г. Хабаровск |
|
25 марта 2014 г. |
Дело N А16-1115/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 12": представитель не явился
от управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области: представитель не явился
от общества с ограниченной ответственностью "ДТК-Хабаровск": представитель не явился
от мэрии города МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области: представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
на решение от 25.11.2013
по делу N А16-1115/2013
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Баловой Е.В.
по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 12"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
о признании недействительным решения от 19.06.2013 по делу N 09/05 о нарушении антимонопольного законодательства
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "ДТК-Хабаровск", мэрия города МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 12" (ОГРН 1117901001646, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 19.06.2013 по делу N 09/05 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением суда от 21.08.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "ДТК-Хабаровск" (далее - ООО "ДТК-Хабаровск") и мэрия города МО "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - мэрия города).
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 25.11.2013 по делу N А16-1115/2013 заявленные требования учреждения удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 25.11.2013 по делу N А16-1115/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы антимонопольный орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru мэрией города 05.03.2013 размещено извещение о проведении запроса котировок N 0178300000313000022 на поставку во 2 квартале 2013 года молочных продуктов для нужд учреждения. Согласно указанному извещению запрос котировок объявлен на поставку молока питьевого (цельного), йогурта, сметаны, творога жирного.
В соответствии с документацией к поставке заявлены:
- молоко питьевое цельное пастеризованное в количестве 1440 литров, с массовой долей жира (далее - мдж) 2,5%, 3,2%, изготовленное из коровьего молока путем нормализации, поставка осуществляется в транспортной таре - в герметично закрытых металлических флягах;
- йогурт в количестве 336 литров с мдж не менее 2,5%, поставка осуществляется в герметично запаянной упаковке из комбинированных материалов либо поливинилхлоридной пленки, предназначенных для изготовления тары под молочные продукты, емкостью не менее 0,2 литра в каждой;
- сметана в количестве 104 кг с мдж не более 15%, поставка осуществляется в герметично запаянных пакетах, изготовленных из полимерных пленок и комбинированных материалов либо поливинилхлоридной пленки, предназначенных для упаковывания пищевых продуктов, фасовка товара должна быть не более 10 кг;
- творог жирный в количестве 234 кг с мдж не более 9%, поставка осуществляется в герметично запаянных пакетах, изготовленных из полимерных пленок и комбинированных материалов либо поливинилхлоридной пленки, предназначенных для упаковывания пищевых продуктов, фасовка товара должна быть не менее 5 кг и не более 10 кг.
Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 14.03.2013 N 0178300000313000022-П решением котировочной комиссии к участию в запросе котировок допущены: ООО "Торговый дом "Биробиджан-молоко", ГП ЕАО "Биробиджан-молоко". Победителем признано ООО "Торговый дом "Биробиджан-молоко".
ООО "ДТК-Хабаровск" 14.03.2013 обратилось в антимонопольный орган с жалобой, в которой указало на несоответствие требований котировочной документации Федеральному закону от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", СанПиН 2.3.4.551-96, утвержденному постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 04.10.1996 N 23 (далее - СанПиН 2.3.4.551-96), Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ГОСТ Р 52096-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Творог. Технические условия, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.06.2003 N 225-ст.
Антимонопольным органом 10.06.2013 в пределах своих полномочий возбуждено дело N 09/05 по признакам нарушения учреждением частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N 135-ФЗ).
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом 27.06.2013 принято решение, которым учреждение признано нарушившим требования частей 1 и 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в том, что заказчиком в документации о проведении запроса котировок установлены требования к товару (поставщик должен осуществить поставку товара в транспортной таре - в герметично закрытых металлических флягах; в герметично запаянной упаковке из комбинированных материалов либо поливинилхлоридной пленки; в герметично запаянных пакетах, изготовленных из полимерных пленок и комбинированных материалов, либо поливинилхлоридной пленки), которые влекут за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа участников размещения заказа, занимающихся аналогичным видом деятельности.
Не согласившись с вышеуказанным решением антимонопольного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил требование учреждение. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 35 Технического регламента молоко и продукты его переработки, предназначенные для реализации, должны быть расфасованы, упакованы в тару и (или) упаковки, изготовленные из экологически безопасных материалов, разрешенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, для контакта с пищевыми продуктами и обеспечивающих безопасность и качество молока и продуктов его переработки в течение срока их годности; продукты детского питания на молочной основе для детей дошкольного возраста и детей школьного возраста должны выпускаться только расфасованными в герметичную упаковку.
Статьей 36 Технического регламента установлено, что жидкие продукты детского питания на молочной основе для детей дошкольного возраста и детей школьного возраста должны выпускаться в упаковке объемом не более чем 2 литра, пастообразные продукты детского питания - не более чем 200 граммов (для непосредственного употребления в пищу порциями); каждая упаковка продуктов переработки молока должна иметь маркировку, этикетку и при необходимости листок-вкладыш или ярлык, содержащие информацию для потребителей.
