город Ростов-на-Дону |
|
26 марта 2014 г. |
дело N А32-31348/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "За Родину"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2013 по делу N А32-31348/2013
принятое в составе судьи Григорьевой Ю.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "За Родину"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "За Родину" (далее - ООО "За Родину", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Краснодарскому краю, управление) о признании незаконным отказа от 04.10.2013 N 44/075/2013-301 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - жилой дом, площадью 340,9 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. За Родину, ул.Вишневая, 3, а также обязании управления произвести государственную регистрацию права собственности на указанный объект (с учетом уточнения первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 18-19)).
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - жилой дом, площадью 340,9 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. За Родину, ул.Вишневая, 3, неправомерен и противоречит требованиям статей 17, 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Для регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества обществом представлены все необходимые документы, в том числе, разрешение на ввод в эксплуатацию N RU 23531302-67 от 27.08.2013, которое является правоустанавливающим документом. Предельные параметры разрешенного строительства, предусмотренные статьей 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение суда мотивировано тем, что регистратором были выявлены противоречия в представленных на государственную регистрацию права разрешении на строительство, кадастровом паспорте, разрешении на ввод объекта в эксплуатацию в части этажности и площади спорного объекта недвижимого имущества. Представленные на государственную регистрацию документы противоречат требованиям пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Поскольку документы, представленные заявителем на государственную регистрацию права собственности, не соответствовали требованиям законодательства, оспариваемый отказ в регистрации прав на недвижимое имущество является правомерным.
Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "За Родину" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что для регистрации права собственности на спорный объект им предоставлены все необходимые документы, в том числе, кадастровый паспорт объекта и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Незначительное отступление от заданных в разрешении на строительство параметров построенного объекта капитального строительства допускаются действующим законодательством. Отказ в регистрации права собственности создает для общества неблагоприятные экономические последствия, поскольку препятствует продаже спорного объекта.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, 28.08.2013 ООО "За Родину" обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - жилой дом, площадью 340,9 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Термюкский район, п. За Родину, ул.Вишневая, 3.
С заявлением о государственной регистрации права общество представило следующие документы: платежное поручение от 25.10.2010 N 335, доверенность от 23.10.2012, кадастровый паспорт здания от 29.09.2010, постановление администрации Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района от 15.08.2013 N 190, протокол внеочередного собрания участников ООО "За Родину" от 02.11.2007 N 2, приказ ООО "За Родину" от 02.11.2007 N 2, разрешение на строительство N RU 23531302-48 от 11.06.2010, протокол внеочередного общего собрания от 01.11.2012 N 13, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 23531302-67 от 27.08.2013, платежное поручение от 07.03.2012 N 107, доверенность от 06.03.2012, кадастровый паспорт здания от 29.09.2010, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 23531302-50 от 06.02.2013, что подтверждается расписками управления о получении документов от 28.08.2013, от 02.09.2013, от 07.09.2012 (т. 1 л.д. 46, 51, 76).
Уведомлением управления от 05.09.2013 N 44/075/2013-301 государственная регистрация права собственности ООО "За Родину" на жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. За Родину, ул. Вишневая, 3, была приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Управление установило наличие противоречия в представленных на государственную регистрацию разрешении на строительство, кадастровом паспорте, разрешении на ввод объекта в эксплуатацию в части этажности и площади спорного объекта недвижимого имущества. Управление также указало на то обстоятельство, что в нарушение статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства заявителем не представлено. Обществу было предложено устранить данное противоречие в срок до 04.10.2013 путем представления указанного разрешения.
Решением управления, изложенном в сообщении об отказе в государственной регистрации права от 04.10.2013, обществу было отказано в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости на основании абзаца 10 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по основаниям, изложенным в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 05.09.2013 (т. 1, л.д. 21-22).
Не согласившись с решением управления, ООО "За Родину" обжаловало отказ в государственной регистрации права собственности на жилой дом, по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. За Родину, ул. Вишневая, 3, в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, решение управления может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данного акта закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие двух соответствующих условий применительно к настоящему делу суд апелляционной инстанции находит доказанным.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с пунктом 1 статьи 13 которого государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрена необходимость приостановления государственной регистрации прав при возникновении у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав.
В силу пункта 1, 2 статьи 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основанием для государственной регистрации прав, являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 17 названного Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости является документ, подтверждающий факт его создания.
Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав (пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
На основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Из материалов дела усматривается, что для регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - жилой дом, площадью 340,9 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. За Родину, ул.Вишневая, 3, общество представило необходимые документы.
Основанием для отказа в государственной регистрации послужило наличие противоречия в представленных на государственную регистрацию разрешении на строительство, кадастровом паспорте, разрешении на ввод объекта в эксплуатацию в части этажности и площади спорного объекта недвижимого имущества, а также непредставление обществом разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренного статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, разрешение N RU23531302-48 от 11.06.2010 выдано администрацией Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района на строительство объекта - жилой дом: площадь застройки - 180,5 кв.м, строительный объем - 892,9 куб. м, этажность - 2 этажа.
Обществом получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 23531302-50 от 06.02.2012. Постановлением администрации Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района от 15.08.2013 N 190 указанное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отменено, выдано новое разрешение 27.08.2013 N RU 23531302-67 на объект - жилой дом: общая площадь - 340,9 кв.м, строительный объем - 1 451,7 куб. м, этажность - 3 этажа.
В кадастровом паспорте на данный объект указаны следующие сведения: жилой дом: общая площадь - 340,9 кв.м, этажность - 3 этажа.
В соответствии с пунктом 7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113, документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу положений пункта 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик в числе других документов должен представить правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на строительство (часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и иной градостроительной документацией в силу статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.10.2012 по делу N А61-238/2012.
Материалами регистрационного дела подтверждается, что с заявлением на регистрацию права собственности на спорный объект недвижимости общество представило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 23531302-67 от 27.08.2013, выданное администрацией Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района.
Указанный ненормативный акт не отменен и не оспорен в судебном порядке, следовательно, в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является надлежащим доказательством создания объекта недвижимого имущества.
Сведения об объекте (площадь, этажность), содержащиеся в кадастровом паспорте соответствуют сведениям, указанным в разрешении на ввод в эксплуатацию,
Из постановления администрации Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района от 15.08.2013 N 190 об отмене ранее выданного заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU 23531302-50 от 06.02.2012 следует, что указанное разрешение отменено в связи с приведением в соответствие разрешительной документации в соответствие со схемой планировочной организации земельного участка. В связи с чем, обществу выдано новое разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 23531302-67 от 27.08.2013 (т. 1 л.д. 56).
Письмо департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 10.09.2013 о нарушении администрацией Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района законодательства о градостроительной деятельности при подготовке и выдаче разрешений N RU 23531302-67 и N RU 23531302-50 при отсутствии доказательств отмены указанных ненормативных актов в установленном порядке не может служить основанием для отказа в государственной регистрации права на спорный объект недвижимости.
Требование регистрирующим органом от заявителя разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренного статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, неправомерно, поскольку представление данного документа в подтверждение факта создания объекта недвижимого имущества законодательством не предусмотрено.
Кроме того, согласно градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:30:03 02 002:13, на котором расположено спорное строение, утвержденного постановлением администрации Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района от 28.05.2010 N 91, параметры разрешенного строительства на данном земельном участке обществом не превышены (т. 1 л.д. 118-127).
Таким образом, необходимый перечень документов для государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости заявителем был представлен, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
Незаконный отказ управления в государственной регистрации права собственности привел к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, имеются законные основания для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Государственная пошлина по заявлению в сумме 2 000 руб. была уплачена обществом по платежному поручению N 124 от 16.09.2013.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 1 000 руб. и была уплачена обществом по платежному поручению от 31.01.2014 N 5.
Поскольку требования заявителя удовлетворены судебные расходы в сумме 3000 руб., понесенные обществом при оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе, подлежат взысканию с управления.
Излишне уплаченная сумма государственной пошлины по жалобе в размере 1 000 руб., уплаченная по платежному поручению от 03.08.2010 г. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2013 по делу N А32-31348/2013 отменить.
Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 04.10.2013 N 44/075/2013-301 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - жилой дом, площадью 340,9 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. За Родину, ул.Вишневая, 3.
Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию права собственности ООО "За Родину" на жилой дом, площадью 340,9 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. За Родину, ул.Вишневая, 3.
Взыскать с Управления Росреестра по Краснодарскому краю в пользу ООО "За Родину" 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Возвратить ООО "За Родину" из федерального бюджета 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31348/2013
Истец: ООО "За Родину"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кранодарскому краю в государственной регистрации права
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю