г. Ессентуки |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А61-3541/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ОАО "РусГидро" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.11.2013 по делу N А61-3541/2012 (судья Акимцева С.А.)
по заявлению ОАО "РусГидро"
к МРИ ФНС России по г.Владикавказу
о признании недействительным решения от 16.04.2012 N 16903
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "РусГидро" с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания: Шиганов И.А. по доверенности от 31.01.2014;
от МРИ ФНС России по г.Владикавказу с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания: Газаев Д.Л. по доверенности от 13.01.2014 N 0404/00102, Купеева Ж.В. по доверенности от 10.12.2013 г. N0404/16982;
в отсутствие иных лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РусГидро" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения N 16903, вынесенного 16.04.2012 МРИ ФНС России по г.Владикавказу (далее - налоговый орган) об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 18.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с таким решением суда, ОАО "РусГидро" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 18.11.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение от 18.11.2013 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "РусГидро" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 18.11.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение от 23.12.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующими файлом размещена 31.01.2014 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "РусГидро" 12.09.2011 подало в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на имущество за 2008 год, в отношении которой была проведена камеральная проверка, по результатам которой был составлен акт от 26.12.2011 за N 22885 (т.1,л.д.34-36).
Согласно акту камеральной проверки налоговым органом было установлено неправомерное применение Обществом налоговой льготы по налогу на имущество, в связи с чем, было предложено взыскать с ОАО "РусГидро" неуплаченную в полном объеме сумму налога в размере 4 638 339 руб.
МРИ ФНС России по г.Владикавказ решением от 16.04.2012 за N 16903, вынесенным в соответствии со статьей 101 НК РФ, отказав в привлечении Общества к ответственности по статье 109 НК РФ за совершение налогового правонарушения, обязала Общество уплатить недоимку по налогу на имущество за 2008 год в сумме 4 638 338 руб. (т.1, л.д.40-43).
Рассмотрев апелляционную жалобу налогоплательщика УФНС России по РСО-А решением от 06.06.2012 N 17 оспариваемое решение МРИ ФНС России по г.Владикавказу было изменено в части пункта 2.1 "Уплатить недоимку". УФНС России по РСО-А приняла новую редакцию указанного пункта - "в отношении суммы 4 638 339 руб. налог следует начислить как не полностью исчисленную сумму налога на имущество за 2008 год". В остальной части решение Инспекции было оставлено без изменения (т.1, л.д.52-59).
Как следует из обжалуемого решения N 16903 в части применения налогоплательщиком льготы в соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ Обществом было заявлено к льготированию имущество, не входящее в Перечень имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.
Суд первой инстанции правомерно счел правильным вывод налогового органа на основании следующего.
Как следует из материалов дела у налогоплательщика на балансе числятся следующие объекты - линии электропередач и дополнительно относящееся к нему имущество, в отношении которого Общество, по его мнению, освобождается от налогообложения по налогу на имущество:
п\п |
Основное средство |
Инвентарный номер |
Код по ОКОФ |
1 |
Заградитель высокочастотный, ВЗ-600, ВЛ-1,ОРУ-110ГдГЭС |
СО002688-19 |
14 3222163 |
2 |
Заградитель высокочастотный, ВЗ-600, ВЛ-16, ОРУ-ПОГдГЭС |
СО002688-20 |
14 3222163 |
3 |
Заградитель высокочастотный, ВЗ-600, ВЛ-32, ОРУ-110/35/6 ДзГЭС |
СО000385-16 |
14 3222163 |
4 |
Заградитель высокочастотный, ВЗ-600, ВЛ-406, ОРУ-110ЭГЭС |
СО000060-51 |
14 3222163 |
5 |
Заградитель высокочастотный, ВЗ-600, ВЛ-8, ОРУ-110/35/6 ДзГЭС |
СО000385-21 |
14 3222163 |
6 |
Заградитель высокочастотный, В 43-600, ВЛ-"Дарьял", ОРУ-110 ЭГЭС |
СО000060-44 |
14 3222163 |
7 |
Заградитель высокочастотный, ВЧЗ-600, ВЛ-25, ОРУ-110 ЭГЭС |
СО000060-42 |
14 3222163 |
8 |
Заградитель высокочастотный, ВЧЗ-600, ВЛ-31, ОРУ-110 ЭГЭС |
СО000060-43 |
14 3222163 |
9 |
Заградитель высокочастотный, В 43-600, ВЛ-8, ОРУ-110 ЭГЭС |
СО000060-41 |
14 3222163 |
10 |
Генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, N 1, ВГС-325/39-20, ГГ-1 ДзГЭС |
СО000369 |
14 3114220 |
11 |
Генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, N 2, AltefhatingCurrent, ГГ-2 ДзГЭС |
СО000370 |
14 3114220 |
12 |
Генератор синхронный к 4 гидравлической турбине вертикальной, N 3, AlterhatingCurrent, ГГ-3 ДзГЭС |
СО000371 |
