г. Пермь |
|
25 марта 2014 г. |
Дело N А60-39100/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е.О.,
судей Виноградовой Л.Ф., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Ленинский" - представитель Угрюмова Е.В. (доверенность N 04 от 10.10.2014),
участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по управлению муниципальным имуществом,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 декабря 2013 года
по делу N А60-39100/2013,
принятое судьей Чукавиной Т.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Ленинский" (ОГРН 1036604012763, ИНН 6671136473)
к Департаменту по управлению муниципальным имуществом
о признании ненормативного правового акта недействительным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Ленинский" обратилось в арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Департамента по управлению муниципальным имуществом, оформленного письмом N 02.12-19/1/8755 от 13.09.2013. Кроме того, заявитель просит обязать Департамент по управлению муниципальным имуществом выполнить действия, предусмотренные ч. 3 ст.9 ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 159-ФЗ от 22.07.2008.
Решением суда от 20.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Екатеринбурга в реализации преимущественного права на приобретение обществом с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Ленинский" арендуемого помещения, общей площадью 83,7 кв. м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щорса, д. 94, оформленный письмом N 02.12-19/1/8755 от 13.09.2013.
Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Екатеринбурга обязан совершить действия, определенные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Ленинский" о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения по адресу: г. Екатеринбург, Щорса, д. 94.
С Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Ленинский" взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Департамент с принятым решением не согласен, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неверное применение судом положений ст. 9 Закона N 159-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 N 144-ФЗ) при определении срока непрерывного пользования заявителем арендуемым имуществом, с которым закон связывает право его приватизации. Согласно Закону N 159-ФЗ арендатор имеет право на приватизацию имущества, если по состоянию на 01.09.2012 оно находится в его непрерывном пользовании в течение пяти и более лет. По мнению заявителя жалобы, требования общества не могли быть удовлетворены из-за включения спорного объекта недвижимости в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный Постановлением Главы Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 (далее - Перечень). Департамент считает, что правомерность включения спорного имущества в Перечень составляет самостоятельный предмет рассмотрения вне рамок данного дела.
Представитель департамента в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Ленинский" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы департамента отклонило. Просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества доводы отзыва поддержала.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Ленинский" (арендатор), Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом (арендодатель) заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда города Екатеринбурга N 49000202 от 30.06.2008, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду объект муниципального нежилого фонда в виде встроенного в 5 эт. жилом доме (кв. 3-77), 1 этаж, помещения NN 40-43, 42а, 42б, 42в, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щорса, д. 94, литера А, общей площадью 83,7 кв.м.
Согласно п. 1.2 договора договор действует с 30.06.2008 до 30.06.2013. Дополнительным соглашением от 06.08.2012 внесены изменения в п. 1.2 договора, согласно которым договор действует до 01.07.2015.
29.08.2013 общество с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Ленинский" обратилось в Департамент по управлению муниципальным имуществом с заявлением о намерении реализовать преимущественное право на выкуп арендуемого объекта, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щорса, д. 94, литера А, общей площадью 83,7 кв.м в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ. О получении данного заявления Департаментом по управлению муниципальным имуществом свидетельствует отметка на данном заявлении.
У заявителя отсутствовала задолженность по арендной плате за пользование спорным имуществом, неустойкам (штрафам, пеням).
Письмом от 13.09.2013 N 02.12-19/8755 Департамент по управлению муниципальным имуществом сообщил обществу с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Ленинский" об отказе в реализации преимущественного права на приобретение муниципального нежилого имущества, поскольку арендуемое имущество включено в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденный Постановлением Главы Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521, менее пяти лет до дня подачи заявления. Кроме того в письме от 13.09.2013 N 02.12-19/8755 Департамент по управлению муниципальным имуществом указал заявителю на возможность обращения с подобным запросом после наступления соответствующего срока, то есть 04.03.2014.
Полагая, что в реализации обществу с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Ленинский" преимущественного права на приобретение спорного имущества отказано с нарушением действующего законодательства, а также, что несовершение действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество с ограниченной ответственностью "Торговая сеть "Ленинский" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным действия (бездействие) государственного органа, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие его требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его совершения, и нарушение данным действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно статье 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом в названной статье поименованы условия, при которых такое преимущественное право может быть предоставлено. Одним из таких условий является невключение спорного имущества в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В ч. 2 ст. 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, включение имущества в Перечень препятствует возможности реализации субъектом малого и среднего предпринимательства предоставленного им Законом преимущества, представляющего собой оказание адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференции в связи с их участием в приватизации.
Как указано выше, единственным основанием, по которому обществу отказано в реализации преимущественного права явилось то, что объект включен в Перечень.
Признавая включение спорного имущества в Перечень нарушающим права и законные интересы общества, суд первой инстанции исходил из следующего.
Право на включение арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений в упомянутый перечень было предоставлено федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, вступившей в силу 01.01.2008.
Право субъектам малого и среднего предпринимательства инициировать отчуждение из муниципальной собственности арендуемых ими объектов предоставлено ст. 9 Закона N 159-ФЗ с 01.01.2009.
Поскольку имущество, включенное в указанный Перечень, может быть использовано только в целях предоставления его субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства во владение и (или) в пользование, включение его уполномоченными органами власти в соответствующий перечень после вступления в силу Закона N 159-ФЗ является препятствием для выкупа названными субъектами арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав, предоставленных Законом.
Арендуемое обществом помещение включено в Перечень Постановлением Главы Города Екатеринбурга от 04.03.2009, то есть после вступления в силу Закона N 159-ФЗ.
Поскольку в настоящее время с учетом изменения редакции ст. 3 Закона N 159-ФЗ общество соответствует условиям, позволяющим ему реализовать преимущественное право покупки арендуемого имущества (в том числе и в части срока нахождения имущества во временном владении (пользовании)), и единственным препятствием для такой реализации является включение этого имущества в Перечень, которое имело место после вступления в силу Закона 159-ФЗ в целом и его положений о возможности заинтересованного лица обратиться в уполномоченный орган с заявлением о реализации преимущественного права, действия по включению арендуемого имущества в Перечень правомерно признаны судом первой инстанции нарушающими права и законные интересы общества, создающими ему препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и направленными на воспрепятствование реализации им преимущественного права выкупа этого имущества, предоставленного данным Законом.
С учетом изложенного отказ департамента в выкупе обществом арендуемого им нежилого помещения по приведенным в нём основаниям правомерно признан судом незаконным, противоречащим нормам Закона N 159-ФЗ и нарушающим законные права и интересы общества.
Ссылка департамента на несоответствие общества требованиям, предъявляемым п. 1 ч. 2.1 ст. 9 Закона, рассмотрена апелляционным судом и отклонена, поскольку ч. 2.1 ст. 9 Закона N 159-ФЗ устанавливает исключительные случае, при наличии которых возможна реализация субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права в отношении арендуемого имущества, правомерно включенного в Перечень.
Вместе с тем в рамках настоящего дела такое включение признано судом первой инстанции незаконным, совершенным с исключительной целью воспрепятствовать субъекту в реализации предоставленного ему права, что в силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.
Доказательств, свидетельствующих о необходимости включения спорного объекта в Перечень, не представлено.
При указанных обстоятельствах требования общества обоснованно удовлетворены, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 декабря 2013 года по делу N А60-39100/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-39100/2013
Истец: ООО "Торговая сеть "Ленинский"
Ответчик: Департамент по управлению муниципальным имуществом