г. Хабаровск |
|
26 марта 2014 г. |
Дело N А73-12591/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Внешнеэкономическая торговая компания": представитель не явился;
от Хабаровской таможни: Гусева Е.В., представитель по доверенности от 17.03.2014 N 04-37/41;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 10.01.2014
по делу N А73-12591/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Внешнеэкономическая торговая компания" (ОГРН 1082511004652, ИНН 2522001401)
к Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826, ИНН 2722009856)
о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Внешнеэкономическая торговая компания" (далее - общество, ООО "ВТК", декларант) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Хабаровской таможни (далее - таможня, таможенный орган), оформленного письмом от 03.09.2013 N 15-21/13054 об отказе в возврате излишне взысканных таможенных пошлин и иных денежных средств по 5 декларациям.
Определением суда от 24.10.2013 по делу N А73-12490/2013 на основании статьи 130 АПК РФ требования заявителя разделены на 5 самостоятельных дел.
При этом по настоящему делу подлежит рассмотрению требование общества о признании недействительным решения Хабаровской таможни оформленное письмом от 03.09.2013 N 15-21/13054 об отказе в возврате излишне взысканных таможенных платежей в сумме 26149 руб. по ДТ N 10703070/121012/0003705 (далее - ДТ N 3705).
Решением от 10.01.2014 суд требования общества удовлетворил. Признал незаконным решение таможни об отказе в возврате таможенных платежей по ДТ N 3705, оформленное письмом от 03.09.2013 N 15-21/13054. Обязал таможенный орган возвратить обществу денежные средства в размере 26149 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе заявленных обществом требований.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя таможни, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, 20.08.2011 между обществом (покупатель) и Суйфенхэйской торгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью "Тяньжуй", КНР (продавец) заключён контракт N HLSF-826HZ.
По условиям контракта продавец продаёт и поставляет на условиях FCA FCA Дуннин, Суйфэньхе, Хулинь; DDU Уссурийск; CFR Владивосток в соответствии с Инкотермс-2000, а покупатель покупает различного наименования, вида, размеров, формы, материала и иных признаков обувь, одежду, а также товары народного потребления.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта полный ассортимент каждой партии поставляемого товара, в том числе количество, стоимость определяется в приложениях к контракту, а также в инвойсах, отгрузочных спецификациях. Общая сумма контракта составляет 10 млн. долл. США (пункт 2.1 контракта).
Приложением от 11.10.2012 N 0099 к контракту стороны согласовали к поставке партию товаров из 73 наименований в ассортименте на сумму 46017,84 долл. США.
В рамках исполнения контракта обществом на таможенную территорию РФ на условиях FCA Дуннин ввезены перечисленные в приложении N 0099 товары, в отношении которых в центр электронного декларирования 12.10.2012 подана декларация на товары ДТ N 10703070/121012/0003705 (далее - ДТ N 3705).
Таможенная стоимость ввезенных товаров определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-1, согласно которой к цене сделки добавлены расходы по перевозке товаров на территорию РФ.
В целях подтверждения таможенной стоимости ввезенных товаров при декларировании обществом представлены: контракт N HLSF-826HZ, приложение от 11.10.2012 N 0099 к контракту, инвойс от 11.10.2012 N 1110824, отгрузочная спецификация N 1110824, международная ТТН, паспорт сделки и иные документы.
При этом в приложении количество всех штучных товаров указано только по весу в кг., также указана цена в долл. США/кг. В декларации количество всех товаров указано как в штуках (графа 31), так и по весу нетто в кг. (графа 38), совпадающему с весом, указанном в приложении к контракту, отгрузочной спецификации и инвойсе.
В ходе таможенного контроля должностным лицом таможенного органа принято решение от 13.10.2012 о проведении дополнительной проверки, которым обществу предложено в срок до 22.10.2012 представить дополнительные документы для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров.
Письмом от 13.10.2012 общество сообщило таможне о том, что не имеет возможности представить дополнительные документы ввиду их отсутствия; их сбор и представление потребуют значительных временных затрат. В этом же письме общество согласилось на корректировку таможенной стоимости.
В этот же день должностным лицом таможни принято решение от 13.10.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров N N 61, 62, 63, 64, 65. Этим решением обществу предложено осуществить корректировку таможенной стоимости исходя из предложенной таможенным органом ценовой информации.
Согласившись скорректировать таможенную стоимость, общество 12.10.2012 самостоятельно заполнило декларацию таможенной стоимости формы ДТС-2 и КТС-1, определив таможенную стоимость товаров по резервному методу на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Исчисленные по новой таможенные платежи вследствие корректировки приняты таможней путем проставления отметки "ТС принята. ЛНП:130 от 14.10.2012" в графе ДТ N 3705 для отметок таможенного органа.
В результате произведённой корректировки таможенная стоимость товаров увеличена по сравнению с первоначально заявленной обществом, что привело к увеличению размера таможенных платежей на 26149 руб.
Посчитав, что оснований для корректировки таможенной стоимости не имелось, общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, которым просило возвратить ему денежные средства в сумме 26149 руб. в связи с неправомерной корректировкой таможенной стоимости товаров по ДТ N 3705.
