г. Пермь |
|
17 февраля 2011 г. |
Дело N А50-21417/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.
при участии:
от заявителя ОАО "Жилищно-коммунальное предприятие-1" (ОГРН 1025901605025, ИНН 5908018971): Терехин С.А. - представитель по доверенности от 12.02.2008 г.,
от заинтересованного лица ИФНС России по Кировскому району г. Перми: Сицилицин А.А. - представитель по доверенности от 06.09.2010 г.,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России по Кировскому району г. Перми (заинтересованного лица)
на решение Арбитражного суда Пермского края от 01 декабря 2010 года
по делу N А50-21417/2010,
принятое судьей Мартемьяновым В.И.
по заявлению ОАО "Жилищно-коммунальное предприятие-1"
к ИФНС России по Кировскому району г. Перми
о признании незаконными действий,
установил:
ОАО "Жилищно-коммунальное предприятие-1" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по Кировскому району г. Перми по взысканию налоговых платежей путем выставления на расчетный счет инкассовых поручений N 4513 от 18.06.2010 г., 4514 от 18.06.2010 г., N 4515 от 18.06.2010 г., N 4516 от 18.06.2010 г.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01 декабря 2010 года заявленные требования удовлетворены.
ИФНС России по Кировскому району г. Перми (заинтересованное лицо) не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что НК РФ не содержит норм, которые запрещали при вынесении решения о взыскании налога за счет имущества отзывать выставленные инкассовые поручения; требование от 30.07.2007 г., решение от 10.09.2007, решение от 19.09.2007, инкассовые поручения от 10.09.2007 и иные документы, а также действия по выставлению первоначальных инкассовых поручений не были оспорены заявителем.
ОАО "Жилищно-коммунальное предприятие-1" (заявитель по делу) письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы не представило, представитель в судебном заседании пояснил, что не согласен с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что налоговым органом был нарушен предусмотренный ст. 46 НК РФ месячный срок для выставления инкассовых поручений. Кроме того, налоговый орган неправомерно перешел к процедуре взыскания за счет имущества налогоплательщика на основании ст. 47 НК РФ после возбуждения службой судебных приставов исполнительного производства, так как в данном случае налоговая инспекция становится простым взыскателем и не имеет право самостоятельно осуществлять взыскание. Следовательно, налоговым органом были нарушены права налогоплательщика, что выразилось в нарушении процедуры взыскания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом на основании решения от 27.06.2007 г. N 12.1-12/7515, вынесенного по акту проверки N 12.1-11/13 от 11.05.2007 г. в адрес ОАО "ЖКП-1" выставлено требование N 1514 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.07.2007 г. в том числе налогов в сумме 186925 руб., пени в сумме 63497 руб., штрафов в сумме 154764 руб. в срок до 14.08.2007 г.
В связи с неисполнением данного требования налоговым органом принято решение N 15426 от 10.09.2007 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
10.09.2007 г. на расчетные счета общества выставлены инкассовые поручения N N 4509-4520 (л.д. 22-33).
10.09.2007 г. налоговым органом приняты решения N 7014 и N 7015 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках - ОАО КБ "КAMАБАПК" и Дзержинском ОСБ N 6984 Западно-Уральского банка ОАО Сбербанка РФ.
19.09.2007 г. налоговым органом было принято решение N 402 о взыскании налогов, сборов, пеней штрафов за счет имущества налогоплательщика.
10.10.2010 г. по заявлению ОАО "ЖКП-1" арбитражным судом Пермского края по делу N А50-12751/2007 приняты обеспечительные меры в виде приостановления взыскания по инкассовым поручениям NN 4509-4520 от 10.09.2007 г., выставленным на расчетный счет общества в ОАО КБ "КАМАБАНК".
Данным определением также приостановлено действие решений N 7014 и N 7015 от 10.09.2007 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 21.04.2010 г. данные обеспечительные меры были отменены.
