город Ростов-на-Дону |
|
26 марта 2014 г. |
дело N А32-18021/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Администрации муниципального образования город-курорт Анапа: Беликова Дмитрия Владимировича по доверенности от 21.03.2014,
от закрытого акционерного общества "Агрокомплекс Витязевский": конкурсного управляющего Логинова Германа Евгеньевича по доверенности от 10.09.2013, паспорт; представителя - Кутейникова Константина Петровича по доверенности от 10.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Анапа
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2013 по делу N А32-18021/2013
принятое в составе судьи Левченко О.С.
по заявлению закрытого акционерного общества "Агрокомплекс Витязевский" (конкурсный управляющий Логинов Г.Е.)
к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа; Администрации муниципального образования город-курорт Анапа
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий закрытого акционерное общества "Агрокомплекс Витязевский" (далее - заявитель, ЗАО "Агрокомплекс Витязевский", общество) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация г. Анапа, администрация), Управлению имущественных отношений администрации г. Анапа о признании незаконным решения, оформленного письмом от 05.04.2013 N 27.02-3491, об отказе в предоставлении в собственность обществу в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка общей площадью 287 669 кв.м. с кадастровым номером 23:37:0203001:460, расположенного по адресу: г. Анапа, с/о Благовещенский, ООО "Благовещенка", центральная часть землепользования; обязании управления подготовить и направить в месячный срок со дня вступления в силу решения суда обществу проект договора купли-продажи указанного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке и имеет преимущественное право на его приватизацию.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация г. Анапа обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда от 27.11.2013 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы администрация указывает, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, что препятствует передаче его в собственность общества. Заявитель при обращении в администрацию не представил необходимый пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475.
В судебном заседании представители общества против удовлетворения апелляционных жалоб возражали.
В судебном заседании 18.03.2014 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлено определение о перерыве до 25.03.2014. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель Администрации муниципального образования город-курорт Анапа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Агрокомплекс Витязевский" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Анапа, с/о Благовещенский, ООО "Благовещенка": здание коровника, площадью 1010,1 кв. м; здание склада, площадью 7,7 кв. м; здание санпропускника, площадью 238,6 кв. м; здание клубнихранилища, площадью 738 кв. м; здание автогаража, площадью 400,8 кв. м; здание ремонтных боксов, площадью 503,5 кв. м; административное здание, площадью 188,5 кв. м; здание мойки, площадью 93,5 кв. м; здание склада, площадью 638 кв. м; здание котельной, площадью 63,39 кв. м; здание механической мастерской, площадью 1411,6 кв. м; здание коровника на 200 голов, площадью 2155, 3 кв. м; здание зерносклада, площадью 886,7 кв. м; здание коровника на 106 годов, площадью 1556, 6 кв. м; здание весовой, площадью 45,7 кв. м; контора, площадь. 383,1 кв. м; склад, площадью 16,5 кв. м; склад, площадью 16,6 кв. м; диспетчерская, площадью 32,2 кв. м; сторожка, площадью 4,3 кв. м; пилорама, площадью 110 кв. м; склад, площадью 75,1 кв. м; столярный цех, площадью 333,6 кв. м.
С целью приобретения в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:37:0203001:460, на котором расположены указанные строения, ЗАО "Агрокомплекс Витязевский" обратилось в администрацию г. Анапа с соответствующим заявлением.
Решением Управления имущественных отношений администрации г. Анапа, изложенным в письме от 05.04.2013 N 27.02-3491 заявителю отказано в передаче земельного участка в собственность. Заявителю было предложено предоставить информацию о необходимости и целесообразности формирования многоконтурного земельного участка и расчет предельных минимальных площадей земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих ЗАО "Агрокомплекс Витязевский", а также указано на отсутствие в представленных документах согласия собрания кредиторов.
Полагая, что отказ администрации в предоставлении в собственность названного земельного участка является незаконным, ЗАО "Агрокомплекс Витязевский" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наличие совокупности указанных условий суд апелляционной инстанции находит недоказанным.
