г. Санкт-Петербург |
|
25 марта 2014 г. |
Дело N А21-8607/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Душечкиной А.И.
при участии:
от заявителя: не явились- извещены (уведомление N 01589,01590);
от заинтересованного лица: не явились- извещены (уведомление N 01591);
рассмотрев в открытом в судебном заседании апелляционную жалобу ( 13АП- 8984/2013) ЗАО "Дюнное" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.12.2013 по делу N А21-8607/2013 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Дюнное"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области
установил:
ЗАО "Дюнное" (238615, Калининградская область, Славский р-н, п.Московское, ул.Московская, д.4, ОГРН1023902004290, далее-общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (236023, г.Калининград, Советский пр, д.188в, далее - Управление Россельхознадзора, административный орган) от 11.09.2013 N 03/101/2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных ЗАО "Дюнное" требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что общество не было надлежащим образом извещено о проведении плановой проверки посредством вручения соответствующего распоряжения, а также направления уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в суд не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в период с 14.08.2013 по 30.08.2013 на основании приказа N 900 от 22.07.2013 Управлением Россельхознадзора проведена плановая выездная проверка ЗАО "Дюнное", задачей которой являлось, в том числе, предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований законодательства в области ветеринарии.
В ходе проведения проверки 15.08.2013 составлен акт обследования территории, а по итогам проверки акт от 30.08.2013 N 07/129 (применением фотофиксации нарушений), в котором отражено, что:
1. В хозяйстве отсутствуют помещения для зимне-стойлового содержания животных (нарушение п. 3.5 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств", утвержденных 29.09.1986 (далее - Правила).
2. Не представлены документы, подтверждающие прохождение работниками фермы медицинского обследования (медицинские книжки) (нарушение п. 6.1, п. 6.2 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств").
3. Стирка специальной одежды осуществляется работниками фермы на дому. Не представлены документы, позволяющие определить периодичность стирки специальной одежды работниками (нарушение п. 6.4 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств").
4. Отсутствует постоянный надзор ветеринарного врача за животными (нарушение п. 1.2 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств").
5. В хозяйстве отсутствуют журналы учета в сфере ветеринарии: Журнал регистрации больных животных" (сельхозучет, форма N 1 - вет), "Журнал для записи противоэпизоотических мероприятий" (сельхозучет, форма N 2 - вет), "Журнал учета дезинфекции и дератизации" (сельхозучет, форма N 10 - вет) (нарушение п. 2.1, 2.2, 3.7 "Инструкции по ветеринарному учету ветеринарной отчетности", утвержденной Главным управлением ветеринарии от 03.09.1975 (далее - Инструкция).
6. Дворовый туалет для работников располагается непосредственно около забора летней дойки, где производится временное хранение молока (нарушение п. 2.4 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств").
7. Стены в молочном зале не побелены. Не представлены документы, подтверждающие проведение дезинфекции молочного зала хлорсодержащими дезинфицирующими растворами (нарушение п. 3.4 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств").
8. На летней дойке отсутствуют дезинфицирующие средства, рукомойники, раковины для доярок (нарушение п. 2.6 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств").
9. Маркировка на ведрах для преддоильной обработки вымени отсутствует (нарушение п. 4.1"Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств" ).
10. Не представлены документы, подтверждающие исследование молока на мастит ( нарушение п. 1.8 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств").
11. Не представлены документы, подтверждающие микробиологическую безопасность коровьего сырого молока (нарушение ч. 9 ст. 5 Федерального закона РФ от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию").
30.08.2013 проверяющими составлен протокол об административном правонарушении N03/101/2013 по части 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором отражено, нарушение пунктов 1,2, 1.8, 2.4, 2.6, 3.4,3.5, 4.1, 6.1,6.2, 6.4 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств", пунктов 2.1,2.2, 3.7"Инструкции по ветеринарному учету ветеринарной отчетности" и части 9 статьи 5 Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
11.09.2013 заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Калининградской области вынесено постановление N03/101/2013 о привлечении ЗАО "Дюнное" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
ЗАО "Дюнное" с указанным постановлением не согласилось в связи с тем, что не было надлежащим образом извещено о проведении плановой проверки и составлении протокола об административном правонарушении. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является ветеринарная безопасность территории Российской Федерации, животный мир, здоровье людей. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования вышеуказанных правил либо уклоняющихся от их исполнения.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1) владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства.
В соответствии с п. 3.5 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств", в летний период применяют пастбищную, стойлово-лагерную и стойлово-выгульную систему содержания животных, а в зимне-стойловый -привязную и беспривязную.
Из материалов проверки видно, что в хозяйстве отсутствуют помещения для зимне-стойлового содержания животных (животные находятся круглосуточно в поле), что не позволяет гарантировать поддержание оптимальных параметров микроклимата для содержания животных в осенне-зимний период.