14 3114220 |
13 |
Генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, N 1, ВГС-325/135-14, СУ ЭГЭС, ГГ-1 |
CO000069 |
143114220 |
14 |
Генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, N 2, ВГС-325/135-14, СУ ЭГЭС, ГГ-2 |
СО000070 |
143114220 |
15 |
Генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, N 3, ВГС-325/135-14, СУ ЭГЭС, ГГ-3 |
СО000071 |
14 3114220 |
16 |
Генератор синхронный к гидравлической турбине горизонтальной, N 1, VFW-368/18-16, СУ БГЭС, ГГ-1 |
СО000270 |
14 3114230 |
17 |
Генератор синхронный к гидравлической турбине горизонтальной, N 2, VFW-368/18-16, СУ БГЭС, ГГ-2 |
СО000271 |
14 3114230 |
18 |
Генератор синхронный к гидравлической турбине горизонтальной, N 1, ЗГ - 9500/ 500, 9500 кВА, 6,6 кВ, |
СО000558 |
14 3114230 |
19 |
Генератор синхронный к гидравлической турбине горизонтальной, N 2 - ЗГ - 9500/ 500, 9500 кВА, 6,6 кВ, |
СО000559 |
14 3114230 |
20 |
Генератор синхронный к гидравлической турбине горизонтальной, N 3- ЗГ - 9500/ 500, 9500 кВА, 6,6 кВ, |
СО000560 |
14 3114230 |
21 |
Генератор синхронный к гидравлической турбине горизонтальной, СН, ESD-1000/175, ГСН, СУ ГдГЭС |
СО000561 |
143114230 |
22 |
Генератор синхронный к гидротурбине горизонтальной, N 1, СГ-2х*85/45, СУ К-У ГЭС |
СО002165 |
143114230 |
23 |
Генератор синхронный к гидротурбине горизонтальной, N 2, СГ-2х*85/45, СУ К-У ГЭС |
СО002168 |
14 3114230 |
24 |
Кабельный переход (ген - тр-р), ДзГЭС |
СО000350 |
12 4527341 |
25 |
Система возбуждения теристорная ГГ-1 Эзминская ГЭС |
СО00954400 |
14 3114300 |
26 |
Разрядник РВС-110,1с.ш..Ф. "В"ОРУ-110, Эзминской ГЭС |
СО00954694 |
143120124 |
В отношении вышеперечисленного имущества налоговый орган отказал ОАО "РусГидро" в применении льготы по налогу на имущество.
В отношении имущества - линии электропередач и дополнительно относящемуся к нему имущества, налогоплательщик сослался на следующее:
= в Общероссийском классификаторе основных фондов под кодом ОКОФ 14 3222163 указано имущество - аппаратура высокочастотной защиты на ЛЭП. Объект - заградитель высокочастотный прямо поименован в Перечне в разделе "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью". В графе "Примечания" высокочастотные заградители относятся к имуществу: ЛЭП - ОКОФ 12 4521125, сооружения электроэнергетики - код ОКОФ 12 4521010, аппаратура электрическая высоковольтная - код ОКОФ 14 31220010;
= в Общероссийском классификаторе основных фондов генераторы синхронные к гидравлической турбине вертикальные имеют код ОКОФ 14 3114220; генераторы синхронные к гидравлической турбине горизонтальной имеют код ОКОФ 14 3114230; генераторы постоянного и переменного тока имеют код ОКОФ 14 3114270, как объекты, являющиеся неотъемлемой технологической частью объекта "компенсаторы реактивной мощности вращающиеся, синхронные";
= в Общероссийском классификаторе основных фондов кабальный переход имеет код ОКОФ 12 4527341, как "линия электропередачи кабельная". Линия электропередачи кабельная прямо поименована в Перечне, а кабельный переход является ее неотъемлемой частью.
Суд первой инстанции правомерно счел ошибочными выводы налогоплательщика, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу положений пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Обязанность доказывания права на применение налоговой льготы лежит на налогоплательщике.
Пунктом 11 статьи 381 НК РФ установлено, что от налогообложения освобождаются организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. При этом перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень).
Таким образом, основанием для получения права на применение названной льготы по налогу на имущество является наличие у налогоплательщика в качестве основного средства линии электропередачи и оборудования, являющегося его неотъемлемой технологической частью, включенных в Перечень имущества, в котором даются наименования сложных технологических объектов и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
Согласно Общероссийскому классификатору основных средств, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX XXXXXXX - вид.
Следовательно, в соответствии с Перечнем имущества подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне имущества, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне имущества).
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне имущества, льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно назван в Перечне имущества, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем перечисленные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если, в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
Из вышеизложенного следует, что имущество тогда может быть отнесено к льготируемому, когда оно не только относится к соответствующему разделу Перечня, но и соответствует признакам целевого назначения группировок этих объектов.