Так, согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и абзаца 5 пункта 3 статьи 28 Закона о приватизации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Рассмотрение заявлений о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка. Правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит, в частности, ограничение земельного участка в обороте или установление федеральным законом запрета на его приватизацию.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "Агрокомплекс Витязевский" является собственником следующих объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Анапа, с/о Благовещенский, ООО "Благовещенка": здание коровника, площадью 1010,1 кв. м; здание склада, площадью 7,7 кв. м; здание санпропускника, площадью 238,6 кв. м; здание клубнихранилища, площадью 738 кв. м; здание автогаража, площадью 400,8 кв. м; здание ремонтных боксов, площадью 503,5 кв. м; административное здание, площадью 188,5 кв. м; здание мойки, площадью 93,5 кв. м; здание склада, площадью 638 кв. м; здание котельной, площадью 63,39 кв. м; здание механической мастерской, площадью 1411,6 кв. м; здание коровника на 200 голов, площадью 2155, 3 кв. м; здание зерносклада, площадью 886,7 кв. м; здание коровника на 106 годов, площадью 1556, 6 кв. м; здание весовой, площадью 45,7 кв. м; контора, площадь. 383,1 кв. м; склад, площадью 16,5 кв. м; склад, площадью 16,6 кв. м; диспетчерская, площадью 32,2 кв. м; сторожка, площадью 4,3 кв. м; пилорама, площадью 110 кв. м; склад, площадью 75,1 кв. м; столярный цех, площадью 333,6 кв. м. (выписки из ЕГРП от 24.01.2013, свидетельства о государственной регистрации права от 13.09.2008 N 090387, N 090382, N 090385, N 090383, N 090381, N 090386, N 090388, N 090384, N 090378, N 090377, N 090376, N 090375, N 090390, N 090380, N 090379, от 13.02.2008 N 677215, N 677219, N 677220, N 677221, N 677216, от 12.02.2008 N 677217, N 677085, N 677222, от 14.11.2011 N 350253 (т. 1 л.д. 29-76)).
Обществом в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком испрашивается в собственность земельный участок площадью 287 669 кв.м. с кадастровым номером 23:37:0203001:460, на котором расположены вышеназванные объекты недвижимого имущества.
Между тем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления обществу в собственность указанного земельного участка, поскольку данный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий.
В статье 27 Земельного кодекса закреплено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом (пункт 1). Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничены в обороте.
Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов установлен также пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 и пунктом 1 статьи 96 Земельного кодекса к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, предназначенные для лечения и отдыха граждан. Земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (пункт 5 статьи 31 Закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ, статья 1 Федерального закона от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ).
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны (пункт 2 статьи 32 Закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 3 Закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", Федеральными законами от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ и от 23.02.1995 N 26-ФЗ курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г.-к. Анапы, г.-к. Геленджика и г.-к. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 N 1954 "О федеральном курортном регионе Анапа" району курорта Анапа в границах округов санитарной охраны, определенных постановлением Совета министров РСФСР от 30.01.1985 N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае", придан статус федерального курортного региона. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому курорт и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта г. Анапы признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (статья 1 Закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ, пункт 3 статьи 22 Закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ).
Материалами дела подтверждается факт нахождения испрашиваемого заявителем земельного участка с кадастровым номером 23:37:0203001:460 в пределах особо охраняемой природной территории.
Так, станица Благовещенская входит в границы муниципального образования г-к Анапа.
Согласно письма Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Анапа от 17.03.2014 земельный участок с кадастровым номером 23:37:0203001:460 расположен в границах населенного пункта ст-ца Благовещенская. Земельный участок расположен частично в 1 и 2 зонах горно-санитарной охраны курорта, утвержденных постановлением Совета министров РСФСР от 30.01.1985 N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае". Часть земельного участка находится в водоохранной зоне лимана, а также в границе временной охранной зоны памятника археологии.
Анализ приведенного федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что нахождение земельного участка в зоне округа горно-санитарной охраны курорта свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя об отнесении спорного земельного участка к категории земель населенных пунктов в связи с чем существует право на приватизацию спорного объекта ввиду того, что данное обстоятельство не исключает применение к спорному земельному участку режима земель особо охраняемых территорий, которые ограничены в обороте.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса установлен запрет на отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случая, предусмотренного федеральным законом, запрета на приватизацию земельных участков.
Такой запрет определен частью 2 статьи 27 Земельного кодекса, согласно которой земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов установлен также пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию.
Таким образом, нахождение земельного участка в зоне округа горно-санитарной охраны курорта свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на приватизацию.
Учитывая изложенное, отказ администрации г. Анапа в предоставлении ЗАО "Агрокомплекс Витязевский" земельного участка с кадастровым номером 23:37:0203001:460 в собственность не нарушает право заявителя на приватизацию земельного участка ввиду установленного законодателем запрета, что в силу статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации препятствует признанию такого отказа незаконным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2013 по делу N А32-18021/2013 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18021/2013
Истец: ЗАО " Агрокомплекс Витязевский ", ЗАО "Агрокомплекс "Витязевский"
Ответчик: Администрация МО город-курорт Анапа, Администрация муниципального образования город-курорт Анапа, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа
Третье лицо: Логинов Герман Евгеньевич, Логинов Г. Е.