город Москва |
|
25 марта 2014 г. |
Дело N А40-129163/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Расторгуева Е.Б.
судей: Валиева В.Р., Лаптевой О.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Касатиной Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.01.2014 г. по делу N А40-129163/2013, принятое судьей Кравчик О.А.
по иску ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" (ОГРН 1024800823123) к НП "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (ОГРН 1027739482616) о признании недействительными решений
третьи лица: ОАО "Центр финансовых расчетов"; ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии"
при участии в судебном заседании:
от истца: Горбунов Е.Ю. (доверенность от 04.07.2013); Пулькстен М.А. (доверенность от 07.11.2013);
от ответчика: Богатов Д.В. (доверенность от 27.12.2013);
от третьих лиц: от ОАО "Центр финансовых расчетов" - Васильев В.Г. (доверенность N 15 от 09.01.2014);
от ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" - Дорохин А.С. (доверенность N 01-07/13-168 от 23.12.2013);
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" (далее - ОАО "НЛМК", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Некоммерческому партнерству "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (далее - НП "Совет рынка", партнерство, ответчик) о признании недействительными решений Наблюдательного совета НП "Совет рынка":
1) об утверждении стандартной формы договоров коммерческого представительства покупателя (протокол N 16/2013 от 16.07.2013, вопрос N 2, подвопрос 1.1.4);
2) об изменениях в договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, связанных со вступлением в силу постановления Правительства РФ N 449 от 28.05.2013, в части утверждения стандартной формы договора предоставления мощности от генерирующих объектов, основанных на возобновляемых источниках энергии (ДПМ ВИЭ) (протокол N 19/2013 от 08.08.2013, вопрос N 2, подвопрос 1.1.2).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Открытое акционерное общество "Центр финансовых расчетов" (далее - ОАО "ЦФР"), Открытое акционерное общество "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" (далее - ОАО "АТС").
Решением суда от 17 января 2014 г. в иске отказано.
Истец не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, иск - удовлетворить, утверждая о необоснованности выводов суда первой инстанции о том, что ответчик действовал в пределах предоставленных ему полномочий при принятии оспариваемых решений, и о недоказанности принудительности ДПМ ВИЭ и возможности применения санкций к истцу в случае неподписания ДПМ ВИЭ. Кроме этого, истец ссылается на то, что обязательность заключения ДПМ ВИЭ и ДКПП в соответствии с утвержденными формами является ничем иным как ограничением конституционных прав истца.
Ответчик и третьи лица представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых возражают против доводов жалобы, просят ее оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения, указывая на то, что доводы истца не могут служить основанием для отмены решения суда.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что ОАО "НЛМК" принято в члены НП "Совет рынка" и включено в палату покупателей электроэнергии в соответствии с решением Наблюдательного совета партнерства, оформленным протоколом заседания Наблюдательного совета НП "Совет рынка" N 21/2008 от 03.10.2008, что подтверждается выпиской из данного протокола заседания Наблюдательного совета партнерства, уведомлением о приеме в члены партнерства от 06.10.2008, свидетельством от 27.02.2009 N 226. ОАО "НЛМК" также включено в реестр субъектов оптового рынка под регистрационным номером 2.2.0020, что подтверждается свидетельством от 15.03.2007.
Как усматривается из протокола заседания Наблюдательного совета партнерства N 16/2013 от 16.07.2013, принято решение об утверждении стандартной формы договора коммерческого представительства покупателя (далее - ДКПП) для целей заключения договоров о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии - Приложение N Д 6.3 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 1.1.4 вопрос N 2 (т.1 л.д.98, т.5 л.д.47).
Из протокола заседания Наблюдательного совета партнерства N 19/2013 от 08.08.2013 следует, что принято решение о внесении изменений в договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, связанных со вступлением в силу постановления Правительства РФ N 449 от 28.05.2013, в части утверждения стандартной формы договора предоставления мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (далее - ДПМ ВИЭ) - Приложение N 6.1 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 1.1.2 вопрос N 2 (т.2 л.д.5, т.5 л.д.58).
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" НП "Совет рынка" является саморегулируемой организацией. НП "Совет рынка" является некоммерческой организацией, которая образована в форме некоммерческого партнерства и объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической энергии.
В силу статьи 11 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о членах НП "Совет рынка", утвержденного решением Наблюдательного совета партнерства, протокол N 39/2012 заседания Наблюдательного совета НП "Совет рынка" от 24.12.2012, члены партнерства вправе в судебном порядке оспаривать решения органов управления партнерства.
Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определен перечень функций, осуществляемых НП "Совет рынка", к числу которых относится, в том числе, и разработка формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке электрической энергией, мощностью, иными товарами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, а также оказание услуг, связанных с обращением указанных товаров на оптовом рынке.
В соответствии с пунктом 4 названной статьи контроль за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры осуществляется Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, в том числе посредством участия в работе наблюдательного совета НП "Совет рынка".
В пункте 4 статьи 33 указанного Закона также указано, что к исключительной компетенции Наблюдательного совета НП "Совет рынка" относятся утверждение формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке; утверждение изменений, вносимых в договор о присоединении к торговой системе оптового рынка и в регламенты оптового рынка.
Подпунктом 4 пункта 8.1 Устава НП "Совет рынка", утвержденного решением общего собрания членов партнерства, протокол N 12/Г от 07.06.2013, к исключительной компетенции Наблюдательного совета партнерства относится решение вопросов об утверждении формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, в том числе обязанность по приобретению определенного объеме электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, квалифицированных генерирующих объектах, по цене, определяемой в порядке, установленном Правительством РФ.
На оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка (пункт 1 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
В соответствии с подпунктом 3 пункта 40 Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" (далее - Правила) существенными условиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламентов оптового рынка являются, в том числе, и виды договоров, заключаемых на оптовом рынке для обеспечения купли-продажи электрической энергии и (или) мощности, к числу которых могут быть отнесены договоры оказания услуг, связанных с организацией торговли и расчетов на оптовом рынке, а также состав и порядок совершения действий, необходимых для осуществления поставки (покупки) электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.
Истец 31.03.2008 заключил договор о присоединении к торговой системе оптового рынка N 089-ДП/08, пунктом 1.4.5 которого предусмотрен перечень иных стандартных форм договоров, обеспечивающих функционирование торговой системы оптового рынка.
Согласно пункту 41 Правил НП "Совет рынка" разрабатывает стандартные формы регулируемых договоров, договоров, обеспечивающих куплю-продажу электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед и конкурентного отбора заявок для балансирования системы, договоров, обеспечивающих покупку электрической энергии и мощности в целях компенсации потерь электрической энергии и обеспечения совместной работы ЕЭС России и энергетических систем иностранных государств, договоров, обеспечивающих куплю-продажу мощности, в том числе по результатам конкурентных отборов ценовых заявок на продажу мощности, договоров, обеспечивающих куплю-продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке в неценовых зонах оптового рынка, договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежного функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, договоров, предусмотренных подпунктами 7, 8, 10 и 11 пункта 4 настоящих Правил.
Необходимо отметить, что указанный пункт Правил не устанавливает исчерпывающий перечень договоров, обеспечивающих куплю-продажу мощности. Договоры, обеспечивающие куплю-продажу мощности, не ограничиваются указанным пунктом Правил договорами, заключаемыми по результатам конкурентных отборов ценовых заявок на продажу мощности, и не исключают ДКПП и ДПМ ВИЭ.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 4 Правил, на оптовом рынке торговля электрической энергией и мощностью осуществляется, в том числе посредством торговли мощностью, производимой квалифицированными генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, на основании договоров купли-продажи (поставки) мощности, заключенных в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка по результатам конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.
Указанный пп. 14 введен Постановлением Правительства РФ от 28.05.2013 N 449 "О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности" вместе с "Правилами определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии" (далее - Постановление Правительства РФ от 28.05.2013 N 449).
Согласно пункту 2 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем оплаты мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии такими объектами на основе использования возобновляемых источников энергии продажа мощности таких объектов на оптовом рынке осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, определенным правилами оптового рынка и заключаемым между поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности с участием организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка. Правительство Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяет существенные условия указанных договоров, в том числе условия о цене поставляемой мощности, а также о периодах поставки, в течение которых покупка мощности таких объектов на оптовом рынке по установленной в указанных договорах цене является обязательной.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что к договорам, обеспечивающим куплю-продажу (поставку) мощности, заключенным в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, могут быть отнесены ДКПП и ДПМ ВИЭ, поэтому при принятии оспариваемых решений Наблюдательный совет НП "Совет рынка" действовал в пределах предоставленных указанными законодательными актами полномочий.
