24 марта 2014 г. |
Дело N А43-29977/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Концерн "Термаль" (603950, г. Нижний Новгород, ул. Гагарина, д. 178; ИНН 5261017382, ОГРН 1025203560854)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.12.2013
по делу N А43-29977/2012,
принятое судьей Ивановым А.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Концерн "Термаль" о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода от 16.10.2012,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации города Нижнего Новгорода - Бариновой Н.В. по доверенности от 09.01.2014 N 05/Д сроком действия до 31.12.2014;
муниципального казенного учреждения "Рекламная службы города Нижнего Новгорода" - Бариновой Н.В. на основании доверенности от 11.03.2014 сроком действия один год и приказов от 03.03.2014 N 07-л и от 07.03.2014 N 08,
и установил:
закрытое акционерное общество "Концерн "Термаль" (далее - ЗАО "Концерн "Термаль", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации г.Нижнего Новгорода в лице Департамента градостроительного развития и архитектуры (далее - орган местного самоуправления, уполномоченный орган) от 16.10.2012 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на фасаде здания, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, пр.Гагарина, 178. Одновременно заявитель просил обязать орган местного самоуправления выдать соответствующее разрешение сроком на 5 лет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" (далее - МКУ "Рекламная служба г.Нижнего Новгорода).
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.04.2013 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу N А43-5196/2013.
Определением от 28.10.2013 Арбитражный суд Нижегородской области возобновил производство по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.12.2013 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Концерн "Термаль" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
По мнению Общества, предполагаемая к установке рекламная конструкция соответствует общим и специальным требованиям по сохранению внешнего архитектурного облика города, установленным постановлением Городской Думы г.Нижнего Новгорода от 21.06.2006 N 46 "Об утверждении правил размещения объектов наружной рекламы и информации в г.Нижнем Новгороде", в связи с чем не может нарушить эстетическое единство архитектурного и исторического облика города.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация г.Нижнего Новгорода указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель органа местного самоуправления и МКУ "Рекламная служба г.Нижнего Новгорода выразил несогласие с позицией Общества, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
ЗАО "Концерн "Термаль" ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 09.10.2012 ЗАО "Концерн "Термаль" обратилось в администрацию г.Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (настенное панно 41,3 x 25,3 м) на фасаде здания, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, пр.Гагарина, 178, приложив необходимые документы.
Решением от 16.10.2012 администрация г.Нижнего Новгорода уведомила Общество об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, обосновав решение ссылкой на нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода.
Полагая, что такое решение органа местного самоуправления является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий:
-несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе", отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Постановлением Городской Думы г.Нижнего Новгорода от 23.11.2005 N 91 утвержден Устав города Нижнего Новгорода, в соответствии с подпунктом 38 пункта 1 статьи 8, подпунктом 10 пунктом 3 статьи 43 которого к вопросам местного значения города Нижнего Новгорода и к полномочиям администрации города относится выдача разрешений на размещение наружной рекламы на территории города и осуществление контроля размещения наружной рекламы территории города в установленном порядке.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте градостроительного развития и архитектуры администрации г.Нижнего Новгорода (далее - Положение), утвержденного постановлением администрации г.Нижнего Новгорода от 21.06.2011 N 2376, Департамент градостроительного развития и архитектуры образован в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения работы администрации города в области архитектуры, градостроительной деятельности.
Пунктом 1.2. Положения установлено, что Департамент архитектуры и градостроительства является структурным подразделением администрации города.
В силу пункта 3.4. Положения Департамент градостроительного развития и архитектуры обеспечивает реализацию полномочий администрации города Нижнего Новгорода в области градостроительной деятельности.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Статья 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В статье 19 Закона о рекламе установлены требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций, в частности щитов.
Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу части 13 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Согласно части 14 статьи 19 Закона о рекламе решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
В силу части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.
До 13.10.2012 в г.Нижнем Новгороде действовали утвержденные постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 21.06.2006 N 46 Правила размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде (далее- Правила N 46) вместе с Положением о порядке организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на заключение договора на распространение рекламы на городском рекламном месте, Положением о порядке заключения договора посредством публичного предложения.
Согласно пункту 2.3.9.7 Правил N 46 настенные панно - рекламные конструкции, размещаемые на плоскости стен зданий, строений, сооружений в виде изображения (информационного поля), непосредственно нанесенного на стену; конструкции, состоящей из элементов крепления к стене, каркаса и информационного поля. Настенные панно выполняются по типовым или индивидуальным проектам. Для настенных панно, имеющих элементы крепления к стене, в обязательном порядке разрабатывается проект крепления конструкции с целью обеспечения безопасности при эксплуатации. Площадь информационного поля настенного панно определяется габаритами каркаса информационного поля. Настенные панно должны иметь маркировку с указанием сведений о владельце настенного панно и номера его телефона. Маркировка должна размещаться под информационным полем. Не допускается размещение на главных фасадах зданий крупноразмерных рекламных щитовых и баннерных рекламоносителей, закрывающих значительную часть фасада, остекление витрин и окон, архитектурные детали и декоративное оформление.
