город Омск |
|
25 марта 2014 г. |
Дело N А75-8269/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-165/2014) общества с ограниченной ответственностью "Лидер+" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.11.2013 по делу N А75-8269/2013 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению администрации города Югорска к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер+" (ОГРН 1088622001104, ИНН 8622016674) об аннулировании лицензии,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
администрация города Югорска (далее -заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер+" (далее - общество, ООО "Лидер+") об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции Р N 002386, регистрационный номер 5885 от 07.10.2010.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.11.2013 по делу N А75-8269/2013 заявление Администрации удовлетворено.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что нахождение магазина "Алкомаркет", принадлежащего ООО "Лидер+", в границах прилегающей территории универсального розничного рынка, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, отсутствие со стороны Общества деятельности, направленной на переоформление лицензии, несмотря на полученное Обществом уведомления о прекращении действия лицензии, неисполнение Обществом решения от 20.08.2013 о приостановлении действия лицензии, являются достаточными основаниями для аннулирования лицензии на осуществление деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на недоказанность факта осуществления Обществом деятельности по розничной продаже алкогольной продукции с нарушением Постановления администрации города Югорска от 10.07.2013 N 1784 "Об утверждении границ территорий, прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", недоказанность существования рынка на момент издания указанного постановления, и невозможность установления действительного расстояния от розничного рынка до магазина "Алкомаркет", принадлежащего ООО "Лидер+".
Общество, Администрация, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Обществу выдана лицензия Р N 002386, регистрационный номер 5885 от 07.10.2010 на осуществление деятельности "розничная продажа алкогольной продукции" на объекте магазин "Алкомаркет", расположенному по ул. Железнодорожная, д. 61 в г. Югорске.
Поскольку магазин "Алкомаркет", расположенный по адресу: г. Югорск, ул.Железнодорожная, 61 попадает в границы прилегающих территорий, на которых в соответствии с Постановлением администрации города Югорска от 10.07.2013 N 1784 "Об утверждении границ территорий, прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в адрес ООО "Лидер+" 17.07.2013 было направлено уведомление о необходимости прекращения действия лицензии.
20.08.2013 на основании того, что Общество своевременно не подало заявление о переоформления лицензии, администрацией было издано распоряжение решение о приостановлении действия его лицензии на осуществление деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией сроком до 04.09.2013.
Поскольку Обществом не были устранены обстоятельства, вызвавшие приостановление действия лицензии на осуществление деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией, Администрация обратилась в арбитражный суд с указанным выше заявлением, приняв при этом 09.09.2013 решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии исх.N 25, и о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции до вступления в законною силу принятого арбитражным судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании исх.N 26.
06.11.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11, статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно абзацу 9 пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензии выдаются, в частности, на осуществление деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Как уже отмечалось выше, Обществу в установленном порядке выдана лицензия Р N 002386, регистрационный номер 5885 от 07.10.2010 на осуществление деятельности "розничная продажа алкогольной продукции", в которой местом осуществления лицензируемого вида деятельности указан магазин, "Алкомаркет", расположенный по ул. Железнодорожная, д. 61 в г. Югорске.
В пункте 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на розничную реализацию алкогольной продукции:
- в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;
- в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;
- на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
- на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;
- на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;
- в нестационарных торговых объектах.
В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
К прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
Как следует из пункта 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 (далее -Правила), розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих:
а) к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта;
б) к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) к объектам военного назначения.
Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил (пункт 8 Правил).
Постановлением администрации города Югорска от 10.07.2013 N 1784 "Об утверждении границ территорий, прилегающих к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" значение расстояния от образовательных организаций, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, до входа в предприятие торговли и (или) общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции установлено 50 метров.
Указанным постановлением определен способ расчета расстояния от объектов, на которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции, до границ прилегающих территорий (пункт 2), а также утверждены схемы границ прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (пункт 3), в т.ч. схема границ N 10 для универсального розничного рынка ЗАО "ЮСПК-ЯВА", вблизи которого расположен магазин "Алкомаркет".
Поскольку магазин "Алкомаркет", расположенный по адресу: г. Югорск, ул.Железнодорожная, 61 попадает в границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в адрес ООО "Лидер+" 17.07.2013 было направлено уведомление о необходимости прекращения действия лицензии.
