г. Санкт-Петербург |
|
26 марта 2014 г. |
Дело N А42-6333/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Федуловой М.К.
при участии:
от заявителя: Кяльмина А.П. по доверенности от 23.04.2013 N 01-04/88.
от ответчика: Иванова В.М. по доверенности от 22.08.2012.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1388/2014) ЗАО Научно-производственное предприятие "Вега" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.12.2013 по делу N А42-6333/2013 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ЗАО Научно-производственное предприятие "Вега"
к Пограничному Управлению ФСБ России по Мурманской области
об оспаривании постановления
установил:
Закрытое акционерное общество научно-производственное предприятие "Вега" (183038, Мурманск, Театральный бульвар, дом 9, ОГРН 1025100847210, далее - общество, ЗАО НПП "Вега") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области (183038, Мурманск, ул. Софьи Петровской, 13а, ОГРН 1055194024456, далее - Пограничное управление, административный орган) по делу об административном правонарушении N 2109/458/13 от 28.08.2013.
Решением от 09.12.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ЗАО НПП "Вега" направило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просило решение от 09.12.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что его действия не образуют состав и событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку у него отсутствует обязанность проходить контрольный пункт "Север-1", а также соблюдать порядок прохождения иных контрольных точек в силу абзаца 3 пункта 4 Порядка прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек), утверждённого совместным Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федерального агентства по рыболовству от 15.02.2010 N 56/91.
Представитель Пограничного управления возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, принадлежащее ЗАО НПП "Вега" судно М-0186 "Гемма" в период с 22.06.2013 по 24.07.2013 находилось в рейсе на промысле:
- в Норвежской экономической зоне Баренцева моря с 22.06.2013 по 03.07.2013;
- в Норвежской экономической зоне Норвежского моря с 04.07.2013 по 12.07.2013;
- в Норвежской экономической зоне Баренцева моря с 13.07.2013 по 18.07.2013;
- в исключительной экономической зоне Российской Федерации с 19.07.2013 по 25.07.2013.
18.07.2013 перед переходом из Норвежской экономической зоны Баренцева моря в исключительную экономическую зону Российской Федерации капитан данного судна на основании пункта 11 Порядка от 15.02.2010 N 56/91 уведомил Пограничное управление о намерении пересечь внешнюю границу исключительной экономической зоны Российской Федерации.
19.07.2013 судно М-0186 "Гемма" в 04:57 uts в координатах 70?32'52" северной широты и 32?25'08" восточной долготы осуществило вход в исключительную экономическую зону Российской Федерации без прохождения контрольного пункта (точки) "Север-1" и без уведомления Управления о таком намерении.
Установив факт непрохождения судном М-0186 "Гемма" контрольного пункта "Север-1", Управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N 2109/458/13 от 16.08.2013.
Постановлением N 2109/458/13 от 28.08.2013 ЗАО НПП "Вега" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 200 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав выступления сторон, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 18.6 КоАП РФ нарушение судами рыбопромыслового флота порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Положениями Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) и Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) регулируется промысел (промышленное рыболовство) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона N 191-ФЗ под исключительной экономической зоной Российской Федерации понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Охрану исключительной экономической зоны, ее водных биоресурсов и неживых ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 35 Федерального закона N 191-ФЗ), к которым, в частности, относится Федеральная служба безопасности Российской Федерации (статья 11.1 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности Российской Федерации").
Согласно пункту 15 статьи 7 Федерального закона N 191-ФЗ установление контрольных пунктов (точек) и порядка прохождения их российскими и иностранными судами, осуществляющими рыболовство и следующими в исключительную экономическую зону и выходящими из нее, в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти.
Приказами от 15.02.2010 Федеральной службы безопасности России N 56 и Федерального агентства по рыболовству Российской Федерации N 91 утверждено Положение о порядке прохождения российскими и иностранными судами морских контрольных пунктов (точек) и системы морских контрольных пунктов (точек) (далее - Порядок N 56/91).
