г. Саратов |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А12-25496/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" марта 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Агибаловой Г.И., Грабко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АСФИР", Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Новый Рогачик, ОГРН 1023405364828, ИНН 3403000954
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 декабря 2013 года по делу N А12-25496/2013, судья Лаврик Н.В.
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АСФИР", Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Новый Рогачик, ОГРН 1023405364828, ИНН 3403000954,
к министерству сельского хозяйства Волгоградской области, г. Волгоград, ОГРН 1023403456944, ИНН 3444049941,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Волгоградской области, г. Волгоград, ОГРН 1063444006922, ИНН 3444130624, Правительства Волгоградской области, г. Волгоград, ОГРН 1023403444547, ИНН 3444051965,
о возмещении убытков,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области поступило исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "АСФИР" о взыскании с Министерства сельского хозяйства Волгоградской области за счёт казны Волгоградской области убытков в сумме 1 137 701 руб. в виде невыплаченных субсидий на возмещение из областного бюджета затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам.
25 ноября 2013 года Арбитражным судом Волгоградской области отказано в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "АСФИР" о взыскании с Министерства сельского хозяйства Волгоградской области за счёт казны Волгоградской области убытков в сумме 1 137 701 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "АСФИР" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Министерством сельского хозяйства Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.12.2013 по делу N А12-25496/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, имеющимися в материалах дела.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу апелляционной жалобы, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, в целях укрепления материально-технической базы и финансово-экономического положения организаций агропромышленного комплекса, сельскохозяйственных товаропроизводителей и крестьянских фермерских хозяйств Администрацией Волгоградской области было принято Постановление от 04.05.2009 N 114-п.
Данным постановлением в частности утвержден "Порядок возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях организациями агропромышленного комплекса, сельскохозяйственными товаропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Волгоградской области" (далее по тексту - Порядок N 114-п).
Постановление Администрации Волгоградской области N 114-п действовало до 27.05.2013, утратило силу на основании Постановления Правительства Волгоградской области от 27.05.2013 N 254-п.
Основным видом экономической деятельности общества с ограниченной ответственностью "АСФИР" является производство муки из зерновых и растительных культур, готовых мучных смесей и теста для выпечки.
Данное обстоятельство подтверждается Уставом, утвержденным 12.01.2012, информационным письмом Волгоградского областного Комитета государственной статистики от 04.07.2002 и выписками из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.08.2013 N 7118, от 23.10.2013 N 7724.
То есть ООО "АСФИР", занимающийся переработкой сельскохозяйственной продукции, относятся к организациям агропромышленного комплекса.
17 августа 2010 года между АКБ Сбербанк России в лице Волгоградского отделения N 8621 и ООО "АСФИР" (заемщиком) заключен договор N 364 об открытии возобновляемой кредитной линии на сумму 10 000 000 рублей для пополнения оборотных средств (на закупку зерна пшеницы для промышленной переработки) на срок по 08.02.2012 под 12,5% (и 10,5%) годовых.
24 декабря 2010 года между ОАО КБ "Русский Южный банк" и ООО "АСФИР" заключен договор N 211ЛВ/0-10 об открытии кредитной линии на сумму 7 000 000 рублей для пополнения оборотных на срок по 23.12.2012 под 13% годовых.
01 июня 2011 года общество с ограниченной ответственностью "АСФИР" направило в адрес Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Волгоградской области заявления о включении его в реестр на получение в соответствии с Порядком N 114-п субсидий для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам.
Согласно плановым расчётам сумма субсидий, подлежащих выплате из областного бюджета по кредитному договору N 364, составляет 969 135 руб., а по кредитному договору N 211ЛВ/0-10 - 975 317 руб.
Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Волгоградской области истец был включен в реестр заемщиков N 556 от 27.10.2011 на возмещение процентов по кредитам, а именно: по кредитному договору N 364 по процентам, уплаченным за период 19.08.2010 по 31.07.2010 - на сумму 418 408 руб. и по кредитному договору N 211ЛВ/0-10 по процентам, уплаченным за период с 25.12.2010 по 31.05.2011 - на сумму 260 576 руб.
Платёжными поручениями от 02.11.2011 N 53 и от 01.11.2011 N 976 Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Волгоградской области перечислил названные суммы (418 408 руб. и 260 576 руб.) на расчетный счет ООО "АСФИР".
По мнению общества с ограниченной ответственностью "АСФИР" Министерством сельского хозяйства Волгоградской области (ранее Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Волгоградской области) не исполнены обязательства по возмещению организации агропромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по кредитам, а именно 1 137 701 руб.