Таким образом, имущество, которое налогоплательщик указал с кодами ОКОФ 14 3222163, 14 3114220, 14 3114230, 14 4527341 не только не имеются в Перечне, но их также невозможно отнести и к другим кодам ОКОФ, как включенным в Перечень, так и нет, так как имущество Общества не относится ни к магистральным газопроводам, ни к железнодорожным путям общего пользования.
В разделе Перечня в отношении имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, поименованы объекты электроснабжения и связанные с ними сооружения, в том числе линия электропередачи кабельная (код ОКОФ - 124527341), т.е. имущество, заявленное налогоплательщиком как льготируемое.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что данное имущество, как объект электроснабжения, несвязанное с железнодорожными путями общего пользования, хотя и поименованное в Перечне, не может быть освобождено от налогообложения.
Все объекты недвижимости, на которые указал налогоплательщик, являются гидротехническими сооружениями, энергетическая часть которых является их технологической, а не самостоятельной частью, вырабатывающей электроэнергию, функционирующие в целях деятельности только гидроэлектростанции.
В части нижеперечисленных объектов судом сделан следующий вывод.
1
|
Основное средство |
Инв. номер |
Код ОКОФ |
Среднегодовая стоимость, руб. |
|
Система возбуждения теристорная ГГ-1 Эзминская ГЭС |
СО00954400 |
14 3114300 |
2 435 325,00 |
|
Разрядник РВС-ИОДс.ш.-Ф. "В ЮРУ-ПО, Эзминской ГЭС |
СО00954694 |
14 3120124 |
23 253,00 |
Согласно Постановлению Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, утвердившему Общероссийский классификатор основных фондов, ОК 013-94, указанное имущество, непоименованное в Перечне, относится к разделу "машины и оборудование". Налогоплательщиком не представлено сведений о том, входит ли данное имущество в состав линий электропередач и как они взаимосвязаны.
Помимо изложенного, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены субъекты электроэнергетики, к которым отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии, а также потребители электрической и тепловой энергии, к которым отнесены лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (ст. 3 Закона N 35-ФЗ).
Налоговая льгота в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, может быть предоставлена только организациям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере электроэнергетики, на балансе которых учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В материалы дела не представлено доказательств того, что налогоплательщик осуществляет деятельность в сфере электроэнергетики, а не является потребителем электрической энергии для собственных и производственных нужд. Следовательно, находящиеся на балансе электрическое оборудование и сооружения, используемые для собственных и производственных нужд, не могут рассматриваться как линии энергопередачи, к которым согласно Закону N 35-ФЗ относятся электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Таким образом, ОАО "РусГидро" не вправе было использовать налоговую льготу по пункту 11 статьи 381 НК РФ в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504, в части линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Налогоплательщик указывает на имеющееся у него право на освобождение от уплаты налога на имущество по пункту 4 статьи 374 НК РФ в отношении следующих объектов, состоящих на его балансе:
= отводящий канал из ж/б лотков (орошение) в две нитки, К-У ГЭС;
= отводящий канал в земляном русле, БГЭС;
= плотина земляная (длина по гребню 60-м, ширина 3, L=180п.м., БекГЭС;
= канал отводящий, нижнего бьефа, СУ ДзГЭС;
= плотина грунтовая Дз.ГЭС;
= отводящий канал, ДзГЭС;
= канал деривационный ДзГЭС;
= плотина земляная смешанного типа с каменой наброской, ГдГЭС;
= подводящий деривационный канал в бетонной облицовке ЭзмГЭС;
= плотина глухая земляная с армобетонным экраном ЭзмГЭС;
= отводящий канал с мостом с откосами 1:1,5 облицов, ЭГЭС;
= бассейн суточного регулирования ЭГЭС.
По мнению налогоплательщика вышеперечисленные объекты являются водными и природно-антропогенными, выполняющие защитную роль, имеющие рекреационное значение в соответствии с нормами и определениями, данными Водным кодексом РФ, Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений", Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Дополнительно этот факт налогоплательщик подтверждает экологической экспертизой этих объектов, проведенной Автономной Некоммерческой организацией "Центр судебных экспертиз" в лице специалиста Сотневой Н.И.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы Общества в связи со следующим.
Налогоплательщик является собственником вышеперечисленного имущества, исключенного им из объектов налогообложения налогом на имущество.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
НК РФ не раскрывает понятие "водный объект", данное понятие определено в Водном кодексе Российской Федерации, где в статье 1 указано, что водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно статье 4 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота, природные выходы подземных вод (родники, гейзеры), ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
При этом настоящий закон определяет природно-антропогенный объект как природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение, антропогенный объект как объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
Статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам отнесены среди прочих каналы, водохранилища. Гидротехнические сооружения, какими являются отводящие каналы, плотины земляные и бассейн суточного регулирования в перечне водных объектов не поименованы.