Согласно пункту 1 Порядка N 56/91 контрольные пункты (точки) устанавливаются в исключительной экономической зоне Российской Федерации в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов в отношении российских и иностранных судов, осуществляющих рыболовство и (или) морские ресурсные исследования, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, при входе этих судов в исключительную экономическую зону Российской Федерации с целью осуществления рыболовства и при выходе из неё.
Пунктом 3 Порядка N 56/91 установлено, что контрольные пункты являются обязательными для прохождения судами при каждом входе (выходе) в исключительную экономическую зону Российской Федерации при пересечении линии ее внешней границы для осуществления промысла и при завершении промысла, а также судами, осуществляющими промысел водных биоресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации при переходе из одного промыслового района в другой.
Согласно пунктам 5, 6 Порядка N 56/91 прохождение судами контрольных пунктов включает проход судов через контрольные пункты, проведение на судах контрольно-проверочных мероприятий и капитаны (при одиночном плавании) или старшие групп (при групповом плавании) судов не позднее чем за 24 часа до предполагаемого времени прохождения контрольного пункта обязаны передать (телефонограммой, по факсимильной связи или электронной почте) в пограничное управление ФСБ России по субъекту Российской Федерации (по направлению) (далее - пограничное управление ФСБ России) в соответствии с приложением N 1 к названному Порядку информацию по формам, установленным соответственно в приложениях N 2 и N 3 к этому же Порядку.
Факт вмененного заявителю правонарушения, а именно: факт непрохождения судном М-0186 "Гемма" контрольного пункта "Север-1" подтверждается материалами дела и подателем жалобы не оспаривается.
Довод подателя жалобы об отсутствии у него обязанность по прохождению контрольного пункта в силу положений 3 пункта 4 Порядка N 56/91 апелляционным судом не принимается.
Так, в соответствии с пунктом 4 Порядка N 56/91 контрольные пункты не проходятся, в том числе: российскими судами в случаях осуществления промышленного или прибрежного рыболовства в районах, из которых законодательством Российской Федерации установлена обязательная доставка уловов водных биологических ресурсов на таможенную территорию Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, как правомерно отметил суд первой инстанции, судном М-0186 "Гемма" велся промысел и в Норвежской экономической зоне Норвежского моря, откуда законодателем не предусмотрена обязательная доставка водных биоресурсов на территорию РФ, в связи с чем абзац 3 пункта 4 Порядка на спорные правоотношения не распространяется.
Положения абзаца 2 пункта 4 Порядка N 56/91, в соответствии с которым контрольные пункты не проходятся российскими судами для следования в российские морские порты с целью доставки на таможенную территорию РФ уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, правомерно не применены в данном случае судом первой инстанции, поскольку судно заявителя вошло в исключительную экономическую зону Российской Федерации не с целью доставки улова водных биоресурсов, а на промысел в исключительной экономической зоне РФ, который осуществляло в период с 19 по 25 июля 2013 года, и только после промысла проследовало в порт Мурманск.
Таким образом, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 18.6 КоАП РФ.
Оснований для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ апелляционная инстанция не усматривает, поскольку совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами режим внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации и на ее защиту.
Вместе с тем, назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание отсутствие на момент прибытия судна в порт г. Мурманска нарушений Правил рыболовства и с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, суд апелляционной инстанции считает возможным отменить оспариваемое постановление в части назначенного штрафа в размере, превышающем 100 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Мурманской области от 09 декабря 2013 года по делу N А42-6333/2013 изменить.
Признать незаконным и отменить постановление Пограничного управления ФСБ России Мурманской области (183038, Мурманск, ул. Софьи Перовской, 13а) от 28.08.2013 N 2109/458/13 в части назначенного штрафа в размере, превышающем 100 000 руб.
В остальной части решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО Научно-производственное предприятие "Вега" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6333/2013
Истец: ЗАО НПП "ВЕГА"
Ответчик: Пограничное Управление ФСБ России по Мурманской области