Письмами от 24.05.2010 N 51-55, адресованными ОАО КБ "КАМАБАНК" (получены 27.05.2010 г.), инспекция возобновила действие инкассовых поручений NN 4513 - 4516 от 10.09.2007 г., однако указанный банк возвратил в инспекцию данные инкассовые поручения без исполнения в связи с закрытием соответствующего расчетного счета.
18.06.2010 г. инспекция направила в Западно-Уральский банк Сбербанка РФ на открытый там расчетный счет заявителя новые инкассовые поручения N 4513 от 18.06.2010 г., 4514 от 18.06.2010 г., N 4515 от 18.06.2010 г., N 4516 от 18.06.2010 г. на общую сумму 78 996,67 руб., указав в качестве основания для их выставления решение N 15426 от 10.09.2007 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Полагая, что действия налогового органа по взысканию налоговых платежей путем выставления на расчетный счет новых инкассовых поручений нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующем заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что действия налогового органа по перевыставлению инкассовых поручений после вынесения решения о взыскании налога за счет имущества является незаконным и необоснованным.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решения суда указывает, что НК РФ не содержит норм, которые запрещали бы налоговому органу направлять инкассовые поручения на взыскание налогов после вынесения решения о взыскании налогов за счет имущества и после направления его на исполнение в службу судебных приставов.
Данные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению в силу следующего.
Федеральным законом N 137-ФЗ от 04.11.2005, вступившим в силу с 01.01.2007, ст. ст. 45, 46, 70 НК РФ изложены в новой редакции, а ст. 47 НК РФ дополнена отдельными положениями.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ определено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится налоговым органом последовательно в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога за счет денежных средств производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Следовательно, с направлением требования закон связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пеней в установленные сроки.
В соответствии с п. 4 ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему направляется в банк в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании.
Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 НК РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Исходя из системного анализа указанных норм, с учетом положений ст. ст. 69, 70 НК РФ, а также ст. ст. 46, 47 НК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пени проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенный порядок принудительного взыскания налога и устанавливает соответствующие сроки, при истечении и нарушении которых уполномоченные органы не вправе в дальнейшем осуществлять бесспорное взыскание недоимок.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Инспекция реализовала право на взыскание налога во внесудебном порядке в полном объеме: выставлено требование N 1514 по состоянию на 30.07.2007 об уплате налогов, пени и штрафов; 10.09.2007 были выставлены инкассовые поручения на списание налогов, пени и налоговых санкций; принято решение от 10.09.2007 N 15426 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке, а также от 19.09.2007 N 402 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Инкассовые поручения на взыскание налогов, пеней и штрафов, действия по выставлению которых оспариваются, были выставлены инспекцией после принятия решения об обращении взыскания на имущество налогоплательщика и направления постановления судебному приставу-исполнителю (п. 2 решения N 402 от 19.09.2007 г.), которое должно осуществляться судебным приставом - исполнителем в порядке, предусмотренном ФЗ РФ "Об исполнительном производстве".
Учитывая, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено выставление платежных поручений налоговым органом после принятия решения об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика, следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для повторного выставления инкассовых поручений 18.06.2010 г.
Ссылка заявителя жалобы на то, что требование от 30.07.2007 г., решение от 10.09.2007, решение от 19.09.2007, инкассовые поручения от 10.09.2007 и иные документы, а также действия по выставлению первоначальных инкассовых поручений не были оспорены заявителем, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данный факт не препятствует обществу обжаловать действия налогового органа, в порядке ст. 198 АПК РФ, по выставлению инкассовых поручений N 4513 от 18.06.2010 г., 4514 от 18.06.2010 г., N 4515 от 18.06.2010 г., N 4516 от 18.06.2010 г.
В результате изложенного решение от 01 декабря 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Кировскому району г. Перми - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 декабря 2010 года по делу N А50-21417/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Кировскому району г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
И. В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21417/2010
Истец: ОАО "Жилищно-коммунальное предприятие-1", ОАО "ЖКП-1"
Ответчик: ИФНС России по Кировскому району г. Перми