Письмом от 03.09.2013 N 15-21/13054 таможенный орган возвратил указанное заявление в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней оплаты.
Не согласившись с решением таможенного органа, общество обжаловало его в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учётом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994).
Пунктом 1 статьи 2 Соглашения установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.
Иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6 - 10 Соглашения, применяются, как это прямо следует из их содержания, а также абзацев 2 - 5 части 1 статьи 2 Соглашения, только при невозможности применения первого метода и прочих предусмотренных названными статьями методов, рассматриваемых последовательно.
В силу статьи 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС установлено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок), а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Согласно подпункту 1 пункта 11 Порядка одним из признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров являются выявленные с использованием СУР "Система управления рисками" риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
Решение таможни от 13.10.2012 о проведении дополнительной проверки не соответствует приведённым выше требованиям статьи 69 ТК ТС, так как в нём не указан перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Указание таможней в решении лишь того, что признаки недостоверности выявлены с использованием системы управления рисками, не является достаточной мотивировкой, необходимой в силу пункта 1 статьи 69 ТК ТС.
Получив названное решение таможенного органа, декларант не имел возможности убедиться в обоснованности и, соответственно, правомерности его принятия, а также установить, какие именно признаки недостоверного декларирования обнаружены таможенным органом.
При этом в решении от 13.10.2012 содержится всего лишь формализованный перечень документов, которые либо уже были представлены декларантом либо вообще не могли быть представлены по объективным обстоятельствам.
Таким образом, решение от 13.10.2012 о проведении дополнительной проверки является незаконным как не соответствующее пункту 1 статьи 69 ТК РФ, что само по себе влечёт за собой незаконность всех последующих решений таможни по таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 3705.
Доводы таможни о том, что решение о применении профилей риска принимаются автоматически на основании программного анализа представленных документов и сведений, имеющихся в базах данных таможенного органа, суд отклоняет.
Действующим законодательством Таможенного союза и Российской Федерации предусмотрено, что решения, принимаемые в ходе контроля таможенной стоимости, принимаются должностными лицами таможенных органов и должны соответствовать требованиям таможенного законодательства независимо от используемого таможенными органами программного обеспечения.
Из материалов дела следует и таможенным органом не оспаривается, что при декларировании товаров обществом были представлены все имеющиеся у него документы, позволяющие определить таможенную стоимость первым методом, в том числе: контракт N HLSF-826HZ, приложение от 11.10.2012 N 0099 к контракту, инвойс от 11.10.2012 N 1110824, отгрузочная спецификация N 1110824, международная ТТН N 1110824, паспорт сделки и иные документы, в которых указаны сведения о товаре, указанным декларантом в ДТ N 3705 и декларации таможенной стоимости формы ДТС-1.
Доводы таможенного органа о том, что непредставление запрошенных документов не позволяет проследить формирование цены сделки и свидетельствует о документальной неподтвержденности сделки, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку таможенным органом не дано никакой оценки представленным обществом при таможенном декларировании документам, на предмет их достаточности и документальной подтвержденности заявленных сведений.
Исследовав в совокупности и взаимосвязи, имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом в таможню были представлены документы в объеме сведений, достаточных для достоверного подтверждения заявленной величины таможенной стоимости товаров.
При таких обстоятельствах, таможенным органом не доказано, что сведения, содержащиеся в представленных обществом с Декларацией документах, неполны и недостоверны, а также, что непредставление истребованных у декларанта документов привело к невозможности принятия таможенной стоимости, определённой первым методом, а обществом, напротив, доказано, что им были представлены в таможню достаточные документы, подтверждающие заявленные сведения о таможенной стоимости товаров, определённой первым методом.
Поскольку таможенные платежи, дополнительно начисленные в связи с произведённой корректировкой, в размере 26149 руб. взысканы таможней, являются излишне уплаченными, то согласно статье 89 ТК ТС подлежат возврату обществу в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Копии решений, принятых в порядке ведомственного контроля, либо судебных актов о признании незаконными решений о корректировке таможенной стоимости или о её принятии к заявлению о возврате не приложено, поскольку соответствующие решения и судебные акты в данном случае не выносились.
При этом, отсутствие обращения общества с требованиями о признании незаконными решений о корректировке и о принятии таможенной стоимости не лишает общество возможности защитить свои права иным способом, что соответствует положениям статей 12, 13 ГК РФ и статьи 198 АПК РФ.
Порядок и сроки обращения в таможню с соответствующим заявлением обществом соблюдены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел в обоснованному выводу о том, что решение таможни, оформленное письмом от 03.09.2013 N 15-21/13054, правомерно расценено обществом как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и подлежит признанию незаконным как не соответствующее приведённым положениям таможенного законодательства РФ и Таможенного союза и нарушающее права и законные интересы общества.
В порядке подпункта 3 пункта 4 статьи 201 АПК РФ суд обосновано обязал таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путём возврата ему денежных средств в указанном размере.
При вышеизложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.01.2014 по делу N А73-12591/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12591/2013
Истец: ООО "Внешнеэкономическая торговая компания"
Ответчик: Хабаровская таможня