Истец не доказал нарушение своих прав и законных интересов принятием ответчиком оспариваемых решений.
Стандартная форма ДКПП является неотъемлемой частью Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, который заключается в форме присоединения, что прямо установлено в п. 1.2 Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Порядок внесения изменений в Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка установлен параграфом 21 Договора о присоединении.
В частности, согласно п. 21.6 Договора о присоединении процедура внесения изменений в стандартную форму Договора о присоединении, а также во все Приложения к нему, может быть инициирована любым из Членов НП "Совет рынка", в том числе и Истцом, являющимся членом Партнерства, который вправе направить свои предложения об изменении Договора о присоединении или Приложений к нему.
Таким образом, любой субъект оптового рынка (в том числе и ОАО "НЛМК") путем выбора своих представителей в Наблюдательный совет НП "Совет рынка", а также путем непосредственного направления своих предложений об изменении стандартной формы Договора о присоединении и Приложений к нему, в том числе и стандартных форм ДКПП и ДПМ ВИЭ, имеет возможность определять условия заключаемых им ДКПП и ДПМ ВИЭ.
Необходимо отметить, что законодатель не случайно отнес оспариваемые полномочия на Наблюдательный совет, поскольку именно Наблюдательный совет НП "Совет рынка" призван обеспечить баланс интересов: Российской Федерации; продавцов электрической энергии; покупателей электрической энергии; организаций коммерческой инфраструктуры; организаций технологической инфраструктуры.
Именно таким образом осуществляется саморегулирование деятельности участников оптового рынка, являющееся одним из принципов организации оптового рынка электроэнергии и мощности (п. 2 ст. 31 ФЗ "Об электроэнергетике").
В числе основных принципов организации оптового рынка (пункта 2 статьи 30 ФЗ "Об электроэнергетике") названа обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Данный принцип конкретизирован в статье 32 Закона, согласно которой покупатели электрической энергии - субъекты оптового рынка и в предусмотренных правилами оптового рынка случаях иные лица обязаны приобретать мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка. Из изложенного следует, что покупатели не имеют правовых оснований отказаться от заключения договоров купли-продажи мощности (в том числе производимой с использованием генерирующих объектов, функционирующими на основе использования ВИЭ), к примеру, на основании высокой цены товара. Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставку мощности, в свою очередь, обязаны поставлять мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка. Таким образом, указанная норма Закона, устанавливающая обязанность покупки мощности для покупателей, равным образом действует и в отношении поставщиков в виде обязанности поставлять мощность.
В силу указанной статьи Закона об электроэнергетике заключение договоров купли-продажи, договоров поставки мощности, совершение взаимосвязанных с ними сделок для указанных субъектов оптового рынка, а также для иных лиц и организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка в предусмотренных правилами оптового рынка случаях являются обязательными.
НП "Совет рынка", принимая оспариваемые стандартные формы ДПМ ВИЭ и ДКПП, не принуждал Истца заключать указанные договоры, однако Истец в целях участия в торговле на оптовом рынке электрической энергии и мощности обязан заключать эти договоры в силу требований ФЗ "Об электроэнергетике", Правил оптового рынка и Постановления N 449.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые решения ответчика соответствуют законодательству, нарушений прав и законных интересов истца указанными решениями ответчика не установлено, поэтому в удовлетворении иска правомерно отказано судом первой инстанции.
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем госпошлина относится на заявителя апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции не усматривает несоответствия взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Постановления Правительства РФ от 28.05.2013 N 449 "О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности" Конституции Российской Федерации, поэтому соответствующее ходатайство истца о внесении в Конституционный Суд Российской Федерации запроса о проверке конституционности указанных положений законодательства следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 159, 176, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" о внесении в Конституционный Суд Российской Федерации запроса о проверке конституционности взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Постановления Правительства РФ от 28.05.2013 N 449 "О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности" оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 января 2014 г. по делу N А40-129163/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129163/2013
Истец: ОАО "НЛМК", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат"
Ответчик: НП "Совет рынка"
Третье лицо: ОАО "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии", ОАО "АТС", ОАО "ЦФР"