В соответствии с п. 6.1, п. 6.2 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств", лица, поступившие на работу и работающие на фермах, обязаны проходить в соответствии с действующей инструкцией по проведению обязательных профилактических медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих на пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях, и другое медицинское обследование (медицинский осмотр с исключением из анамнеза заболеваний бруцеллезом и туберкулезом), рентгенологические исследования, исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов. С доярками проводят обучение по вопросам гигиены согласно утвержденной программе. Дополнительно медицинские обследования осуществляют по указанию учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Лица, не имеющие документов о медицинских обследованиях, учреждениями государственного санитарного и ветеринарного надзора не допускаются к работе на молочных фермах.
На момент проведения проверки медицинские книжки работников не представлены.
Согласно п. 6.4 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств", заведующие фермами и бригадиры обязаны иметь на каждого работника установленное нормами количество комплектов специальной одежды и выдавать ее работнику на время работы и обеспечивать регулярную стирку и починку. Смену специальной одежды производить по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 3 дня.
В ходе проверки не представлены документы, позволяющие проследить периодичность стирки специальной одежды работниками, поскольку фактически стирка специальной одежды осуществляется работниками фермы на дому. Между тем, вынос специальной одежды работников за пределы фермы может способствовать как к заносу, так и к выносу с территории фермы возбудителей различных инфекций.
В соответствии с п. 1.2 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств" все стадо дойных коров должно находиться под постоянным надзором ветеринарного врача или фельдшера и подвергаться исследованию на бруцеллез, туберкулез, а при необходимости, и на другие болезни в оптимальные сроки методами, предусмотренными соответствующими нормативными документами.
В ходе проверки установлено отсутствие постоянного надзора ветеринарного врача за животными (договор на оказание ветеринарных услуг с ГБУВ КО "Областная СББЖ" не заключен, в штате ветеринарного врача нет с 01.04.2013).
В нарушении п. 2.1, п. 2.2, п. 3.7 "Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности", в хозяйстве отсутствуют журналы учета в сфере ветеринарии, а именно, "Журнал регистрации больных животных" (сельхозучет, форма N 1 - вет), "Журнал для записи противоэпизоотических мероприятий" (сельхозучет, форма N 2 - вет), "Журнал учета дезинфекции, дезинсекции и дератизации" (сельхозучет, форма N 10 - вет).
Согласно вышеуказанной инструкции:
-"Журнал регистрации больных животных" (сельхозучет, форма N 1 - вет) предназначен для регистрации больных животных, записи оказанной им лечебной помощи и исход болезни. Его ведут ветеринарные лечебные учреждения и специалисты хозяйств (ферм). Он необходим для учета данных о движении заболеваний и падеже животных.
-"Журнал для записи противоэпизоотических мероприятий" используется для регистрации всех мероприятий, проводимых против заразных болезней. Данный журнал в хозяйстве ведет главный или старший ветеринарный врач.
-"Журнал учета дезинфекции, дезинсекции и дератизации" используется для фиксации проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации на предприятии. Такой журнал может вести специалист, обслуживающий ферму.
Учет и отчетность в ветеринарном деле основаны на первичной регистрации и обобщении данных о движении заболеваний и падеже животных, диагностических исследованиях, профилактических, лечебных и ветеринарно-санитарных мероприятиях, проводимых учреждениями государственной ветеринарной сети и работниками ветеринарной службы в колхозах, совхозах, комплексах.
Ветеринарный учет и ветеринарная отчетность дают объективную информацию о ветеринарно-санитарном состоянии животноводства, объеме и эффективности мероприятий по сохранению поголовья скота.
Ответственность за правильность, полноту, точность и достоверность сведений, включаемых в документы ветеринарного учета и ветеринарной отчетности, несут должностные лица колхозов, совхозов и других хозяйств, в обязанности которых входит ведение соответствующих документов по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности.
Из-за отсутствия ветеринара в хозяйстве не ведется ветеринарный учет и ветеринарная отчетность. Должностные лица, в обязанности которых входит ведение соответствующих документов по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности, на ферме отсутствуют.
В соответствии с п. 2.4 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств" дворовые туалеты (при отсутствии санузлов в бытовых помещениях) и выгребные ямы на территории фермы разрешается устраивать на расстоянии не ближе 25 м от коровников и других помещений фермы.
Согласно материалам проверки дворовый туалет для работников располагается непосредственно около забора летней дойки, на расстоянии не более 5 метров от молочного зала, где производится временное хранение молока, что может привести к обсеменению молока различными инфекциями.
