г. Санкт-Петербург |
|
25 марта 2014 г. |
Дело N А56-50222/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Душечкиной А.И.
при участии:
от заявителя: не явились- извещены (уведомление N 01562,01563);
от заинтересованного лица: 1)Чалышева А.А. по доверенности от 31.12.2013 N 3897-2-22-25; 2) не явились- извещены (уведомление N 01565);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21206/2013) ОНД Приморского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2013 по делу N А56-50222/2013 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению ООО "АВ-Текстиль"
к 1)Отделу надзорной деятельности Приморского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу;
2) Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании недействительным предписания
установил:
ООО "АВ-Текстиль" (193230, г.Санкт-Петербург, пер. Челиева, д.17, лит.Б, далее- общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Приморского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (197373, г.Санкт-Петербург, Комендантский пр, д.32, к.4, далее- ОНД Приморского района УНД ГУ МЧС России по СПб, орган пожарного надзора) от 04.06.2013 N 2-22-396/1/5 об устранении выявленных нарушений (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением суда первой инстанции заявленные требования общества удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным в связи с невозможностью его исполнения в результате заключения обществом соглашения о переуступке прав и обязанностей арендатора.
Не согласившись с решением суда, ОНД Приморского района УНД ГУ МЧС России по СПб направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель органа пожарного надзора поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что заключенное 15.11.2013 обществом соглашение о переуступке прав и обязанностей арендатора подписано сторонами после проведения плановой проверки, вынесения оспариваемого предписания и обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Представитель в суде пояснил, что соглашение о переуступке прав и обязанностей, заключенное на непродолжительное время с 15.11.2023 до 31.01.2014, при сроке исполнения предписания до 10.04.2014, позволяет обществу, со ссылкой на неисполнимость предписания, не предпринимать никаких действий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В судебное заседание представители общества и Управления не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя Отдела, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в период с 21.05.2013 по 04.06.2013 ОНД Приморского района УНД ГУ МЧС России по СПб на основании распоряжения от 22.04.2013 N 2-20-396 проведена плановая выездная проверка объекта защиты- административно-производственного здания, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Оптиков, д.4, корпус 501.
По результатам проверки составлен акт соблюдения требований пожарной безопасности от 04.06.2013 N 2-20-396, в котором зафиксировано нарушение ООО "АВ-Текстиль" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР N 390), Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (далее - Закон N 123-ФЗ), Свода Правил "Системы противопожарной защиты эвакуационные пути и выходы" СП 1.13130.2009 (далее - СП 1.13130.2009), Свода Правил 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты, ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2009) в помещениях, занимаемых обществом на основании договора аренды от 25.02.2013 N 5245/160-т с ОАО "ЛОМО", являющимся правообладателем объекта защиты.
04.06.2013 органом пожарного надзора вынесено предписание N -22-396/1/5 по устранению ООО "АВ-Текстиль" в срок до 10.04.2014 следующих нарушений:
1) Помещение торгового зала не оборудовано автоматическими установка пожаротушения (встроено в здания другого назначения)( нарушение п.1 ч.2 ст.1 Закона N 123-ФЗ);
2) Помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (производственное помещение и общественные помещения) (нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6, ч.1 ст.6, ч.1 ст.88 Закона N 123-ФЗ);
3) Допущено загромождение эвакуационного пути и выхода из административных помещений различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами) ( нарушение п.36 ППР N 390);
4) Помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (складское помещение (арендатор ООО НПФ "БАРС-2" и помещение торгового зала) ((нарушение п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6, ч.1 ст.6, ч.1 ст.88 Закона N 123-ФЗ);
5) В офисном помещении эксплуатируется светильник со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника (нарушение п.36 ППР N 390).
