Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 апреля 2008 г. N 4344/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Балахничевой Р.Г., Ксенофонтовой Н.А.,
рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Нижегородская электрическая компания" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Нижегородской области от 23.05.2007 по делу N А43-1759/2007-42-73, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.12.2007 по тому же делу по заявлению закрытого акционерного общества "Нижегородская электрическая компания" о признании незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Нижегородской области, выразившегося в уклонении от рассмотрения заявки на установление тарифа на покупку электроэнергии у гарантирующего поставщика на территории Нижегородской области - открытого акционерного общества "Нижегородская сбытовая компания". Также ЗАО "Нижегородская электрическая компания" просило обязать Региональную службу по тарифам Нижегородской области согласовать представленную заявку и установить указанный в ней тариф.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Нижегородская сбытовая компания" (далее - ОАО "НСК").
Суд установил:
решением от 23.05.2007, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При рассмотрении заявления суды руководствовались Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам России от 08.04.2005 N 130-э (далее - Регламент), Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).
Суды исходили из того, что ЗАО "Нижегородская электрическая компания" обратилось с заявлением в Региональную службу по тарифам Нижегородской области об установлении тарифа на покупку электрической энергии у ОАО "НСК" на 2007 год за пределами установленного законом срока и учли, что ЗАО "Нижегородская электрическая компания" не являлось организацией, к числу покупателей электрической энергии которой относятся граждане либо потребители, приравненные к этой категории.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов ЗАО "Нижегородская электрическая компания" (далее - ЗАО "НЭК") просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм материального и процессуального права.
Указанный довод заявителя суд надзорной инстанции полагает неосновательным.
Судами установлено, что решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - служба) от 20.12.2006 N 34/1 ЗАО "НЭК" отказано в установлении для тарифа на продажу электрической энергии на 2007 год. Также указанным решением для ЗАО "НЭК" не был установлен тариф на покупку электроэнергии у ОАО "НСК" на розничном рынке.
Полагая незаконным уклонение службы от установления тарифа на покупку электроэнергии (мощности), ЗАО "НЭК" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу положений Правил, Регламента необходимым условием для установления уполномоченным органом тарифа на электрическую (тепловую) энергию (мощность) для организации является подача заявления в установленный срок и в установленной форме с прилагаемыми документами.
Ссылка заявителя на своевременное направление в адрес службы заявления от 30.06.2006 N 778/08013 об установлении тарифа на покупку электроэнергии (мощности) у ОАО "НСК" на 2007 год, а также уточняющих расчетов и доказательств о заключении договора с гарантирующим поставщиком, противоречит фактическим обстоятельствам спора, установленным судами.
Суды установили, что в срок до 01.07.2006 ЗАО "НЭК" не представило в службу надлежащим образом оформленное заявление. Суд указал, что по смыслу и содержанию письма от 30.06.2006 N 778/08013 и приложенных к нему документов заявитель просил установить ему тариф на продажу электрической энергии. Вместе с тем в настоящем заявлении ЗАО "НЭК" соглашается с тем, что тариф для продажи им энергии своим потребителям не должен устанавливаться регулирующим органом. В то же время, ЗАО "НЭК" полагает, что для него должен устанавливаться индивидуальный тариф регулирующим органом.
Суды указали, что фактически требование об установлении тарифа для покупки ЗАО "НЭК" энергии у ОАО "НСК" содержалось в письмах от 19.12.2006 N 1689/08-13, от 20.12.2006 N 1691/08-13, которые были получены регулирующим органом за пределом срока для подачи такого заявления.
Утверждение ЗАО "НЭК" о неверной оценке судом упомянутых писем, неосновательно, так как переоценка доказательств и фактических обстоятельств, установленных судами в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
Довод ЗАО "НЭК" об открытии тарифного дела на основании заявления от 30.06.2006 N 778/08013, не принимается. Данное обстоятельство не свидетельствует о представлении ЗАО "НЭК" в регулирующий орган дополнительных материалов в пределах срока, установленного пунктом 12 Правил (в редакции действовавшей в 2006 году).
Кроме того, суды указали на отсутствие доказательств, подтверждающих, что ЗАО "НЭК" является организацией, к числу покупателей которой относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей). Поэтому суды пришли к выводу о том, что в отношении ЗАО "НЭК" государственное тарифное регулирование не должно осуществляться.
Согласно пункту 107 Правил N 530 энергосбытовые организации, не относящиеся к указанным в пункте 106 Правил N 530, продают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках по ценам и в объеме, определяемым по соглашению сторон соответствующих договоров.
Доводу ЗАО "НЭК" о необходимости учета пунктов 29, 29.2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 N 20-э/2, уже была дана оценка судами с учетом того, что ЗАО "НЭК" не обладало статусом энергоснабжающей организации, а приведенная в пункте 29.2 формула включала тариф на продажу электроэнергии, который для заявителя не установлен.
Ссылка ЗАО "НЭК" на необоснованное применение в расчетах за поставленную в 2007 году электроэнергию тарифа, включающего стоимость услуги по передаче электроэнергии, тогда как оплата услуг по передаче электроэнергии производилась ЗАО "НЭК" по договору, заключенному с сетевой организацией, неосновательна. Данный вопрос был предметом рассмотрения суда по делу N А43-12774/2007-34-332.
Доводы заявителя о несоответствии действий службы нормам антимонопольного законодательства, а также об установлении аналогичных индивидуальных тарифов покупки электроэнергии у гарантирующего поставщика в том же периоде для иных энергосбытовых компаний, работающих на территории Нижегородской области, не принимаются, как не влияющие на выводы судов с учетом обстоятельств по настоящему делу.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А43-1759/2007-42-73 Арбитражного суда Нижегородской области для пересмотра в порядке надзора решения от 23.05.2007, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.12.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 апреля 2008 г. N 4344/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А43-1759/2007
Истец: ЗАО "Нижегородская электрическая компания"
Ответчик: Региональная служба по тарифам Нижегородской области
Третье лицо: ОАО "Нижегородская сбытовая компания"
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А43-1759/2007-42-73
27.09.2007 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2703/07