В соответствии с п. 3.4 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств", в молочном зале стены систематически (по мере загрязнения) очищают и покрывают взвесью свежегашеной извести. Полы моют ежедневно. Дезинфицируют помещения 2 раза в месяц раствором гипохлорита кальция (натрия) с содержанием 3-процентного активного хлора. Расход раствора составляет 0,5 л на 1 кв. м площади.
Обществом не представлены документы, подтверждающие проведение дезинфекции молочного зала хлорсодержащими дезинфицирующими растворами. На момент проведения проверки на ферме отсутствовали хлорсодержащие дезинфицирующие средства (наличии имелся только мешок с кальцинированной содой).
В соответствии с п. 2.6 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств" летние лагеря обеспечивают достаточным количеством холодной и горячей воды питьевого качества, моющими и дезинфицирующими средствами, фильтрующими материалами, рукомойниками, раковинами для доярок и др.
Материалами дела подтверждается, что на летней дойке отсутствуют дезинфицирующие средства, рукомойники, раковины для доярок, что не исключает возможность обсеменения рук работников и молочного сырья возбудителями различных инфекций.
В соответствии с п. 4.1 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств" доярка (оператор машинного доения) перед доением обязана при помощи пистолета-распылителя (форсунки) или специально выделенного для этой цели маркированного ведра провести преддоильную обработку вымени, при этом воду в ведре заменять по мере необходимости, предварительно ополоснув посуду.
В нарушение вышеуказанных требований маркировка на ведрах для преддоильной обработки вымени отсутствует, что может привести к использованию одной и той же тары для переливания молока и воды, предназначенной для преддоильной обработки вымени животных, что может привести к обсеменению молока различными видами инфекций (ведра одинакового (черного) цвета и никаких отличительных признаков не имеют).
В соответствии с п. 1.8 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств" для выявления животных, больных маститом, всех коров на ферме необходимо ежедневно подвергать клиническому осмотру во время доения и 1 раз в месяц исследовать пробы молока из каждой доли вымени в соответствии с действующими рекомендациями по борьбе с маститом коров или из удоя каждой коровы в соответствием с действующим наставлением по применению 10-процентного раствора мастидина. Результаты представляются главному ветеринарному врачу района ежемесячно.
Общество не представило документы, подтверждающие исследование молока на мастит.
В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" показатели микробиологической безопасности и содержания соматических клеток коровьего сырого молока, сырого обезжиренного молока и сырых сливок не должны превышать установленный в приложении 2 к ФЗ N 88-ФЗ допустимый уровень.
Это подтверждается результатами исследований молока в аккредитованной лаборатории. По требованиям ГОСТ Р 52054-2003 "Молоко коровье сырое. Технические условия" периодичность контроля показателей качества молока на соматические клетки, бактериальную обсемененность, и ингибирующие вещества установлена не реже одного раза в 10 дней.
Общество не представило документы, подтверждающие микробиологическую безопасность коровьего сырого молока.
Таким образом, административным органом подтверждено событие административного правонарушения, выразившееся в нарушении обществом пунктов 1,2, 1.8, 2.4, 2.6, 3.4,3.5, 4.1, 6.1,6.2, 6.4 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств", пунктов 2.1,2.2, 3.7"Инструкции по ветеринарному учету ветеринарной отчетности" и части 9 статьи 5 Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". Действия заявителя образуют состав вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а, следовательно, имеются основания для привлечения общества к административной ответственности по названной статье.
Доводы общества о процессуальных нарушениях, допущенных при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении противоречат имеющимся в деле документам.
Плановая выездная проверка в отношении ЗАО "Дюнное" начата 05.08.2013. Копии приказа Управления от 22.07.2013 N 900 о проведении плановой выездной проверки 24.07.2013 направлены заказными письмами с уведомлениями по фактическому и юридическому адресам общества (копия сопроводительного письма от 24.07.2013 исх. N НД-2991 и копии уведомлений о вручении прилагаются). Кроме того, копия данного приказа была лично вручена директору ЗАО "Дюнное" И.И. Руденкову 25.07.2013, что подтверждается его подписью на копии приказа, имеющейся в деле об административном правонарушении. Таким образом, общество надлежащим образом извещалось о проведении проверки.
Извещение о составлении протокола об административном правонарушении в адрес общества не направлялось, поскольку протокол составлялся непосредственно после выявления совершения административного правонарушения, в соответствии с ч. 1 ст. 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в присутствии законного представителя ЗАО "Дюнное" Руденкова И.И.. Законному представителю ЗАО "Дюнное" была предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, возможность дачи объяснений и замечаний по содержанию протокола.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06 декабря 2013 года по делу N А21-8607/2013, оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Дюнное"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8607/2013
Истец: ЗАО "Дюнное"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Калининградской области, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2025/14