Общество не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, поскольку устранение нарушений влечет необходимость проведения капитального ремонта и переоборудования помещений, что не предусмотрено договором аренды.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, сославшись на неисполнимость оспариваемого предписания. Апелляционный суд не согласен в выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
-несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обеспечение пожарной безопасности, является одной из важнейших задач государства и регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 22.10.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 и другими правовыми актами.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее-Закон N 69-ФЗ) установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Правилами N 390 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что ООО "АВ-Текстиль" арендует по договору от 25.02.2013 N 5245/160-т, заключенному с собственником помещений ОАО "ЛОМО" (свидетельство о государственной регистрации N 2969 от 24.06.1993 серия 78 N 001267671 от 14.11.2002) помещения 3-Н (N 1-N 11,N 14) общей площадью 2 463,4 кв.м., расположенные на первой этаже производственного корпуса N 501, лит.Б.
Согласно условиям данного договора арендатор обязан выполнять правила пожарной безопасности при использовании помещений, содержать в работоспособном состоянии средства противопожарной защиты, находящиеся в помещении (пункт 2.2.17);
Пунктом 2.2.3 указанного договора предусмотрена возможность арендатора при проведении ремонтно-строительных работ согласовывать проект на работы с арендодателем.
Таким образом, условия договора не освобождают арендатора от обязанности по принятию мер, направленных на приведение помещений в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности. Следовательно, ООО "АВ-Текстиль" является лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности в проверяемых Отделом и арендуемых им помещениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ, настоящий закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу части 1 статьи 4 Закона N 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (части 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии частями 3 и 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся, также, технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно статье 151 Закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности;
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности)( пункт 33 ППР N 390).
Согласно п.А.4 приложения А СП 5.13130.2009 "Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические" (далее - СП 5.13130.2009) в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.), венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы, категории В4 и Д по пожарной опасности, лестничных клеток.
В силу ч.1 ст.88 Закона N 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
В соответствии с п.36 ППР при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов, в том числе запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пункт 42 ППР N 390).
Факт правонарушения подтверждается актом проверки от 04.06.2013 N 2-22-396 с фотоматериалами, из которого следует, что ООО "АВ-Текстиль" при осуществлении деятельности по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Оптиков, д.4 были допущены нарушения требований пунктов 36 и 42 ППР N 390, пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 1 статьи 6, части 1 статьи 88 Закона N 123-ФЗ. Общество не отрицает наличие нарушений, установленных в ходе проведения плановой проверки.
Общество в обоснование невозможности выполнения требований оспариваемого предписания ссылается на заключение 15.11.2013 с ООО "Технополис" соглашения о переуступке прав и обязанностей по ранее заключенному с ОАО "ЛОМО" договору аренды от 25.02.2013 N 5245/160-т.
Между тем, из материалов дела видно, что соглашение от 15.11.2013 ( со сроком действия до 31.01.2014) составлено заявителем после вынесения в его адрес предписания от 04.06.2013 и обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Вывод суда первой инстанции о том, что заключение вышеуказанного соглашения делает невыполнимым, и как следствие, недействительным предписание, ошибочен, поскольку предписание от 04.06.2013 N 2-22-396/1/5 вынесено непосредственно ООО "АВ-Текстиль", как организации, поименованной в Сводном плане проверок субъектов предпринимательства и арендующей помещения по договору от 25.02.2013 N 5245/160-т. Кратковременная переуступка прав и обязанностей по договору не может являться основанием для признания оспариваемого предписания недействительным.
С учетом вышеизложенного, у органа пожарного надзора имелись правовые основания для выдачи обществу предписания об устранении выявленных нарушений, предписание соответствует закону и не нарушает прав заявителя. Оспариваемое предписание выдано старшим инспектором ОНД Приморского района УНД ГУ МЧС по СПб в пределах предоставленных ему полномочий, нарушений требований Закона N 294-ФЗ апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции о признании недействительным предписания ОНД Приморского района УНД ГУ МЧС по СПб от 04.06.2013 N 2-22-396/1/5 подлежит отмене, апелляционная жалоба органа пожарного надзора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 декабря 2013 года по делу N А56-50222/2013 отменить.
ООО "АВ-Текстиль" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Приморского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по городу Санкт-Петербургу от 04.06.2013 N 2-22-396/2/5, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-50222/2013
Истец: ООО "АВ-Текстиль"
Ответчик: Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, ОНД Приморского района УНД МЧС России по г. Санкт-Петербургу