г. Санкт-Петербург |
|
26 марта 2014 г. |
Дело N А26-7926/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: К.Н.Халиковой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Мельник В.А. - доверенность от 18.06.2013
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2986/2014) ООО УО "Карельская Лифтовая Компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.12.2013 по делу N А26-7926/2013 (судья Ильющенко О.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО УО "Карельская Лифтовая Компания"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
об оспаривании предписания N 1731 от 23.10.2013
установил:
Общество с ограниченной ответственностью УО "Карельская Лифтовая Компания" (ОГРН 1091001009670; место нахождения: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 58; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция) от 23.10.2013 N 1731.
Решением суда первой инстанции от 05.12.2013 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 05.12.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, работы по восстановлению отопительных приборов (радиаторов) и дверных полотен на лифтовых площадках в соответствии пунктами 5 и 11 Приложения N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным приказом Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, относятся к работам по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, решение о проведении которых в соответствии с пунктом 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ должно приниматься собственниками жилых помещений в многоквартирном доме. Управляющая компания неоднократно уведомляла собственников о необходимости принятия такого решения, о необходимости проведения таких работ, однако никто их собственников не инициировал проведение общего собрания с целью принятия решения по данному вопросу. Податель жалобы не согласен с выводом суда со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.2010 N 6464/10 о том, что данные работы относятся к неотложным, обязательным сезонным работам, так как общее помещение жилого дома (коридорные секции) отапливаются расположенными в коридорах батареями, отсутствующие у лифтовых холлов двери в дверных проемах также не влияют на температурный режим в помещениях общего пользования, так как не ведут наружу (на улицу), иное административным органом не доказано.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представители Инспекции уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, однако представили письменный отзыв на апелляционную жалобу (вх. от 24.03.2014), в котором доводы жалобы отклонили и просили рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителей Инспекции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании договора N 1/68 на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома ООО УО "Карельская Лифтовая Компания" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Петрозаводск, ул. Калинина, д.73.
В связи с обращением гражданина Кабаева А.Н., проживающего в указанном доме, Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом обязательных требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Петрозаводск, ул. Калинина, д.73.
По результатам проверки составлен акт N 2008 от 23.10.2013, в котором отражено, в том числе, что на лестничных клетках в подъезде отсутствуют радиаторы отопления (16 штук) и дверные полотна (7 штук).
По факту выявленных нарушений Инспекция выдала Обществу оспариваемое предписание N 1731 от 23.10.2013, в котором указала на нарушение пунктов 10, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктов 3.2.2, 3.2.5, 5.2, 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а также обязала управляющую компанию в срок до 15.11.2013 восстановить приборы отопления (радиаторы) и установить дверные полотна на лифтовых площадках в местах их отсутствия.
Полагая указанное предписание незаконным, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Управление управляющей организацией, как один из способов управления многоквартирным домом, который обязаны выбрать собственники помещений в многоквартирном доме, предусмотрен частью 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно части 2.3 этой же статьи Кодекса (введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Как следует из материалов дела, Обществу вменяется нарушение пунктов 3.2.2, 3.2.5, 5.2, 4.7.1 Правил N 170.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено Инспекцией, нарушение пунктов 3.2.5 и 5.2 Правил N 170 вменено Обществу ошибочно, фактически в ходе проверки установлено несоблюдение пунктов 3.2.2 и 4.7.1 указанных Правил.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках.
Согласно пункту 4.7.1 Правил N 170 должно быть обеспечено исправное состояние окон, дверей и световых фонарей.
В рассматриваемом случае административным органом в ходе проверки установлено, что на лифтовой площадке радиаторы отопления отсутствуют вовсе, как и дверные полотна (выход из общего коридора на лифтовую площадку), в то время как пунктами 3.2.2 и 4.7.1 Правил N 170 предусмотрено обеспечение исправного состояния имеющихся радиаторов и дверей.
В приложении N 7 к Правилам N 170 содержится перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе, в отношении оконных и дверных заполнений (пункт 5 Приложения) - смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений; в отношении центрального отопления (пункт 11 Приложения) - установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные.
Учитывая, что в рассматриваемом случае требовалось не устранение каких-то мелких дефектов, а установка отсутствующих радиаторов отопления в количестве 16 штук и дверей в количестве 7 штук, работы по установке указанного оборудования относятся к текущим работам, перечисленным в Приложении N 7 к Правилам N 170.
Судом первой инстанции необоснованно не принята во внимание ссылка Общества на положения пункта 4.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ, согласно которой принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено исключительно к компетенции общего собрания собственников помещений.
При этом суд сослался на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, согласно которой все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Вместе с тем судом не учтено, что данная позиция была высказана Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ до внесения соответствующих изменений в часть 2 статьи 44 ЖК РФ (пункт 4.1 введен Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ), а следовательно, не может применяться при рассмотрении конкретного дела без учета действующих на момент вынесения оспариваемого предписания норм, регулирующих спорные правоотношения.
В пунктах 17 и 18 Правил N 491 также закреплены положения, согласно которым собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Суд первой инстанции также указал, что выполнение работ по установке радиаторов отопления и дверных полотен не отражено в паспорте готовности дома к эксплуатации в зимних условиях 2013 -2014 годов. Вместе с тем, из материалов дела не следует и административным органов не доказано, что работы по установке радиаторов отопления, отсутствие которых признано нарушением пункта 3.2.2 Правил N 170, и дверных полотен на площадке у лифтов (межсекционные дверные заполнения), относятся к сезонным работам, связанным с подготовкой дома к отопительному сезону.
Как пояснил представитель Общества и иное не следует из материалов дела, радиаторы отопления установлены на всех лестничных клетках и в общих коридорах многоэтажного жилого дома, отсутствие радиаторов отопления в лифтовом холе никак не влияет на температурный режим в общих помещениях жилого дома. Дверные проемы между общим коридором и лифтовой площадкой не ведут наружу (на улицу), а следовательно, также не влияют на температурный режим.
Как следует из материалов дела, Общество в журнале регистрации результатов осеннего осмотра жилого дома N 73 по ул. Калинина указало на необходимость установки дверных полотен на площадке у лифтов в количестве 7 штук и замены радиаторов в количестве 16 штук, довело до сведения собственников жилого дома информацию о необходимости принятия решения в отношении общего имущества и созыве собрания, однако решение собственниками жилого дома по вопросу приобретения и установки в лифтовых холлах радиаторов отопления и дверных полотен на сегодняшний день не принято, а следовательно, с учетом вышеприведенных нормативных положений правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания у Инспекции не имелось.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении требований Общества и признания недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 23.10.2013 N 1731.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции подлежат взысканию с Инспекции в пользу заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05 декабря 2013 года по делу N А26-7926/2013 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 23.10.2013 N 1731 об устранении нарушений действующего законодательства, выданное обществу с ограниченной ответственностью УО "Карельская Лифтовая Компания".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью УО "Карельская Лифтовая Компания" расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7926/2013
Истец: ООО УО "Карельская Лифтовая Компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Карелия