Содержащийся в пункте 2.3.9.7 Правил запрет на размещение на главных фасадах зданий крупноразмерных рекламных щитовых и баннерных рекламоносителей, закрывающих значительную часть фасада, остекление витрин и окон, архитектурные детали и декоративное оформление, представляет собой один из формально определенных критериев нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Указанный критерий носит общий характер в силу универсальности правового регулирования, то есть применяется к любому архитектурному объекту независимо от современных пристрастий и оценок художественной ценности архитектурного объекта и воплощенного в нём архитектурного решения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.08.2013 по делу А43-5196/2013 пункт 2.3.9.7 Правил N 46 признан соответствующим действующему законодательству Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.11.2013 решение арбитражного суда первой инстанции от 19.08.2013 оставлено без изменения.
Кроме того, с 13.10.2012 вступило в силу Решение Городской Думы г. Н.Новгорода от 19.09.2012 N 119, утвердившее Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде (далее- Правила N 119).
Правила N 119 разработаны в целях осуществления контроля за сохранением историко-градостроительной среды, сохранением архитектурного облика сложившейся застройки города, упорядочения мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций, формирования принципов и условий, обеспечивающих равные права для всех участников отрасли наружной рекламы, эффективного использования имущества города Нижнего Новгорода в целях размещения наружной рекламы, установлены требования к территориальной установке и эксплуатации рекламных конструкций, условия использования имущества города для установки и эксплуатации рекламных конструкций, а также порядок осуществления контроля за соблюдением этих требований.
Соблюдение Правил обязательно для всех физических и юридических лиц независимо от формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей при установке и эксплуатации рекламных конструкций (пункт 1.1.3).
Согласно пункту 4.1 Правил рекламные конструкции, установленные на территории города Нижнего Новгорода, должны соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города, не нарушать историко-градостроительную среду.
В пункте 4.2 Правил определено, что на территории города Нижнего Новгорода разрешается размещение исключительно указанных в разделе 3 настоящих Правил типов и размеров рекламных конструкций. Размещение иных типов и размеров рекламных конструкций не допускается.
Рекламные конструкции, не соответствующие Перечню рекламных конструкций и установленные до принятия Правил, могут эксплуатироваться до окончания срока действия разрешения на установку рекламной конструкции либо до его аннулирования или признания недействительным по основаниям и в порядке, установленном Федеральным законом "О рекламе".
В силу пункта 4.5 Правил территориальные требования к размещению рекламной конструкции на территории города Нижнего Новгорода применяются вне зависимости от владельца рекламной конструкции или формы собственности недвижимого имущества, находящегося на территории города Нижнего Новгорода.
На территории города Нижнего Новгорода разрешается установка исключительно предусмотренных типов рекламных конструкций на территориях в указанных зонах. Установка рекламных конструкций иных типов не допускается.
Проспект Гагарина в городе Нижнем Новгороде относится к четвертой территориальной зоне (территории придорожных полос улиц и магистралей, проходящих через центральные общественно-деловые, коммерческие, общественные специализированные и жилые зоны), где допускается размещение рекламных конструкций малого формата: указатели с рекламными модулями; скамейки с рекламными модулями; сити-форматы; афишные стенды; тумбы; пиллары; сити-борды; рекламные конструкции сити-формата и среднего формата до 18 кв. м, конструктивно связанные с остановочными пунктами общественного транспорта; рекламные конструкции среднего формата - щиты 3 м x 4 м и 3 м x 6 м; уникальные нестандартные конструкции; крышные конструкции в виде отдельных букв и логотипов; брандмауэрные панно; медиа-фасады; флаговые композиции; штендеры.
Общество планирует установить на фасаде здания N 178 настенное панно размером 41,3 х 25,3 м.
Вместе с тем установка такого типа и размера рекламной конструкции в четвертой территориальной зоне не предусмотрена, что в соответствии с Правилами недопустимо и свидетельствует о нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода.
При установленных обстоятельствах администрация г.Нижнего Новгорода в лице Департамента градостроительного развития и архитектуры приняла правомерное решение от 16.10.2012 об отказе ЗАО "Концерн "Термаль" в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (настенное панно 41,3 x 25,3 м) на фасаде здания, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, пр.Гагарина, 178.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к обоснованному заключению о том, что оспариваемое решение уполномоченного органа соответствует Федеральному закону 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Правилам N 46 и Правилам N 119 и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал ЗАО "Концерн "Термаль" в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене или изменению решения суда первой инстанции в данном случае отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы заявителя не опровергают установленных судом обстоятельств и сделанных на их основании выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.12.2013 по делу N А43-29977/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.12.2013 по делу N А43-29977/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Концерн "Термаль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29977/2012
Истец: ЗАО "Концерн "Термаль" г. Нижний Нвгород
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода
Третье лицо: МКУ "Рекламная служба города Нижнего Новгорода"