При этом отнесенные к водным объектам каналы законодатель определяет как объекты, состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации), то есть это не вышеперечисленные гидротехнические сооружения (искусственные сооружения).
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Статьей 39 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водопользователи при использовании водных объектов имеют право осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах.
Таким образом гидротехнические сооружения, в том числе плотины, каналы и бассейны, не относятся к водным объектам, а относятся к сооружениям, расположенным на водных объектах.
Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники и другие.
Однако следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 256 НК РФ земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) не подлежат амортизации.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01).
В соответствии с пунктом 2 статьи 256 НК РФ и пункту 17 ПБУ 6/01 земельные участки и объекты природопользования не подлежат амортизации, поскольку они относятся к группе основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются.
Минфин России в письме от 18.07.2011 года N 03-05-05-01/56 указало, что гидротехнические сооружения не относятся к природным ресурсам, поскольку относятся к особо опасным и технически сложным объектам, входящим согласно Порядку в инфраструктуру на водных объектах. Кроме того, указанные основные средства подлежат амортизации.
Учитывая изложенное, суд правильно счел правомерным довод налогового органа о том, что факт амортизации спорного имущества дополнительно свидетельствует о включении данного имущества в объект налогообложения при исчислении налога на имущество.
Неправомерен довод Общества о наличии у спорных гидротехнических сооружений рекреационного значения.
В соответствии со статьей 62 Водного кодекса Российской Федерации, для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, на участках береговой полосы (в том числе участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы устанавливаются охранные зоны с особыми условиями водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам).
В соответствии с приложением к Правилам установления охранных зон для гидроэнергетических объектов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 884 "Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов") охранные зоны устанавливаются вдоль плотины гидроэнергетического объекта на водном пространстве от водной поверхности до дна между береговыми линиями при нормальном подпорном уровне воды в верхнем бьефе и среднемноголетнем уровне вод в период, когда они не покрыты льдом, - в нижнем бьефе, ограниченном параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны от оси водоподпорного сооружения на расстоянии:
а) для объектов высокой категории опасности - 500 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла;
б) для объектов средней категории опасности - 350 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла;
в) для объектов низкой категории опасности - 200 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла.
С учетом изложенного, поименованные гидротехнические сооружения не могут иметь рекреационного значения, поскольку являются опасными и технически сложными объектами, доступ к которым ограничен путем создания специальных охранных зон.
Доводы налогоплательщика о том, что спорное имущество предназначено для защиты от наводнений, что, по его мнению, также подтверждается, заключением АНО "Центр судебных экспертиз", является необоснованными, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" данный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Статьей 3 указанного закона установлено, что безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Критериями безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Рассматриваемые спорные объекты сами создают угрозу, а не созданы для предотвращения от неблагоприятных условий окружающей среды (наводнений, подтоплений).
К аналогичным выводам также пришел Минфин России, которое в своем письме от 18.07.2011 года N 03-05-05-01/56 указало, что гидротехнические сооружения не относятся к природным ресурсам, поскольку относятся к особо опасным и технически сложным объектам, входящим согласно Порядку в инфраструктуру на водных объектах. Кроме того, указанные основные средства подлежат амортизации.
Вышеизложенный вывод также подтверждается документами налогоплательщика, а именно - Декларацией безопасности гидротехнических сооружений Эзминской ГЭС (2009 г, т.4, л.д.1), в которой перечислены правила эксплуатации ГТС, возможные аварийные ситуации при эксплуатации сооружений, которым дана полная их характеристика по видам эксплуатации, включая сведения об их создании, а также о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии ГТС.
Таким образом, поскольку спорные объекты относятся к гидротехническим сооружениям и являются опасными и технически сложными объектами, созданы не только из природных материалов, но и из железобетонных плит, бетона и гравия, не имеют рекреационного и защитного значения, сами непосредственно не могут быть использованы в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления, соответственно, отсутствуют основания для признания указанных плотин и канала природно-антропогенными объектами, входящими в состав природных ресурсов в контексте Закона об охране окружающей среды.
На основании изложенного судом правомерно отклонены доводы налогоплательщика, основанные на заключении специалиста АНО "Центр судебных экспертиз" о спорных объектах имущества ОАО "РусГидро", как природно-антропогенных, водных объектах, выполняющих рекреационную функцию (земляные плотины).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ОАО "РусГидро", изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.11.2013 по делу N А61-3541/2012.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.11.2013 по делу N А61-3541/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3541/2012
Истец: ОАО "Федеральная генерирующая компания - РусГидро"
Ответчик: МРИ ФНС РФ по г. Владикавказу
Третье лицо: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N4, МРИ ФНС РФ по г. Владикавказу