Информация о других молочных продуктах, молочных составных продуктах, молокосодержащих продуктах детского питания, предназначенных для питания детей дошкольного возраста или детей школьного возраста, должна соответствовать требованиям, установленным частью 25 настоящей статьи, и требованиям нормативных и (или) технических документов, в соответствии с которыми производится такая молочная продукция и может быть проведена ее идентификация, установлено частью 30 статьи 36 Технического регламента.
В соответствии с пунктами 12.24 и 12.27 СанПиН 2.3.4.551-96 все детские молочные продукты должны выпускаться только в расфасованном виде в объемах, соответствующих одноразовому приему, сметана, творог и сырково-творожные изделия детским учреждениям должны поставляться только собственной выработки.
Антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении заказчиком части 2 статьи 45, части 3.1 статьи 34, пункта 4 статьи 43 Закона N 94-ФЗ, выразившиеся в установлении требований к товару (поставщик должен осуществить поставку товара в транспортной таре - в герметично закрытых металлических флягах; в герметично запаянной упаковке из комбинированных материалов либо поливинилхлоридной пленки; в герметично запаянных пакетах, изготовленных из полимерных пленок и комбинированных материалов либо поливинилхлоридной пленки), которые влекут за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа участников размещения заказа, занимающихся аналогичным видом деятельности.
Статьей 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
Согласно пункту 4 статьи 43 Закона N 94-ФЗ запрос котировок должен содержать сведения, в том числе о наименовании, характеристиках и количестве поставляемых товаров, наименовании, характеристиках и объеме выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в документацию о проведении запроса котировок требования к размерам, фасовке и упаковке товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций (в рассматриваемом случае - организация процесса питания в дошкольном учреждении).
Поскольку поставщиком молочной продукции могло выступить любое физическое либо юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям котировочной документации и удовлетворяющее потребности заказчика, нарушений законодательства в действиях учреждения не усматривается.
Порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как следует из материалов дела, молоко, сметана, творог жирный, предназначенные для приготовления продуктов детского питания для детей дошкольного возраста, фактически используются учреждением для приготовления блюд путем переработки. В первоначальном виде в употребление в пищу не даются. Иного в материалы дела не представлено. Фасовка же продуктов малого объема предназначена для разовой порции непосредственного употребления продукта.
СанПиНом 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" установлено, что молоко фляжное непастеризованное перед употреблением подлежит обязательному кипячению не более 2-3 минут. Кроме того, молоко следует хранить в той же таре, в которой оно поступило или в потребительской упаковке. Кроме того, СанПиНом 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования, предъявленные к организации общественного питания, изготовлению и оборотности в них пищевых продуктов питания и продовольственного сырья", определено, что продукты следует хранить в таре производителя (бочки, ящики, фляги, бидоны и др.) при необходимости - перекладывают в чистую, промаркированную в соответствии с видом продукта производственную тару.
Таким образом, предусмотрено упаковывание молока и продуктов его переработки, предназначенных для реализации в тару, к которой в соответствии с ГОСТ 17527-2003. Межгосударственный стандарт. "Упаковка. Термины и определения" относятся фляга, мешок, бутылка.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что запрет на поставку фляжного молока отсутствует, кроме того, нет требования использования для питания детей именно молока как продукта детского питания.
Согласно СанПиН 2.4.1.2660-10, приготовление готовых блюд для организации питания детей дошкольных учреждений осуществляется пищеблоком учреждения, в соответствии со сборником рецептур и требованиями к технологическим процессам приготовления. Готовые блюда, непосредственно для питания детей, отпускаются порционно.
При таких обстоятельствах суд обосновано решил, что к заявленной заказчиком поставке молока и молочных продуктов, которые в последующем подлежат обязательной переработке, требования части 3 статьи 35 Технического регламента не применяются.
Суд апелляционной инстанции считает, что указание в запросе котировок требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке товара, и иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика предусмотрено законом и не влечет нарушение законодательства.
Поскольку поставщиком молочной продукции могло выступить любое физическое либо юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям котировочной документации и удовлетворяющее потребности заказчика, нарушений законодательства не усматривается.
Доказательств того, что установленные учреждением в запросе котировок требования повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа, в том числе ООО "ДТК-Хабаровск", антимонопольным органом в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, суд второй инстанции приходит к выводу о том, что содержащиеся в запросе котировок сведения о товаре, соответствуют требованиям статьи 43 Федерального закона N 94-ФЗ, а действия учреждения не свидетельствуют о нарушении им положений статьи 45 названного закона.
По материалам дела апелляционным судом установлено, что запрос котировок учреждения, в части предъявления требований к объему и таре поставляемых молочных продуктов, обусловлен особенностями юридического лица - дошкольное учреждение, и с учетом особенностей организации процесса питания в детских садах, учреждением не допущено нарушений положений Федерального закона N 94-ФЗ.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 25.11.2013 по делу N А16-1115/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1115/2013
Истец: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 12"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по ЕАО, Управление Федеральной антимонопольной службы Росии по ЕАО
Третье лицо: Мэрия МО "Город Биробиджан" ЕАО, ООО "ЖТК-Хабаровск", Мэрия города МО "Город Биробиджан" ЕАО, ООО "ДТК-Хабаровск"