При этом подлежат отклонению доводы о недоказанности факта осуществления Обществом деятельности по розничной продаже алкогольной продукции с нарушением Постановления администрации города Югорска от 10.07.2013 N 1784 в связи с недоказанностью существования рынка на момент издания указанного постановления, и невозможностью установления действительного расстояния от розничного рынка до магазина "Алкомаркет", принадлежащего ООО "Лидер+", поскольку они опровергаются представленной в материалы дела схемой границ N 10 прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, для универсального розничного рынка ЗАО "ЮСПК-ЯВА", являющейся приложением к Постановлению администрации города Югорска от 10.07.2013 N 1784. Доказательств обратного материалы дела не содержат, апелляционному суду не представлено.
При этом, по убеждению суда апелляционной инстанции, тот факт, что лицензия Р N 002386, регистрационный номер 5885 от 07.10.2010, выданная Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разрешала
ООО "Лидер+" розничную продажу алкогольной продукции до 12.01.2014, и на момент ее выдачи претензий у лицензирующего органа к Обществу относительно места нахождения объекта, на котором будет осуществляться розничная продажа алкогольной продукции, не было, не освобождает ООО "Лидер+" от обязанности осуществлять свою деятельность в соответствии со вступившими в законную силу требованиями пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Действительно, в силу части 11 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до окончания срока их действия.
Вместе с тем, Общество не может быть освобождено от обязанности осуществлять деятельность по продаже алкогольной продукции с соблюдением предусмотренных действующим законодательством ограничений.
В пункте 2 Информационного сообщения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "Разъяснения по вопросам применения в отношении розничной продажи алкогольной продукции норм Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ) даны следующие разъяснения: частью 11 статьи 5 Закона N 218-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до 22.07.2011, действуют до окончания срока их действия. Однако организация обязана прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в обособленном подразделении, если место нахождения такого обособленного подразделения организации перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции в результате внесения изменений в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
В связи с изменением указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений у организации возникает обязанность в течение 30 дней подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии (статья 19 Федерального закона N 171-ФЗ)
В связи с изложенным выше, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная до 22.07.2011, действует до окончания срока ее действия в отношении обособленных подразделений лицензиата, места нахождения которых соответствуют особым требованиям к осуществлению данного вида деятельности, но должна быть переоформлена, если в ней указаны обособленные подразделения лицензиата, места нахождения которых не соответствуют этим особым требованиям.
Как усматривается из материалов дела, на основании лицензии Р N 002386, регистрационный номер 5885 общество вправе было осуществлять розничную торговлю алкогольной продукцией. Областью действия указанной лицензии является объект -магазин "Алкомаркет", расположенный по ул. Железнодорожная, д. 61 в г. Югорске.
Соответственно, в лицензии непосредственно указан конкретный объект, в котором может осуществляться розничная торговля алкогольной продукции.
В связи с внесенными Законом N 218-ФЗ изменениями, связанными с запретом реализации алкогольной продукции на территории розничных рынков, Общество должно было прекратить реализацию алкогольной продукции в указанном магазине и подать заявление о переоформлении лицензии в лицензирующий орган в установленный законом срок, что Обществом не было сделано.
Согласно статье 20 Федерального закона N 171-ФЗ в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии решением лицензирующего органа действие лицензии приостанавливается.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок заявитель не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда по заявлению лицензирующего органа.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что Общество, несмотря на получение уведомления о необходимости прекращения действия лицензии в связи с тем, что магазин "Алкомаркет", расположенный по адресу: г. Югорск, ул.Железнодорожная, 61 попадает в границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не обратилось с заявлением в лицензирующий орган о переоформлении лицензии, не устранило обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия лицензии на осуществление деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией сроком до 04.09.2013, заявление Администрации об аннулировании лицензии ООО "Лидер+" правомерно было удовлетворено судом первой инстанции на основании абзаца 8 пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятие доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "Лидер+".
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что при изготовлении машинописного текста резолютивной части постановления допущена опечатка, выразившаяся в неверном указании даты оглашения резолютивной части постановления, а именно: вместо 18 марта 2014 года указано 19 марта 2014 года.
Между тем, протоколом судебного заседания подтверждается, что апелляционная жалоба ООО "Лидер+" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.11.2013 по делу N А75-8269/2013 была рассмотрена Восьмым арбитражным апелляционным судом 18.03.2014 и в этот же день была оглашена резолютивная часть постановления.
Настоящим постановлением суд апелляционной инстанции на основании статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исправляет указанную опечатку.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.11.2013 по делу N А75-8269/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8269/2013
Истец: Администрация города Югорска
Ответчик: ООО "Лидер+", ООО "Лидер+"