исчисляется в соответствии с пунктом 11.1 настоящего Положения.
Таким образом, из указанных норм следует, что если застрахованное лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, в течение 12 месяцев, предшествующих началу отпуска (либо в течение 12 месяцев, предшествующих наступлению предыдущего страхового случая), а также в месяце начала отпуска не имело периода работы и заработка, то средний заработок, необходимый для исчисления пособия по уходу за ребенком, определяется исходя из его должностного оклада.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведенных Филиалом N 24 проверок ОАО "Морпорт СПб" выявлены нарушения требований пункта 11.1, 15 Положения, в том числе и в отношении расчета пособий по уходу за вторым ребенком Кузнецовой В.В. и Тамашевой Е.А., выразившиеся в неправомерном, по мнению Общества, использовании при исчислении пособий тарифной ставки не только должностного оклада, но и персональной надбавки работниц.
Согласно пояснениям заявителя Тамашева Е.А. работает в ОАО "Морпорт СПб" с 06.08.2007 и находилась в отпуске по уходу за первым ребенком (с 31.08.2009 по 02.02.2010 - по беременности и родам, с 03.02.2010 по 09.05.2011 - по уходу за ребенком до 1,5 лет), по уходу за вторым ребенком (с 24.02.2011 по 13.07.2011 - по беременности и родам, с 14.07.2011 по 11.11.2012 - по уходу за ребенком до 1,5 лет).
Кузнецова В.В. принята на работу в ОАО "Морпорт СПб" по переводу 12.02.2007, находилась в отпуске по уходу за первым ребенком (с 12.02.2007 по 01.06.2008 - по уходу за ребенком до 1,5 лет, с 02.06.2008 - в отпуске без оплаты до достижения ребенком 3-х лет), по уходу за вторым ребенком (с 04.11.2008 по 08.04.2009 - по беременности и родам, с 09.04.2009 по 04.05.2010 - по уходу за ребенком до 1,5 лет).
На работу между рождением первого и второго ребенка Тамашева Е.А. и Кузнецова В.В. не выходили и заработка в этот период не имели, следовательно, согласно пункту 11.1 Положения средний заработок для пособия по уходу за вторым ребенком подлежал исчислению исходя из тарифной ставки установленного работнику разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления отпуска по уходу за ребенком.
На основании заявления Тамашевой Е.А. от 13.07.2011 обществом произведен расчет пособия по уходу за вторым ребенком по старым правилам (действующим до 01.01.2011). При расчете суммы пособия Кузнецовой В.В. и Тамашевой Е.А. использовались оклад работниц и их персональные надбавки, предусмотренные в пунктах 8.1 заключенных с ними трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно пояснениям заявителя обе составляющие оплаты труда работниц (оклад и персональные надбавки) - это фиксированные величины, которые не подлежат ежемесячным, ежеквартальным, ежегодным изменениям в зависимости от количества и качества труда в соответствии с условиями трудового договора и/или локальных нормативных актов и в их составе отсутствуют компенсационные, стимулирующие или социальные выплаты.
При этом расчет обществом суммы пособия по уходу за вторым ребенком Тамашевой Е.А. за сентябрь 2012 года с соблюдением требований Положения и Закона N 255-ФЗ установлен Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в решении от 24.04.2013 по делу N А56-1172/2013, оставленном без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2013 по названному делу. Суды, проанализировав условия трудового договора, заключенного обществом с Тамашевой Е.А., а также действующую у заявителя систему оплаты труда, пришли к выводу о том, что установленная работнице надбавка является составной частью оклада в смысле, придаваемом этому понятию статьей 129 ТК РФ, представляет собой фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц и не носит компенсационного или стимулирующего характера.
К аналогичным выводам суд первой инстанции пришел и в рамках настоящего дела в отношении произведенных обществом расчетов суммы пособия по уходу за ребенком Тамашевой Е.А. и Кузнецовой В.В. Установленная работницам надбавка является составной частью оклада в смысле, придаваемом этому понятию статьей 129 ТК РФ, представляет собой фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц и не носит компенсационного или стимулирующего характера.
Таким образом, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что доводы ответчика об обязанности общества использовать при расчете суммы пособия лишь оклада не основаны на нормах закона, общество правомерно при расчете суммы пособия использовало как сумму оклада, так и сумму персональной надбавки работниц.
С учетом изложенного суд правомерно посчитал заявленные требования общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2013 по делу N А56-60276/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-60276/2013
Истец: ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
Ответчик: Государственное учреждение-Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N24, СПБ РО Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3706/14
24.03.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1626/14
03.12.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-60276/13