Не исполнение Министерством сельского хозяйства Волгоградской области обязанности по выплате субсидий в размерах, указанных в плановых расчётах, а также в расчётах, оформленных ООО "АСФИР" согласно Приложению N 3 к Порядку N 114-п, по мнению истца, привело к образованию у него убытков.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "АСФИР" в арбитражный суд с требованиями о возмещении убытков.
Принимая оспариваемый судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что между возникшими у истца убытками и поведением ответчика отсутствует непосредственная причинно-следственная связь.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласен.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
При этом возможность взыскания убытков закон связывает с доказыванием наличия и размера убытков, противоправного поведения лица, причинившего убытки, и наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этого лица и наступившими отрицательными последствиями в виде убытков.
Поскольку возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
В силу статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (вреда), должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков.
Причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Бремя доказывания наличия таких элементов как противоправные действия (бездействие), причинная связь между неправомерными действиями и причиненными убытками и размер убытков лежит на лице, заявившем требование о возмещении убытков.
Помимо представления вышеуказанных доказательств, истец, исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 10, 11 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и сложившейся правоприменительной практики, должен доказать, что им предпринимались меры для уменьшения размера убытков.
Общество с ограниченной ответственностью "АСФИР" указывает на факт причинения ему убытков, в связи с неправомерным уклонением Министерством сельского хозяйства Волгоградской области от выплаты ему в полном объёме компенсации части расходов на уплату процентов по краткосрочным кредитам.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляется данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Как предусматривалось Порядком N 114-п, субсидирование производится по решению комиссии по определению организаций агропромышленного комплекса, сельскохозяйственных товаропроизводителей и крестьянских (фермерских) хозяйств Волгоградской области, имеющих право на возмещение из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на основании поданных заемщиками документов (пункт 9).
Согласно пункту 10 Порядка N 114-п для получения субсидий заемщики до 10-го числа каждого месяца должны представить необходимых пакет документов (указанный в названном пункте). Заемщики, не представившие документы с 1-го по 10-е число текущего месяца, сдают их в те же сроки в следующем месяце.
Принятые Комитетом документы передаются на рассмотрение комиссии (пункт 11).
В течение 30 календарных дней со дня представления заемщиком документов комиссия принимает решение о предоставлении заемщику субсидии либо об отказе в ее предоставлении (пункт 12).
На основании решения комиссии Комитет формирует документы на финансирование заемщиков, которые направляет в Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (пункт 13).
Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области в соответствии с установленным порядком (регламентом) в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели Комитету законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, осуществляет организацию перечисления средств получателям субсидий (пункт 14).
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "АСФИР" в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Волгоградской области всех реестров по выплаченным процентам по краткосрочным кредитам (с пакетом необходимых документов) на спорную сумму.
Апелляционная коллегия отклоняет довод подателя апелляционной жалобы о том, что доказательством представления в уполномоченный орган необходимых документов в установленный срок является письмо Министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 22.08.2012 исх. N 18-07-03/21/4776, в силу следующего.
14 августа 2012 года общество с ограниченной ответственностью "АСФИР" направило в адрес Министерства сельского хозяйства Волгоградской области письмо N 83, в котором просило принять меры по перечислению оставшейся суммы задолженности.
Однако в данном письме отсутствует указание на документы, приложенные к данному обращению в подтверждение оставшейся суммы задолженности.
Из ответа Министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 22.08.2012 N 18-07-03/21/4776 также не следует, что весь перечень необходимых документов был представлен в уполномоченный орган.
В судебном порядке бездействие Министерства сельского хозяйства Волгоградской области по принятию соответствующих решений, предусмотренных в пункте 12 Порядка N 114-п, ООО "АСФИР" не оспаривалось.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что образовавшиеся у общества с ограниченной ответственностью "АСФИР" убытки возникли вследствие его неосмотрительных действий.
Факт неправомерного бездействия Министерства сельского хозяйства Волгоградской области не установлен и документально не подкреплен.
При указанных обстоятельствах отсутствует вина Министерства сельского хозяйства Волгоградской области в невыплате ООО "АСФИР" оставшейся суммы субсидий.
Исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, а также принимая во внимание обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Следует отметить, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 декабря 2013 года по делу N А12-25496/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
Г.И. Агибалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-25496/2013
Истец: ООО "АСФИР"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Волгоградской области
Третье лицо: Министерство финансов Волгоградской области, Правительство Волгоградской области